Само­ор­га­ни­за­ции

Этот раз­дел рас­смат­ри­вает худо­же­ствен­ное сооб­ще­ство города как систему орга­ни­зо­ван­ных самими участ­ни­ками гори­зон­таль­ных свя­зей. В раз­ные пери­оды эти связи то уси­ли­ва­лись то осла­бе­вали.

Общие тен­ден­ции в худо­же­ствен­ной жизни реги­она выде­лить сложно. Несмотря на инте­рес к одним и тем же явле­ниям и фор­мам, каж­дый худож­ник все­гда зани­мался раз­ви­тием своей инди­ви­ду­аль­ной прак­тики. С этим сопря­жено локаль­ное мифо­твор­че­ство. Авторы кон­стру­и­руют свой миф, встра­и­вая его в мест­ный кон­текст с раз­ной сте­пе­нью актив­но­сти. Созна­тель­ное отне­се­ние себя к «парал­лель­ной куль­туре», работа в усло­виях инфор­ма­ци­он­ной недо­ста­точ­но­сти и внеш­ней авто­ном­но­сти при­вели к актив­ным внут­рен­ним кол­ла­бо­ра­тив­ным прак­ти­кам. 

Авторы, начи­нав­шие твор­че­скую актив­ность в 70–е годы отчет­ливо пози­ци­о­ни­ро­вали себя в куль­тур­ном про­стран­стве и до сих пор пред­по­чи­тают инди­ви­ду­а­лизм и связь с тра­ди­цией модер­низма. Они раз­ви­вали связи с ближ­ним зару­бе­жьем. Это был пик рас­цвета экс­пе­ри­мен­таль­ной музыки. В это время в Смо­лен­ске бла­го­даря такому хариз­ма­тич­ному лидеру как Влад Мака­ров появ­ля­ется Смо­лен­ская школа новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки, рас­про­стра­нив­шая свое вли­я­ние далеко за пре­делы СССР. 

В 80-е-90‑е в городе дей­ствуют несколько объ­еди­не­ний неза­ви­си­мых худож­ни­ков и писа­те­лей, «испо­ве­ду­ю­щих раз­лич­ные прин­ципы совре­мен­ного искус­ства» и про­ти­во­по­став­ля­ю­щих свою дея­тель­ность офи­ци­аль­ным струк­ту­рам: клуб аван­гар­ди­стов «КЭП­НОС», «Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков» («Гру­НеХу»), «Ассо­ци­а­ция про­кля­тых поэтов» (АПП), «Смо­лен­ская школа апо­ло­ге­тов» (США), объ­еди­не­ние «СИТО», арт-группы «ОКНО» и «Кре­стьян­ские дети». Пово­дами для кол­ла­бо­ра­ций худож­ни­ков, лите­ра­то­ров, музы­кан­тов ста­но­ви­лись как орга­ни­за­ция кол­лек­тив­ных выста­вок и фести­ва­лей, так и стрем­ле­ние к обнов­ле­нию локаль­ного худо­же­ствен­ного про­цесса. Дея­тель­ность внутри группы давала воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать отсут­ствие гале­рей­ной репре­зен­та­ции и осва­и­вать город­ское и дру­гие пуб­лич­ные про­стран­ства с помо­щью акту­аль­ных на тот момент форм худо­же­ствен­ной актив­но­сти: пер­фор­манса и акции. В этот период в Смо­лен­ске дей­ство­вало несколько выста­воч­ных залов, в том числе гале­рея совре­мен­ного искус­ства «Фли­гель» и Выста­воч­ный зал по ул. Конен­кова 9. Однако, эти пло­щадки были широко ори­ен­ти­ро­ваны и зани­ма­лись совре­мен­ным про­цес­сом не систе­ма­ти­че­ски. Сбли­же­ние еди­но­мыш­лен­ни­ков пред­став­ля­лось кон­ку­рент­но­спо­соб­ным для работы в мас­шта­бах страны. В отли­чие от сто­лич­ных кол­лег, для кото­рых в этот период «при­сво­е­ние роли автора стало пер­ма­нент­ным дей­ствием», смо­лен­ские худож­ники выбрали стра­те­гию кол­лек­тив­ного твор­че­ства, пред­по­ла­га­ю­щую ано­ним­ность и раз­ви­тие гори­зон­таль­ных свя­зей. Подоб­ная уста­новка сбли­жает их с тра­ди­ци­ями исто­ри­че­ского аван­гарда. Искус­ство реги­она как и страны в это время раз­ви­ва­ется сти­хийно, посте­пенно осво­бож­да­ясь от пони­ма­ния себя как части кон­тр­куль­туры. 

