28 июня — 27 июля 2008,
Музей нонконформистского искусства, Арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
С Пушкинской – 10, с Питером вообще меня многое связывает. Во времена былые я получил здесь боевое крещение на ниве альтернативной музыки и почти одновременно как художник. Судьба так распорядилась, что здесь я нашел единомышленников и друзей. В начале 80‑х годов того уже века я был принят в ряды неофициальных художников легендарного образования ТЭИИ (Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства). Я регулярно возил в Ленинград не только свою виолончель для битв на поле звукового андерграунда, но и свои абстрактные картины, залитые точно кровью, истекающей краской и взвихренные энергичными росчерками кисти. Мне были близки живописные откровения Кандинского и Поллока, позднее Фрэнсиса Бэкона и Сутина. В этой богемной, расхристанно-революционной компании я чувствовал свое подлинное существование, и это давало мне моральные силы жить и работать как настоящему художнику. И вся атмосфера затхлого официоза тех лет не имела на меня своего гнетущего влияния. Я был внутренне свободен и искал лишь возможности заниматься своим истинным делом. Я по-партизански появлялся здесь и не всегда был лично свидетелем тех битв, которые вели художники, но всегда чувствовал себя сопричастным.
В Новые времена начала нового века я вновь воссоединился с друзьями и стал частым гостем-братком на Пушкино-Лиговском полигоне. В декабре 2000 года состоялась моя персональная выставка в Галерее 103 «Музыка-не-в-себе на виолончели и бумаге», где я ретроспективно показал многие работы, включая ранние в духе абстрактного экспрессионизма. Благодаря личной дружбе и поддержке старых друзей и прежде всего Евгения Орлова, Николая Сычева и Сергея Ковальского, с которым меня связывала страстная любовь к новой музыке, новому джазу и ночные бдения на его малюсенькой кухне в давние времена, я стал так же постоянным участником общепушкинских больших выставок. Не говоря уже о статусе члена товарищества Свободной культуры и официального «братка».
Время пролетало, я ежегодно появлялся на летнем празднике Пушки, играл здесь на виолончели, участвовал в перформансах и ночных посиделках, находил новых друзей, чаще в лице старых, чувствуя себя ветераном и заслуженным деятелем неофициальных искусств, пока не созрела революционная ситуация вновь показать свои работы.
На этот раз это будет не обзорная выставка, но концептуальная.
ИНТРУМЕНТ ЗВУКА – выразительная метафора позволяет мне выставить свои последние полуфигуративные работы и показать себя как инструмент звука, порождающий краски-звуки-линии-пятна-аккорды.
ВЛАД МАКАРОВ
ИНСТРУМЕНТ ЗВУКА
Я выбрал для экспозиции серии работ последних лет, связанных с темой Инструмент Звука, где представлены некие фантастические музыкальные инструменты, напоминающие мою виолончель, гитару, а также несуществующие инструменты. Эти полуабстрактные работы характеризуют мою амбивалентную деятельность как музыканта и художника. В некотором смысле, эти работы представляют некие метафизические символы, которые выражают разные аспекты экзистенциального бытования, связанного для меня с музыкой. Их наполнение экспрессивно и заостренно в духе классического абстрактного экспрессионизма, метод которого еще важен для меня как художника и музыканта-импровизатора.
Мой рабочий инструмент- виолончель. Она всегда вдохновляла меня не только своим существованием и живым взаимодействием, но и самой своей совершенной формой, что проглядывается во всех моих работах. Работы выполнены на бумаге в эстетике близкой к чань. В смысле ощущения движения в пространстве, жеста в пустоте и каллиграфического правила кисти и пятна. И в тоже время есть аллюзии на икону, как целостному композиционному идеалу, к которому я стремлюсь.
Каждая моя работа начинается, как и в музыке, спонтанным жестом, открывающим свободную импровизацию. Но в отличие от музыкального деяния, живопись, или назовите это графикой, имеет возможность доработки, композиционного финала, последнего мазка, который часто проявляется неким знаком завершения, в форме геометрических линий, креста, квадрата или ореола, выполненного аппликацией. В серии Квартетов – это белый и черный крест в центре, примиряющий эмоциональный взрыв звучащих и кричащих инструментов звука, намекающих на струнный квартет, например Шостаковича или Шенберга.
В изображениях одиноких инструментов геометрические короткие линии – это организующие траектории силовых линий внутренней музыки, ее экспрессии, выраженной на бумаге.
Одинокие инструменты могут быть изображаемы бесконечно, особенно если преобразованы компьютерными программами, что тоже у меня имеет место быть. Это продолжение их жизненной ипостаси является для меня также важным опытом соотнесения единичного и множественного, отчуждаемого момента в творчестве.
Фотографика же прилагаемая к графическим работам есть дополнение, которое подчеркивает мою музыкальную практическую деятельность или, так сказать, параллельный опыт.
Всему этому должно положить сам звук. Надеюсь, удастся реально озвучить пространство экспозиции собственно инструментом звука – виолончелью…
Владислав МАКАРОВ
июль 2008