Свободная импровизация – это не стиль или художественное направление (идиома), а метод создания музыки, основанный на психологическом состоянии «высвобождения» и отказе от ритмичности, мелодизма и стилевой отнесенности. Свободная неидиоматическая импровизация оформилась в конце 1970‑х годов в художественной практике смоленского музыканта, идеолога самого радикального импровизационного метода в СССР Влада Макарова. Являясь продолжателем традиции британского авангардного музыканта, гитариста Дерека Бэйли, Макаров выступил куратором и ментором многих начинающих авангардных музыкантов, утвердив свой подход (обозначаемый в музыковедческой литературе как «Смоленская школа новой импровизационной музыки») и распространив его благодаря последоввателям по всей стране и за её пределами.
За свою творческую биографию Макаров учувствовал в многочисленных творческих коллаборациях, основал лейбл, посвященный авангардной музыке, — «МакАрт», инициировал несколько музыкальных и художественных коллективов, а также занимался активной концертной и популяризаторской деятельностью.
Смоленская школа новой импровизационной музыки, коллективы:
- Макаров — Кондрашкин
(КоМа, McCo) (нач. 1980‑х) - Макаров — Летов
(ЛеMa, LeMa) (сер. 1980‑х) - Макаров — Летов — Кондрашкин
(КЛМ, KLM) (сер. 1980‑х) - Макаров — Дудкин
(вторая половина 1980‑х) - Макаров — Дудкин/Петренко — Юденич
(Группа новой импровизационной музыки, Нефигуративная музыка В. Макарова) (кон. 1980‑х — сер. 1990‑х)