В. Мака­ров: Инстру­мент звука (выставка)

28 июня — 27 июля 2008,
Музей нон­кон­фор­мист­ского искус­ства, Арт-центр «Пуш­кин­ская, 10», Санкт-Петербург.

ПРЕДУВЕ­ДОМ­ЛЕ­НИЕ 

С Пуш­кин­ской – 10, с Пите­ром вообще меня мно­гое свя­зы­вает. Во вре­мена былые я полу­чил здесь бое­вое кре­ще­ние на ниве аль­тер­на­тив­ной музыки и почти одно­вре­менно как худож­ник. Судьба так рас­по­ря­ди­лась, что здесь я нашел еди­но­мыш­лен­ни­ков и дру­зей. В начале 80‑х годов того уже века я был при­нят в ряды неофи­ци­аль­ных худож­ни­ков леген­дар­ного обра­зо­ва­ния ТЭИИ (Това­ри­ще­ства Экс­пе­ри­мен­таль­ного Изоб­ра­зи­тель­ного Искус­ства). Я регу­лярно возил в Ленин­град не только свою вио­лон­чель для битв на поле зву­ко­вого андер­гра­унда, но и свои абстракт­ные кар­тины, зали­тые точно кро­вью, исте­ка­ю­щей крас­кой и взвих­рен­ные энер­гич­ными росчер­ками кисти. Мне были близки живо­пис­ные откро­ве­ния Кан­дин­ского и Пол­лока, позд­нее Фрэн­сиса Бэкона и Сутина. В этой богем­ной, расхристанно-революционной ком­па­нии я чув­ство­вал свое под­лин­ное суще­ство­ва­ние, и это давало мне мораль­ные силы жить и рабо­тать как насто­я­щему худож­нику. И вся атмо­сфера затх­лого офи­ци­оза тех лет не имела на меня сво­его гне­ту­щего вли­я­ния. Я был внут­ренне сво­бо­ден и искал лишь воз­мож­но­сти зани­маться своим истин­ным делом. Я по-партизански появ­лялся здесь и не все­гда был лично сви­де­те­лем тех битв, кото­рые вели худож­ники, но все­гда чув­ство­вал себя сопри­част­ным. 

В Новые вре­мена начала нового века я вновь вос­со­еди­нился с дру­зьями и стал частым гостем-братком на Пушкино-Лиговском поли­гоне. В декабре 2000 года состо­я­лась моя пер­со­наль­ная выставка в Гале­рее 103 «Музыка-не-в-себе на вио­лон­чели и бумаге», где я ретро­спек­тивно пока­зал мно­гие работы, вклю­чая ран­ние в духе абстракт­ного экс­прес­си­о­низма. Бла­го­даря лич­ной дружбе и под­держке ста­рых дру­зей и прежде всего Евге­ния Орлова, Нико­лая Сычева и Сер­гея Коваль­ского, с кото­рым меня свя­зы­вала страст­ная любовь к новой музыке, новому джазу и ноч­ные бде­ния на его малю­сень­кой кухне в дав­ние вре­мена, я стал так же посто­ян­ным участ­ни­ком обще­пуш­кин­ских боль­ших выста­вок. Не говоря уже о ста­тусе члена това­ри­ще­ства Сво­бод­ной куль­туры и офи­ци­аль­ного «братка». 

Время про­ле­тало, я еже­годно появ­лялся на лет­нем празд­нике Пушки, играл здесь на вио­лон­чели, участ­во­вал в пер­фор­ман­сах и ноч­ных поси­дел­ках, нахо­дил новых дру­зей, чаще в лице ста­рых, чув­ствуя себя вете­ра­ном и заслу­жен­ным дея­те­лем неофи­ци­аль­ных искусств, пока не созрела рево­лю­ци­он­ная ситу­а­ция вновь пока­зать свои работы. 

На этот раз это будет не обзор­ная выставка, но кон­цеп­ту­аль­ная. 

ИНТРУ­МЕНТ ЗВУКА – выра­зи­тель­ная мета­фора поз­во­ляет мне выста­вить свои послед­ние полу­фи­гу­ра­тив­ные работы и пока­зать себя как инстру­мент звука, порож­да­ю­щий краски-звуки-линии-пятна-аккорды. 

