Орга­низм (о трио неиди­о­ма­ти­че­ской импро­ви­за­ции В. Мака­рова

жур­нал: Край Смо­лен­ский №2, 1992
Автор: Илья Осколков-Ценципер

Трио Вла­ди­слава Мака­рова :
Вла­ди­слав МАКА­РОВ – вио­лон­чель
Михаил ЮДЕ­НИЧ – бара­баны
Вале­рий ДУД­КИН – элек­три­че­ская гитара

Незна­ко­мый язык вос­при­ни­ма­ется как фак­тура. Ино­стра­нец при­ни­мает имма­нент­ные прин­ципы орга­ни­за­ции нового языка за инфор­ма­цию, заклю­чен­ную в отдель­ном тек­сте. Араб же не видит «араб­ской вязи», и «певу­честь ита­льян­ского» не слышна ита­льянцу. Суще­ствуя в системе род­ного языка, они вос­при­ни­мают его струк­турно.

Так «хао­тич­ность» и «ало­гизм» новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки суще­ствуют для незна­ко­мых с ее язы­ком. Пони­ма­ние же тре­бует не фак­тур­ного (кон­тек­сту­аль­ного), а струк­тур­ного (интек­сту­аль­ного) под­хода.

Для созда­теля худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния его текст – струк­тура, хотя в нее могут вклю­чаться в каче­стве мор­фем фак­турно перео­со­знан­ные ино­языч­ные струк­туры. (Само­сто­я­тель­ные струк­туры с точки зре­ния инте­рьера — фак­тура: пятно среди пятен). На опе­ри­ро­ва­нии такими ком­плек­сами стро­ится язык пост­мо­дер­низма, где рефлек­сия по поводу язы­ков и меха­низ­мов куль­туры ста­но­вится глав­ным сюже­том.

Нам легче постичь эту логику языка в музыке трио Вла­ди­слава Мака­рова, чем ана­ли­зи­ро­вать тот или иной текст, «вещь» в ряду «вещей». В музыке трио нет «ске­лета» — нет искус­ство­вед­че­ской «ана­то­мии».

И есть уро­вень вза­и­мо­дей­ствия с источ­ни­ками звука: инстру­мен­тами и парт­не­рами – уро­вень уме­ния, раз­го­вора, почти без­ре­флекс­ного музи­ци­ро­ва­ния, тво­ре­ния музыки здесь и сей­час.

И есть уро­вень фило­со­фии: сте­пень сомне­ния, необ­хо­ди­мого для неиди­о­ма­ти­че­ских постро­е­ний трио тре­бует не игно­ри­ро­ва­ния, но пре­взой­де­ния тра­ди­ци­онно задан­ных мифо­ло­гем и штам­пов, тре­бует соот­вет­ственно высо­кой сте­пени абстра­ги­ро­ва­ния. Трио раз­ви­вает наи­бо­лее ради­кально линию аван­гарда – линию после­до­ва­тель­ного рас­ши­ре­ния пред­став­ле­ния о том, что такое музыка и как она устро­ена.

И нет в орга­ни­че­ских ком­по­зи­циях М – Ю — Д уровня оче­вид­но­сти, избы­точ­ной инфор­ма­ции, состав­ля­ю­щего пред­мет тра­ди­ци­он­ного нау­ко­об­раз­ного музы­ко­ве­де­ния. В сво­бод­ной импро­ви­за­ции есть два полюса. Есть полюс абстрактно-концептуальный, где эмпи­ри­че­ское раз­ви­тие – лишь акту­а­ли­за­ция одной из бес­чис­лен­ных воз­мож­но­стей. И есть «горя­чий» полюс созда­ния, где про­те­ка­ю­щее тво­ре­ние – един­ственно воз­можно, где нет зазора между музы­кан­том и музы­кой. Меж двух полю­сов выпа­дает при­выч­ная сере­дина – сере­дина ремесла, бес­смыс­лен­ного про­фес­си­о­на­лизма, страха откры­то­сти. Музыка трио — музыка людей со сто­роны, для кого музыка ‑обре­те­ние, а не дан­ность, свое, а не общее.