Пост­пе­ре­стро­еч­ный период время, когда худож­ники 80‑х — 90‑х и «нуле­вых» син­хро­ни­зи­руют свою дея­тель­но­сти. Пер­вые уже закреп­лены в тра­ди­ции, вто­рые начи­нают раз­ра­ба­ты­вать свои прак­тики, ста­ра­ясь дви­гаться инту­и­тив­ным путем. 

В 2007 году появ­ля­ется литературно-философский жур­нал «Слова», ори­ен­ти­ро­ван­ный на под­держку и раз­ви­тие неком­мер­че­ского искус­ства в Рос­сии. Это изда­ние посвя­щено аван­гард­ным прак­ти­кам: асе­ми­че­скому письму, визу­аль­ной поэ­зии, кон­цеп­ту­а­лизму. Кроме кри­ти­че­ской тео­рии и пуб­ли­ка­ций про­из­ве­де­ний, редак­торы жур­нала Глеб Коло­миец и Инна Кирил­лова высту­пили кура­то­рами неза­ви­си­мых выста­воч­ных про­ек­тов, среди кото­рых «Пер­вая выставка асе­ми­че­ского письма в Рос­сии», про­шед­шая в Смо­лен­ске в 2010 году. 

В марте 2009 года бла­го­даря уси­лиям худож­ни­ков Дмит­рия и Анны Зими­ных в Смо­лен­ске откры­лась пер­вая гале­рея совре­мен­ного искус­ства «40 квад­ра­тов», про­су­ще­ство­вав­шая два года. За это время в про­стран­стве состо­я­лось 18 выста­вок совре­мен­ных тече­ний в живо­писи, гра­фике и фото­гра­фии. Ини­ци­а­тива помогла акти­ви­зи­ро­вать на непро­дол­жи­тель­ный срок арт-сообщество города, у авто­ров появи­лась ори­ен­та­ция на выста­воч­ное про­стран­ство. 

Важ­ную роль в раз­ви­тии локаль­ного куль­тур­ного кон­тек­ста нуле­вых сыг­рало появ­ле­ние клуб­ной куль­туры. В ноч­ных клу­бах города про­хо­дили выставки, пер­фор­мансы, поэ­ти­че­ские вечера, среди кото­рых такие мас­штаб­ные как «Poem Party» в «Орфее» или «Арт-спасение мира» объ­еди­не­ния «Артель М.И.Р.» в «А‑клубе». 

До сих пор худо­же­ствен­ная жизнь города выстра­и­ва­ется в первую оче­редь на уровне лич­ных свя­зей, кото­рые редко фор­ми­руют общий про­фес­си­о­наль­ный импульс. По заме­ча­нию самих худож­ни­ков, внутри сооб­ще­ства «ещё сильно стрем­ле­ние к автор­скому и инди­ви­ду­аль­ному твор­че­ству». На сего­дняш­ний день совре­мен­ным искус­ством в реги­оне зани­ма­ются люди, сто­яв­шие у его исто­ков, а также худож­ники, при­со­еди­нив­ши­еся к ним в пере­ход­ный период. 

Текст: Яна Дво­енко