ВЛАД МАКА­РОВ 
ИНСТРУ­МЕНТ ЗВУКА
 

Я выбрал для экс­по­зи­ции серии работ послед­них лет, свя­зан­ных с темой Инстру­мент Звука, где пред­став­лены некие фан­та­сти­че­ские музы­каль­ные инстру­менты, напо­ми­на­ю­щие мою вио­лон­чель, гитару, а также несу­ще­ству­ю­щие инстру­менты. Эти полу­аб­стракт­ные работы харак­те­ри­зуют мою амби­ва­лент­ную дея­тель­ность как музы­канта и худож­ника. В неко­то­ром смысле, эти работы пред­став­ляют некие мета­фи­зи­че­ские сим­волы, кото­рые выра­жают раз­ные аспекты экзи­стен­ци­аль­ного быто­ва­ния, свя­зан­ного для меня с музы­кой. Их напол­не­ние экс­прес­сивно и заост­ренно в духе клас­си­че­ского абстракт­ного экс­прес­си­о­низма, метод кото­рого еще важен для меня как худож­ника и музыканта-импровизатора. 

Мой рабо­чий инструмент- вио­лон­чель. Она все­гда вдох­нов­ляла меня не только своим суще­ство­ва­нием и живым вза­и­мо­дей­ствием, но и самой своей совер­шен­ной фор­мой, что про­гля­ды­ва­ется во всех моих рабо­тах. Работы выпол­нены на бумаге в эсте­тике близ­кой к чань. В смысле ощу­ще­ния дви­же­ния в про­стран­стве, жеста в пустоте и кал­ли­гра­фи­че­ского пра­вила кисти и пятна. И в тоже время есть аллю­зии на икону, как целост­ному ком­по­зи­ци­он­ному иде­алу, к кото­рому я стрем­люсь. 

Каж­дая моя работа начи­на­ется, как и в музыке, спон­тан­ным жестом, откры­ва­ю­щим сво­бод­ную импро­ви­за­цию. Но в отли­чие от музы­каль­ного дея­ния, живо­пись, или назо­вите это гра­фи­кой, имеет воз­мож­ность дора­ботки, ком­по­зи­ци­он­ного финала, послед­него мазка, кото­рый часто про­яв­ля­ется неким зна­ком завер­ше­ния, в форме гео­мет­ри­че­ских линий, кре­ста, квад­рата или оре­ола, выпол­нен­ного аппли­ка­цией. В серии Квар­те­тов – это белый и чер­ный крест в цен­тре, при­ми­ря­ю­щий эмо­ци­о­наль­ный взрыв зву­ча­щих и кри­ча­щих инстру­мен­тов звука, наме­ка­ю­щих на струн­ный квар­тет, напри­мер Шоста­ко­вича или Шен­берга. 

В изоб­ра­же­ниях оди­но­ких инстру­мен­тов гео­мет­ри­че­ские корот­кие линии – это орга­ни­зу­ю­щие тра­ек­то­рии сило­вых линий внут­рен­ней музыки, ее экс­прес­сии, выра­жен­ной на бумаге. 

Оди­но­кие инстру­менты могут быть изоб­ра­жа­емы бес­ко­нечно, осо­бенно если пре­об­ра­зо­ваны ком­пью­тер­ными про­грам­мами, что тоже у меня имеет место быть. Это про­дол­же­ние их жиз­нен­ной ипо­стаси явля­ется для меня также важ­ным опы­том соот­не­се­ния еди­нич­ного и мно­же­ствен­ного, отчуж­да­е­мого момента в твор­че­стве. 

Фото­гра­фика же при­ла­га­е­мая к гра­фи­че­ским рабо­там есть допол­не­ние, кото­рое под­чер­ки­вает мою музы­каль­ную прак­ти­че­скую дея­тель­ность или, так ска­зать, парал­лель­ный опыт. 

Всему этому должно поло­жить сам звук. Наде­юсь, удастся реально озву­чить про­стран­ство экс­по­зи­ции соб­ственно инстру­мен­том звука – вио­лон­че­лью… 

Вла­ди­слав МАКА­РОВ 
июль 2008

фото экс­по­зи­ции