Ничего под­ле­жа­щего ква­ли­фи­ка­ции и изме­ре­нию в такой музыке нет. Ритм-не регу­ля­рен, поли­фо­ни­че­ское со-развитие трех импро­ви­зи­ру­е­мых линий — слу­чайно, мело­дия и гар­мо­ния — неде­лимы: абсо­люты «до-новой» музыки теряют смысл. Трио создает зву­ко­вую целост­ность, где отдель­ный звук равно инте­ре­сен во всех его изме­ре­ниях, где отдель­ного звука нет, ибо эта целост­ность — недис­кретна. Даже схем зву­ко­вой целост­но­сти не пере­дать нотами — в ней коор­ди­наты дли­тель­но­сти (высоты — доми­ни­ру­ю­щих при нор­ма­тивно закреп­лен­ным тембре) не важ­нее и не бес­смыс­лен­нее, ска­жем, «шумов».

Впро­чем, фило­со­фия трио — не очи­щен­ный, но чистый почти наив­ный взгляд. Миф сво­бод­ной импро­ви­за­ции – не деструк­ция «до-новой» музыки, но «новая» музыка, созда­ва­е­мая словно впер­вые, словно никто нико­гда музыки не играл. Отсюда: кто ска­зал, что смыч­ком водят по стру­нам, а не сту­чат по деке вио­лон­чели, най­ден­ной Пят­ни­цей на песке?

Эта музыка плохо под­да­ется салье­ри­ев­скому разъ­я­тию. Живое целост­ное зву­ча­ние воз­ни­кает как про­цесс, как орга­низм, про­рас­та­ю­щий пере­пле­те­нием спи­ра­лей обмена и со-развития. И завер­ша­ется, когда изжит рож­ден­ный в сому­зи­ци­ро­ва­нии импульс.

Харак­терно, что сами музы­канты неосо­знанно избе­гают ана­ли­ти­че­ских кате­го­рий. Раз­го­воры о музыке ведутся «между слов», как сама она суще­ствует «между нот».

Стрем­ле­ние к живому, целост­ному зву­ча­нию тре­бует широ­кой палитры темб­ров. После­во­ен­ный аван­гард пред­ло­жил эсте­ти­че­ски осмыс­лить любой физио­ло­ги­че­ски при­ем­ле­мый шум. Соб­ственно, гра­ница «шума» и «звука» уни­что­жа­ется. Тяго­тея, однако к постро­е­нию клас­сич­ной, урав­но­ве­шен­ной. Гар­мо­нич­ной музы­каль­ной системе. Макаров-Дудкин и Юде­нич избе­гают темб­ров, одно­значно про­чи­ты­ва­е­мых как пара­линг­ви­сти­че­ские жесты. Раз­ного рода хри­пе­ния, хрюкание,чавкание, хрип и храп, тех­ни­че­ские шумы носили бы в такой системе ино­род­ный, «слиш­ком чело­ве­че­ский» харак­тер. Актив­ное осво­е­ние подоб­ного мате­ри­ала музы­кан­тами круга Джона Зорна или Фила Мин­тона типо­ло­ги­че­ски можно упо­до­бить исполь­зо­ва­нию Йозе­фом Бой­сом мате­ри­а­лов типа масла и жира. Живо­пись же Вла­ди­слава Мака­рова, худож­ника по обра­зо­ва­нию, близка абстракт­ному экс­прес­си­о­низму Джек­сона Пол­лока.

Мака­ров и Дуд­кин по-разному отно­сятся к элек­трон­ным темб­рам. Для Мака­рова обра­ще­ние к тра­ди­ци­он­ному аку­сти­че­скому инстру­менту было прин­ци­пи­аль­ным шагом ( к этому моменту он был уже сло­жив­шимся гита­ри­стом, что кстати, нало­жило отпе­ча­ток на его тех­нику игры на вио­лон­чели – он охотно исполь­зует игру аккор­дами, меди­а­то­ром, слэп и дру­гие гитар­ные при­емы. С его эсктре­мист­ской точки зре­ния элек­тро­ника сни­мает вопрос отстра­не­ния звука, ниве­ли­рует все рав­но­воз­мож­ные тембры, ее все­мо­гу­ще­ство обо­ра­чи­ва­ется темб­ро­вым еди­но­об­ра­зием. Дуд­кин стре­мится к оркестрово-мощному зву­ча­нию своей элек­тро­ги­тары, однако он исполь­зует нетра­ди­ци­он­ное зву­ко­из­вле­че­ние.

