Смо­лен­ская школа новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки

Сво­бод­ная импро­ви­за­ция – это не стиль или худо­же­ствен­ное направ­ле­ние (иди­ома), а метод созда­ния музыки, осно­ван­ный на пси­хо­ло­ги­че­ском состо­я­нии «высво­бож­де­ния» и отказе от рит­мич­но­сти, мело­дизма и сти­ле­вой отне­сен­но­сти. Сво­бод­ная неиди­о­ма­ти­че­ская импро­ви­за­ция офор­ми­лась в конце 1970‑х годов в худо­же­ствен­ной прак­тике смо­лен­ского музы­канта, идео­лога самого ради­каль­ного импро­ви­за­ци­он­ного метода в СССР Влада Мака­рова. Явля­ясь про­дол­жа­те­лем тра­ди­ции бри­тан­ского аван­гард­ного музы­канта, гита­ри­ста Дерека Бэйли, Мака­ров высту­пил кура­то­ром и мен­то­ром мно­гих начи­на­ю­щих аван­гард­ных музы­кан­тов, утвер­див свой под­ход (обо­зна­ча­е­мый в музы­ко­вед­че­ской лите­ра­туре как «Смо­лен­ская школа новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки») и рас­про­стра­нив его бла­го­даря после­до­в­ва­те­лям по всей стране и за её пре­де­лами. 

За свою твор­че­скую био­гра­фию Мака­ров учув­ство­вал в мно­го­чис­лен­ных твор­че­ских кол­ла­бо­ра­циях, осно­вал лейбл, посвя­щен­ный аван­гард­ной музыке, — «МакАрт», ини­ци­и­ро­вал несколько музы­каль­ных и худо­же­ствен­ных кол­лек­ти­вов, а также зани­мался актив­ной кон­церт­ной и попу­ля­ри­за­тор­ской дея­тель­но­стью. 

Смо­лен­ская школа новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки, кол­лек­тивы:

  • Мака­ров — Кон­драш­кин
    (КоМа, McCo) (нач. 1980‑х)
  • Мака­ров — Летов
    (ЛеMa, LeMa) (сер. 1980‑х)
  • Мака­ров — Летов — Кон­драш­кин
    (КЛМ, KLM) (сер. 1980‑х)
  • Мака­ров — Дуд­кин
    (вто­рая поло­вина 1980‑х)
  • Мака­ров — Дудкин/Петренко — Юде­нич
    (Группа новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки, Нефи­гу­ра­тив­ная музыка В. Мака­рова) (кон. 1980‑х — сер. 1990‑х)