Этот раздел рассматривает художественное сообщество города как систему организованных самими участниками горизонтальных связей. В разные периоды эти связи то усиливались то ослабевали.
Общие тенденции в художественной жизни региона выделить сложно. Несмотря на интерес к одним и тем же явлениям и формам, каждый художник всегда занимался развитием своей индивидуальной практики. С этим сопряжено локальное мифотворчество. Авторы конструируют свой миф, встраивая его в местный контекст с разной степенью активности. Сознательное отнесение себя к «параллельной культуре», работа в условиях информационной недостаточности и внешней автономности привели к активным внутренним коллаборативным практикам.
Авторы, начинавшие творческую активность в 70–е годы отчетливо позиционировали себя в культурном пространстве и до сих пор предпочитают индивидуализм и связь с традицией модернизма. Они развивали связи с ближним зарубежьем. Это был пик расцвета экспериментальной музыки. В это время в Смоленске благодаря такому харизматичному лидеру как Влад Макаров появляется Смоленская школа новой импровизационной музыки, распространившая свое влияние далеко за пределы СССР.
В 80-е-90‑е в городе действуют несколько объединений независимых художников и писателей, «исповедующих различные принципы современного искусства» и противопоставляющих свою деятельность официальным структурам: клуб авангардистов «КЭПНОС», «Группа неизвестных художников» («ГруНеХу»), «Ассоциация проклятых поэтов» (АПП), «Смоленская школа апологетов» (США), объединение «СИТО», арт-группы «ОКНО» и «Крестьянские дети». Поводами для коллабораций художников, литераторов, музыкантов становились как организация коллективных выставок и фестивалей, так и стремление к обновлению локального художественного процесса. Деятельность внутри группы давала возможность компенсировать отсутствие галерейной репрезентации и осваивать городское и другие публичные пространства с помощью актуальных на тот момент форм художественной активности: перформанса и акции. В этот период в Смоленске действовало несколько выставочных залов, в том числе галерея современного искусства «Флигель» и Выставочный зал по ул. Коненкова 9. Однако, эти площадки были широко ориентированы и занимались современным процессом не систематически. Сближение единомышленников представлялось конкурентноспособным для работы в масштабах страны. В отличие от столичных коллег, для которых в этот период «присвоение роли автора стало перманентным действием», смоленские художники выбрали стратегию коллективного творчества, предполагающую анонимность и развитие горизонтальных связей. Подобная установка сближает их с традициями исторического авангарда. Искусство региона как и страны в это время развивается стихийно, постепенно освобождаясь от понимания себя как части контркультуры.
Постперестроечный период время, когда художники 80‑х — 90‑х и «нулевых» синхронизируют свою деятельности. Первые уже закреплены в традиции, вторые начинают разрабатывать свои практики, стараясь двигаться интуитивным путем.
В 2007 году появляется литературно-философский журнал «Слова», ориентированный на поддержку и развитие некоммерческого искусства в России. Это издание посвящено авангардным практикам: асемическому письму, визуальной поэзии, концептуализму. Кроме критической теории и публикаций произведений, редакторы журнала Глеб Коломиец и Инна Кириллова выступили кураторами независимых выставочных проектов, среди которых «Первая выставка асемического письма в России», прошедшая в Смоленске в 2010 году.
В марте 2009 года благодаря усилиям художников Дмитрия и Анны Зиминых в Смоленске открылась первая галерея современного искусства «40 квадратов», просуществовавшая два года. За это время в пространстве состоялось 18 выставок современных течений в живописи, графике и фотографии. Инициатива помогла активизировать на непродолжительный срок арт-сообщество города, у авторов появилась ориентация на выставочное пространство.
Важную роль в развитии локального культурного контекста нулевых сыграло появление клубной культуры. В ночных клубах города проходили выставки, перформансы, поэтические вечера, среди которых такие масштабные как «Poem Party» в «Орфее» или «Арт-спасение мира» объединения «Артель М.И.Р.» в «А‑клубе».
До сих пор художественная жизнь города выстраивается в первую очередь на уровне личных связей, которые редко формируют общий профессиональный импульс. По замечанию самих художников, внутри сообщества «ещё сильно стремление к авторскому и индивидуальному творчеству». На сегодняшний день современным искусством в регионе занимаются люди, стоявшие у его истоков, а также художники, присоединившиеся к ним в переходный период.
Текст: Яна Двоенко