Поэ­тика трио Вла­ди­слава Мака­рова устрем­лена к созда­нию «неиди­о­ма­ти­че­ского музы­каль­ного языка» (Дерек Бейли), к мак­си­маль­ной неопре­де­лен­но­сти ожи­да­ния раз­вер­ты­ва­ния музы­каль­ного тек­ста. В дей­стви­тель­но­сти постро­е­ние пол­но­стью неиди­о­ма­ти­че­ского языка вряд ли воз­можно и для трио неиди­о­ма­тизм явля­ется ско­рее прин­ци­пом про­верки созда­ва­е­мого зву­ча­ния. Борьба со струк­тур­ными сте­рео­ти­пами тре­бует отказа от дей­стви­тель­ного авто­ма­тизма. Под­со­зна­тель­ные импульсы, опо­сред­ство­ван­ные набо­ром авто­штам­пов и акку­му­ли­ро­ван­ных про­стей­ших реше­ний, под­вер­га­ются в про­цессе импро­ви­за­ции вполне раци­о­наль­ному кон­тролю. Энер­ге­ти­че­ски трио идет по пути наи­боль­ших затрат: эле­менты струк­тур могут сов­па­дать, но они должны быть заново п е р е ж и т ы, а не ими­ти­ро­вать жизнь пустыш­кой, око­сте­не­лой обо­лоч­кой. Трио не может играть сего­дня «так же как вчера», «так же хорошо как вчера». Оно все­гда суще­ствует в новом каче­стве – иначе обес­смыс­ли­ва­ется и вчера, и сего­дня Мака­рова, Дуд­кина и Юде­нича. Обо­рот­ная сто­рона поэ­тики сво­бод­ной импро­ви­за­ции – неиз­беж­ная нерав­но­цен­ность созда­ва­е­мых про­из­ве­де­ний. На пуб­лике ли, или в оди­ночку, по при­чи­нам внеш­ним и внут­рен­ним тво­рится музыка то бли­ста­тель­ная и бес­спор­ная, то вялая и почти лишен­ная того заряда, о кото­ром я пишу.

Но на луч­ших выступ­ле­ниях трио дис­ком­форт­ное и неот­вра­ти­мое ощу­ще­ние про­лон­ги­ро­ван­ного корот­кого замы­ка­ния про­би­вает слу­ша­те­лей и музы­кан­тов. Их сво­бод­ная импро­ви­за­ция осу­ществ­ляет выход в про­стран­ство над­че­ло­ве­че­ской интен­сив­но­сти и энер­го­ем­ко­сти, в запре­дель­ное (дей­стви­тель­ное время).

Логика стро­е­ния, постро­е­ния, раз­ви­тия музы­каль­ного тек­ста в запре­дель­ном вре­мени – сверх­че­ло­ве­че­ская логика. Не хаос, ало­гизм, недо­смыс­лие слу­чай­но­сти, но, напро­тив, семан­ти­че­ская пере­грузка и застав­ляет вос­при­я­тие напря­женно про­бук­со­вы­вать, тру­диться вме­сте с со-действующими в еще более напря­жен­ной режиме импро­ви­за­то­рами.

Семан­ти­че­ская пере­грузка в рав­ной сте­пени осу­ществ­ля­ется для самих музы­кан­тов. Их сыг­ран­ность – только шаг к дей­стви­тель­ной неопре­де­лен­но­сти музы­каль­ного раз­ви­тия, неза­труд­нен­ного вза­им­ным непо­ни­ма­нием. В рас­смат­ри­ва­е­мой системе тех урав­не­ний коли­че­ство пере­мен­ных оче­видно велико не только для сколь-нибудь одно­знач­ной интер­пре­та­ции их, но и для уста­нов­ле­ния посто­ян­ных кор­ре­ля­тов. Экс­прес­си­о­нист­ское, роман­ти­че­ское само­вы­ра­же­ние троих в про­стран­стве мак­си­маль­ного числа сте­пе­ней сво­боды пара­док­сально сли­ва­ется в пате­ти­че­ском созда­нии непред­ста­ви­мого для одного, в сверх­че­ло­ве­че­ской музыке, пре­взо­шед­шей инди­ви­ду­аль­ное. Я говорю о «сверх­че­ло­ве­че­ской логике» и «сверх­че­ло­ве­че­ской интен­сив­но­сти» в смысле созда­ния возо­гнан­ной, сгу­щен­ной зву­ко­вой реаль­но­сти. Избы­точ­ная инфор­ма­ция в ней стре­мится к мини­муму по срав­не­нию с любым дру­гим музы­каль­ным язы­ком.

Посто­янно ощу­щая гра­ницу сверх­че­ло­ве­че­ского, сверх­со­зна­тель­ного, ощу­щая пре­дель­ность своей музыки, трио прин­ци­пи­ально отка­зы­ва­еся от поли­сти­ли­стики, от цитат любого рода, от иди­о­ма­ти­че­ских вклю­че­ний. Вообще, «новая импро­ви­за­ци­он­ная музыка» легко абсор­би­рует ино­языч­ные эле­менты от этни­че­ских у Неда Ротен­берга до музыки пожар­ных оркест­ров у Энтони Брэкс­тона, от евро­пей­ской камер­ной музыки у сак­со­фон­ного квар­тета РОВА до одес­ского блат­няка у трио Кеша­вана Мас­лака.

