30 марта 1993, Центр современного искусства, Б. Якиманка, 6
Модель эстетической революции в современных социокультурных условиях.
В основу идейной программы выставки, а также и творческой стратегии ее участников положены эпистемологические теории Томаса Куна, Имре Лакатоса, Пауля Фейерабена. Исходя из представления о детерминированности фактов действительности парадигмами мышления, авторы выставки видят ее как эксперементальную модель новой парадигмы, способной породить в свою очередь новые факты действительности.
(с сайта http://osmopolis.ru/viona_prodoljaetsya/pages/id_39)
афиша
Пресс-релиз (текст)
Художники: А. БРЕНЕР, В. МАРКОВ, А. НИКОЛАЕВ, Д. ПИМЕНОВ, А. РЕВИЗОРОВ, Н. ХАЛЕЗИН, В. ШУГАЛЕЙ
Куратор: А. ОСМОЛОВСКИЙ
Спонсоры выставки: АО«ВИТТ» /Минск/ Галерея «VITA NOVA»/Минск/
Открытие: 30 марта 1993 года в 18 часов.
Выставка открыта до 1 мая 1993 года. Ежедневно с 12 до 19 часов, выходные дни: воскресенье, понедельник.
Для участников выставки «Война Продолжается» — молодых московских и минских художников, а также для ее куратора и идеолога Анатолия Осмоловского — это очередной повод провозгласить новое радикальное умонастроение. Однако, следуя заявленному ЦСИ в этом сезоне жанру выставки-исследования, настоящая экспозиция являет собой не столько декларацию, сколько попытку аналитического описания основных аспектов радикального действия, выявления меры его возможности, иначе говоря, попытку предложить «модель эстетической революции в современных социокультурных условиях».
В основу идейной программы выставки, а также и творческой стратегии ее участников положены эпистемологические теории Томаса Куна, Имре Лакатоса, Пауля Фейерабена. Исходя из представления о детерминированности фактов действительности парадигмами мышления, авторы выставки видят ее как эксперементальную модель новой парадигмы, способной породить в свою очередь новые факты действительности. Утверждая, что новая парадигма порождает также и новую проблематику и новую методологию, выставка Война Продолжается» претендует на редукцию господствовавшей ранее структуралистской и постструктуралистской методологии, актуализирует социальную и политическую проблематику. Признавая, что новые парадигмы укореняются в результате конкурентной борьбы различных претендентов на культурную власть, авторы выставки программно противопоставляют себя т. н. «номе» — художническому сообществу эпохи андеграунда, и предстают на выставке монолитной группой единомышленников — претендентов на культурную власть новой эпохи. Признавая, наконец, что новые парадигмы укореняются не столько в силу неких объективных достоинств или в силу близости к некой истине, а преимущественно в силу своих суггестивно-пропагандистских возможностей, настоящая выставка программно строится на принципах концепционной лапидарности метафорической емкости мотивов, на использовании будоражащих шок-эффектов.
Выставка делится на четыре раздела, адекватно четырем аспектам модели эстетической революции.
- Идеологический аспект
Инсталляция Д. Пименова «Антиколесо»
Здесь ставится проблема «места актуализации революционного голоса» и разрабатываете! «концепция детерминированности фактов действительности научными теориями». - Психологический аспект
инсталляция А. Бренера «Мы с тобой одной крови — ты и я«
Здесь анализируется «состояние человека, стоящего на пороге революционного старения, осознавшего необходимость, изменения реальности». - Социологический аспект
инсталляция Н. Халезина и В. Шугалея «Отлаженная машина» Здесь выявляются закономерности функционирования искусства в общественном контексте и описываются основные типы взаимоотношения произведения и господствующем порядка: «Интеграция — Репрезентация — Манифестация — Борьба». - Эстетический аспект
Объекты А. Ревизорова «J’iraicrachersurvostombes», В. Маркова «Возникновение ненужного», А. Николаева «Лозунг»
Здесь делается попытка предложить стратегию т. н. «лишнего предмета», то есть художественную систему, способную нарушить господствующие эстететические конвенции».