Собы­тия

Этот раз­дел рас­ска­зы­вает исто­рию искус­ства реги­она сквозь призму кол­лек­тив­ных про­ек­тов 80‑х — 00‑х. Такие собы­тия, как выставки, фести­вали, кон­церты, пер­фор­мансы помо­гают про­явиться свя­зям смо­лян с еди­но­мыш­лен­ни­ками внутри реги­она, страны и зару­бе­жом, поэтому раз­дел содер­жит руб­рики «реги­о­наль­ные собы­тия», «акции и пер­фор­мансы», «собы­тия на выезде». 

Хро­ника мно­гих собы­тий гораздо шире, чем их рекон­струк­ция здесь, на сайте. Это свя­зано с тем, что смо­лен­ские авторы 80–90-00‑х, за исклю­че­нием еди­нич­ных слу­чаев, не соби­рали пер­со­наль­ные архивы и не стре­ми­лись осмыс­лить исто­рию локаль­ного искус­ства изнутри сооб­ще­ства. Доку­мен­та­ция боль­шей части собы­тий не сохра­ни­лась или не про­из­во­ди­лась вовсе, поскольку в доциф­ро­вой период пле­ноч­ную съемку мог поз­во­лить себе далеко не каж­дый. Исклю­че­ние состав­ляет архив худож­ника и музы­канта Влада Мака­рова, мате­ри­алы кото­рого поз­во­ляют рекон­стру­и­ро­вать исто­рию кол­лек­тив­ных музы­каль­ных собы­тий 80–90‑х, а также обо­зна­чить связи внутри смо­лен­ской Школы новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки и за ее пре­де­лами. Мака­ров вел хро­нику собы­тий объ­еди­не­ния КЭП­НОС и смо­лен­ской Школы новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки, ста­ра­ясь делать фото ‑видео-съемку, а также фик­си­руя вос­по­ми­на­ния в мему­ар­ных замет­ках.

Если срав­ни­вать между собой три деся­ти­ле­тия смо­лен­ского искус­ства: вось­ми­де­ся­тые, девя­но­стые и нуле­вые, то ста­но­вится ясно, что девя­но­стые для смо­лен­ского искус­ства самое актив­ное время. Оче­видно, что такое поня­тие как автор­ское само­про­дви­же­ние в рас­смат­ри­ва­е­мые нами пери­оды еще не суще­ство­вало. Вме­сто него дей­ство­вала инер­ция искрен­него обще­ния и дру­же­ского инте­реса. 80–90‑е — время, когда авторы нуж­да­лись не столько в инве­сти­циях, сколько друг в друге, в соли­дар­но­сти и твор­че­ской под­держке. Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей отме­чают девя­но­стые как время зарож­де­ния про­фес­си­о­наль­ной среды совре­мен­ного искус­ства, в кото­рой из хаоса эпохи нао­щупь созда­ва­лась модель арт-рынка. В авгу­сте 1990 года в Москве открылся пер­вый Центр совре­мен­ного искус­ства, а уже в ноябре этого года в Смо­лен­ске про­шел меж­ду­на­род­ный фести­валь совре­мен­ного искус­ства, полу­чив­ший впо­след­ствии назва­ние «Арт-бдения». Стре­ми­тель­ное раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­ного сооб­ще­ства спо­соб­ствует выде­ле­нию в среде искус­ства новых ролей: кура­торы, орга­ни­за­торы, гале­ри­сты, арт-критики. По мне­нию смо­лен­ских авто­ров глав­ным ини­ци­а­то­ром собы­тий в городе с начала 90‑х являлся Алек­сандр Голу­бев, орга­ни­зо­вав­ший мас­штаб­ные фести­вали, выставки, пуб­ли­ка­ции, а также, как член Все­со­юз­ного гума­ни­тар­ного фонда им. А.С. Пуш­кина, под­дер­жи­вав­ший связи с Моск­вой. Боль­шин­ство кол­лек­тив­ных ини­ци­а­тив конца 80х-начала 90‑х — это свое­об­раз­ная форма суще­ство­ва­ния сооб­ще­ства. Люди раз­ных обла­стей искус­ства активно сотруд­ни­чали друг с дру­гом. Рас­про­стра­нен­ным для этого вре­мени жан­ром кол­лек­тив­ного выска­зы­ва­ния ста­но­вится выставка — акция. Это свя­зано с тем, что худож­ники, музы­канты, писа­тели вос­при­няли новое аван­гард­ное искус­ство как непре­рыв­ное дей­ствие, помо­га­ю­щее вовлечь в про­из­вод­ство смыс­лов и про­из­ве­де­ний зри­те­лей. 

