Этот раздел рассказывает историю искусства региона сквозь призму коллективных проектов 80‑х — 00‑х. Такие события, как выставки, фестивали, концерты, перформансы помогают проявиться связям смолян с единомышленниками внутри региона, страны и зарубежом, поэтому раздел содержит рубрики «региональные события», «акции и перформансы», «события на выезде».
Хроника многих событий гораздо шире, чем их реконструкция здесь, на сайте. Это связано с тем, что смоленские авторы 80–90-00‑х, за исключением единичных случаев, не собирали персональные архивы и не стремились осмыслить историю локального искусства изнутри сообщества. Документация большей части событий не сохранилась или не производилась вовсе, поскольку в доцифровой период пленочную съемку мог позволить себе далеко не каждый. Исключение составляет архив художника и музыканта Влада Макарова, материалы которого позволяют реконструировать историю коллективных музыкальных событий 80–90‑х, а также обозначить связи внутри смоленской Школы новой импровизационной музыки и за ее пределами. Макаров вел хронику событий объединения КЭПНОС и смоленской Школы новой импровизационной музыки, стараясь делать фото ‑видео-съемку, а также фиксируя воспоминания в мемуарных заметках.
Если сравнивать между собой три десятилетия смоленского искусства: восьмидесятые, девяностые и нулевые, то становится ясно, что девяностые для смоленского искусства самое активное время. Очевидно, что такое понятие как авторское самопродвижение в рассматриваемые нами периоды еще не существовало. Вместо него действовала инерция искреннего общения и дружеского интереса. 80–90‑е — время, когда авторы нуждались не столько в инвестициях, сколько друг в друге, в солидарности и творческой поддержке. Большинство исследователей отмечают девяностые как время зарождения профессиональной среды современного искусства, в которой из хаоса эпохи наощупь создавалась модель арт-рынка. В августе 1990 года в Москве открылся первый Центр современного искусства, а уже в ноябре этого года в Смоленске прошел международный фестиваль современного искусства, получивший впоследствии название «Арт-бдения». Стремительное развитие профессионального сообщества способствует выделению в среде искусства новых ролей: кураторы, организаторы, галеристы, арт-критики. По мнению смоленских авторов главным инициатором событий в городе с начала 90‑х являлся Александр Голубев, организовавший масштабные фестивали, выставки, публикации, а также, как член Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С. Пушкина, поддерживавший связи с Москвой. Большинство коллективных инициатив конца 80х-начала 90‑х — это своеобразная форма существования сообщества. Люди разных областей искусства активно сотрудничали друг с другом. Распространенным для этого времени жанром коллективного высказывания становится выставка — акция. Это связано с тем, что художники, музыканты, писатели восприняли новое авангардное искусство как непрерывное действие, помогающее вовлечь в производство смыслов и произведений зрителей.
Завершались девяностые расцветом клубной культуры и зарождением Интернета. Коллаборативные практики и масштабные коллективные самоорганизованные инициативы сменились сетевыми опытами. Складывается ощущение, что первое десятилетие нового века проходит под знаком саморефлексии в поисках новых средств выражения. Художники начали осваивать пространство глобальной сети. Смоленск включается в медиа-арт-проекты. В 2004 на базе интернет-клуба «Траффик» а рамках международного проекта «Платформа» открывается раздел «Альтернативное искусство Смоленска», трансформировавшийся позднее в web-галерею «аГа». Пиком медиа-движения для Смоленска стал многоуровневый международный арт-проект «СО_ОБЩЕНИЕ» (в англоязычной транскрипции – IN_FORMATION), стартовавший в октябре 2006 года в выставочном комплексе «Днепр». При знакомстве с программами и участниками событий этого периода отчетливо заметно увлечение смоленских авторов не только мейл-артом, но и маргинальными практиками — визуальной поэзией, асемическим письмом и бук-артом. В 2010 году в выставочном зале им. Микешина прошла первая в России выставка асемического письма, ставшая итогом нескольких лет существования в Смоленске некоммерческого журнала «Слова». Редакторы издания, драматург Инна Кириллова и философ, писатель Глеб Коломиец, с 2007 года формировали вокруг «Слов» сообщество андеграундной литературы и некоммерческого искусства. Благодаря чему на выставке им удалось показать обширный международный срез работ.
Вторая половина нулевых — камерное время для искусства города. Предыдущее поколение художников неофициального искусства установило прочные профессиональные связи с новым поколением, что совпало с открытием небольшой галереи современного искусства «40 квадратов». Именно в пространстве «40 квадратов» под кураторством Анны и Дмитрия Зиминых проходят знаковые выставки смоленских художников разных поколений и художественных ориентаций, поэтому, в основу раздела «События 2000–2010» легли персональные архивы основателей «40 квадратов», а также архив журнала «Слова».