Трио Вла­ди­слава Мака­рова же при­мы­кает в своем стрем­ле­нии к чистоте и клас­сич­но­сти к пури­стам лон­дон­ской «Кам­пани» Дерека Бейли и Эвана Пар­кера. Зре­лый раз­ра­бо­тан­ный язык трио не испы­ты­вает потреб­но­сти в замут­не­нии своей одно­род­ной и раз­но­об­раз­ной струк­туры при­вле­че­нием ино­сти­ле­вых идиом, в эклек­тизме, в эпи­зо­ди­че­ском даже отказе от своей пре­дель­но­сти. И хотя этот пуризм может обер­нуться дог­ма­тиз­мом в опре­де­ля­е­мы­мой пост­мо­дер­нист­ким созна­нием куль­тур­ной ситу­а­ции, в нем зало­жены зна­чи­тель­ные воз­мож­но­сти раз­ви­тия.

Я повсюду пишу о музыке трио, между тем как каж­дый играет по-своему, играет свою роль в со-звучии, играет свою музыку, испол­няет соб­ствен­ную функ­цию в со-импровизации Музы­каль­ного Орга­низма Трио.

Вла­ди­слав Мака­ров – явный лидер неболь­шого ансам­бля, гуру своих моло­дых парт­не­ров, блю­сти­тель чистоты языка, гене­ра­тор идей, ини­ци­а­тор про­цесса, роман­ти­че­ский Худож­ник, наи­бо­лее экзи­стен­ци­аль­ная фигура из троих. Его горя­чей экс­та­ти­че­ской манере про­ти­во­стоит «кул» бара­бан­щика Миха­ила Юде­нича. Его музы­каль­ная роль интел­лек­ту­аль­ного мистика, визи­о­нера тех­ни­че­ски ино­гда недо­во­пло­щена, но решена в прин­ципе. Холод­но­ва­тые кри­стал­ли­че­ские постро­е­ния удар­ных создают про­ти­во­вес то теку­чему, то пыла­ю­щему зву­ча­нию вио­лон­чели. Нако­нец, Вале­рий Дуд­кин – деми­ург этого мира, созда­тель аку­сти­че­ского инвай­рон­мента, про­стран­ства, где раз­ме­ща­ются зву­ко­вые фено­мены, созда­ва­е­мые его парт­не­рами. В состо­я­нии тран­с­энер­ге­ти­ро­ван­ной меди­та­ции тво­ре­ния Дуд­кина извер­гают через свою элек­три­че­скую гитару поток непре­рыв­ного и раз­но­об­раз­ного гула.

…вио­лон­че­лист М., бара­бан­щик Ю., гита­рист Д. – в паде­нии, в пере­жи­га­нии ухо­дя­щего вре­мени в музыку, в одо­ле­иии, в фокусе, в экс­тре­муме, в сре­до­то­чии… я слу­шал трио впер­вые и, выходя услы­шал – музы­кой: шорох машин по асфальту, крики, лай, фут­бол во дворе. Вся­кое лыко стало в строку. Ненай­ден­ный еще в музыке отыс­кался – во всем. Созву­чием стала сово­куп­ность зву­ко­вых фак­тов, и мир – созву­чием.

«Текст извест­ного мос­ков­ского интел­лек­ту­ала Ильи Цен­ци­пера, до послед­него вре­мени глав­ного редак­тора мод­ного жур­нала «Афиша», был напи­сан в начале 90х. Тогда И. Цен­ци­пер абсо­лютно адек­ватно уло­вил и сумел изло­жить сущ­ност­ную основу так назы­ва­е­мой Новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки. Во мно­гом его пози­ция здесь близка трак­товке этого фено­мена фило­со­фом Ефи­мом Бар­ба­ном. Но Цен­ци­пер наста­и­вает на пони­ма­нии этого рода твор­че­ской актив­но­сти на при­мере музыки трио Мака­рова, как на свое­об­раз­ном раз­ви­тии живого орга­низма.

По мне­нию В. Мака­рова, это эссе — луч­шее из того, что было напи­сано в то время по поводу их музыки. Оно явля­ется истин­ным про­ник­но­ве­нием в суть этого слож­ного музы­каль­ного опыта.»
(из сайта С. Летова)

ста­тьи номера