Завер­ша­лись девя­но­стые рас­цве­том клуб­ной куль­туры и зарож­де­нием Интер­нета. Кол­ла­бо­ра­тив­ные прак­тики и мас­штаб­ные кол­лек­тив­ные само­ор­га­ни­зо­ван­ные ини­ци­а­тивы сме­ни­лись сете­выми опы­тами. Скла­ды­ва­ется ощу­ще­ние, что пер­вое деся­ти­ле­тие нового века про­хо­дит под зна­ком само­ре­флек­сии в поис­ках новых средств выра­же­ния. Худож­ники начали осва­и­вать про­стран­ство гло­баль­ной сети. Смо­ленск вклю­ча­ется в медиа-арт-проекты. В 2004 на базе интернет-клуба «Траф­фик» а рам­ках меж­ду­на­род­ного про­екта «Плат­форма» откры­ва­ется раз­дел «Аль­тер­на­тив­ное искус­ство Смо­лен­ска», транс­фор­ми­ро­вав­шийся позд­нее в web-галерею «аГа». Пиком медиа-движения для Смо­лен­ска стал мно­го­уров­не­вый меж­ду­на­род­ный арт-проект «СО_ОБЩЕНИЕ» (в англо­языч­ной тран­скрип­ции – IN_FORMATION), стар­то­вав­ший в октябре 2006 года в выста­воч­ном ком­плексе «Днепр». При зна­ком­стве с про­грам­мами и участ­ни­ками собы­тий этого пери­ода отчет­ливо заметно увле­че­ние смо­лен­ских авто­ров не только мейл-артом, но и мар­ги­наль­ными прак­ти­ками — визу­аль­ной поэ­зией, асе­ми­че­ским пись­мом и бук-артом. В 2010 году в выста­воч­ном зале им. Мике­шина про­шла пер­вая в Рос­сии выставка асе­ми­че­ского письма, став­шая ито­гом несколь­ких лет суще­ство­ва­ния в Смо­лен­ске неком­мер­че­ского жур­нала «Слова». Редак­торы изда­ния, дра­ма­тург Инна Кирил­лова и фило­соф, писа­тель Глеб Коло­миец, с 2007 года фор­ми­ро­вали вокруг «Слов» сооб­ще­ство анде­гра­унд­ной лите­ра­туры и неком­мер­че­ского искус­ства. Бла­го­даря чему на выставке им уда­лось пока­зать обшир­ный меж­ду­на­род­ный срез работ. 

Вто­рая поло­вина нуле­вых — камер­ное время для искус­ства города. Преды­ду­щее поко­ле­ние худож­ни­ков неофи­ци­аль­ного искус­ства уста­но­вило проч­ные про­фес­си­о­наль­ные связи с новым поко­ле­нием, что сов­пало с откры­тием неболь­шой гале­реи совре­мен­ного искус­ства «40 квад­ра­тов». Именно в про­стран­стве «40 квад­ра­тов» под кура­тор­ством Анны и Дмит­рия Зими­ных про­хо­дят зна­ко­вые выставки смо­лен­ских худож­ни­ков раз­ных поко­ле­ний и худо­же­ствен­ных ори­ен­та­ций, поэтому, в основу раз­дела «Собы­тия 2000–2010» легли пер­со­наль­ные архивы осно­ва­те­лей «40 квад­ра­тов», а также архив жур­нала «Слова».