В. Лиси­нов: Ухо­дя­щий Смо­ленск (выставка)

14 июля — 19 сен­тября 2009, арт-галерея 40 квад­ра­тов, Смо­ленск

Текст из бук­лета:

Ухо­дя­щий Смо­ленск

С улиц нашего города с оди­на­ко­вой неиз­беж­но­стью исче­зает и пре­крас­ное, и урод­ли­вое. Исче­зают зда­ния, хра­нив­шие исто­рии когда-то жив­ших в Смо­лен­ске людей, улицы, по кото­рым они ходили, и целые рай­оны, пол­ные соб­ствен­ных тра­ди­ций, обы­чаев и тайн. Идут годы, и город меня­ется без­воз­вратно.

У Все­во­лода Лиси­нова есть свои люби­мые места в Смо­лен­ске. Это не парад­ные, узна­ва­е­мые виды, а ста­рые, запы­лен­ные улочки с булыж­ными мосто­выми, обвет­ша­лыми домами и бара­ками, с кото­рых не смыт налет вре­мени. Это город, кото­рый дает ему вдох­но­ве­ние, и фан­та­зия худож­ника, оттал­ки­ва­ясь от этих мест, пере­но­сит нас в осо­бен­ный, его лич­ный Смо­ленск, город ско­рее небес­ный, чем зем­ной. И изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие вокруг нас, не мешают худож­нику воз­вра­щаться в свой город, в места, кото­рых уже нет, пере­осмыс­ли­вать их по-новому.

Путь Все­во­лода Лиси­нова в Смо­ленск был дол­гим и изви­ли­стым, но сей­час он один из тех, кто знает, что мы поте­ряли. Он пишет город­ские пей­зажи с 80‑х годов про­шлого века, и Смо­ленск на его кар­ти­нах – это город, кото­рого уже нет. В свое время каза­лось, что в дей­стви­тель­но­сти Смо­лен­ска, такого, каким видит его худож­ник – уди­ви­тельно яркого, при­чуд­ли­вого, — про­сто не суще­ствует. Сей­час, спу­стя годы пони­ма­ешь, что он был, но мы его поте­ряли. 

О Все­во­лоде Лиси­нове
Попытка обоб­ще­ния

Когда Все­во­лода Лиси­нова «открыли», ему было 46 лет. Его худо­же­ствен­ный язык сло­жился еще в 70‑х годах про­шлого века, и вряд ли кто-то мог запо­до­зрить худож­ника в при­над­леж­но­сти к соц­ре­а­лизму. Когда глав­ным ста­но­вился цвет, посред­ством кото­рого автор выра­жал непро­стые свои чув­ства и эмо­ции, идео­логи чув­ство­вали себя оби­жен­ными, и жизнь худож­ника в то время авто­ма­ти­че­ски ста­но­ви­лась слож­ной и неустро­ен­ной. А если при­зна­ние к нему при­хо­дило из-за пре­де­лов род­ной страны — и опас­ной. Послед­ним местом работы Лиси­нова был под­вал на Ком­му­ни­сти­че­ской, где самый необыч­ный смо­лен­ский худож­ник, уво­лен­ный из кни­го­торга за связь с загра­ни­цей, рабо­тал слесарем-обходчиком. В 1991 году впер­вые выстав­лен­ный «Под­валь­ный цикл» вызвал у демо­кра­ти­че­ской обще­ствен­но­сти бурю вос­тор­гов: «В Смо­лен­ске пер­вый раз выстав­ля­лись работы Все­во­лода Лиси­нова, див­ного худож­ника, не одна­жды пред­став­лен­ного за рубе­жом и на корню ску­па­е­мого аме­ри­кан­цами, — писала в 1992 году Мария Арба­това, кото­рая уже тогда была «извест­ным сто­лич­ным пуб­ли­ци­стом». — Неужели все эти кар­тины уедут? Неужели наши гале­реи про­спят и этого худож­ника, скром­ного, интел­ли­гент­ного чело­века, не уме­ю­щего так ком­мер­че­ски при­стра­и­вать свои вроде бы неком­мер­че­ские про­из­ве­де­ния, как это налов­чился делать весь наш андер­гра­унд?». То в одном, то в дру­гом серьез­ном жур­нале появ­ля­ются стра­ницы с цвет­ными репро­дук­ци­ями работ Лиси­нова, и авторы заме­ток захо­дятся в любви к рус­ской про­вин­ции, порож­да­ю­щей гениев. «Все­во­лод Лиси­нов – потен­ци­аль­ная сен­са­ция. Раз уви­дев его работы, — будь то пей­заж, город­ской или сель­ский быто­вой жанр, услов­ный порт­рет в пей­заже и жанре, натюр­морт, — их уже не спу­та­ешь ни с чьими полот­нами: печать осмыс­лен­ной ори­ги­наль­но­сти – здесь тавро каче­ства. … Худож­ник легко рас­кры­ва­ется зри­телю, вызы­вая в нем ответ­ный при­лив добра и рас­по­ло­же­ния к пер­вому встреч­ному, к ненаст­ной погоде и серому полу­дню, а затем к сво­ему вечно «теп­лень­кому» соседу и неве­зу­чей «роди­мой сто­ро­нушке», — рас­ска­зы­вал высо­ко­ло­бым чита­те­лям жур­нал «Социум». «Неужто и вправду при­зна­ние най­дет Лиси­нова при жизни, да еще и на Родине?» — зада­ва­лись вопро­сом «Изве­стия». 

Конечно, нет. Сен­са­ция так и оста­лась потен­ци­аль­ной, вос­торги сме­ни­лись забве­нием, а мастер­ской, кото­рую было выде­лили Лиси­нову мест­ные вла­сти, он не пополь­зо­вался и года – при­шли новые началь­ники, ото­брали. «У нас больше любят куль­тур­ные меро­при­я­тия, чем куль­туру», — кон­ста­ти­ро­вал в конце 90‑х в жур­нале «Рус­ская про­вин­ция» извест­ный в Смо­лен­ске жур­на­лист Алек­сандр Моро­зов, пони­мав­ший, что «меро­при­я­тия» и Лиси­нов – несов­ме­стимы. Он не может, не ста­нет участ­во­вать в засе­да­ниях, ходить по ков­ро­вым дорож­кам казен­ных зда­ний, высту­пать перед наду­тыми чинов­ни­ками и осва­и­вать бюд­жет, и поэтому сего­дня о его суще­ство­ва­нии вряд ли подо­зре­вают даже сту­денты худ­графа, еже­дневно иду­щие на заня­тия под его зарос­шим цве­тами бал­ко­ном.

Худож­ник про­дол­жает рабо­тать – теперь уже не только мас­лом и акри­лом, но и на ком­пью­тере. Его работы выстав­ля­ются в Санкт-Петербурге и за гра­ни­цей. Выставка в гале­рее «40 квад­ра­тов» — пер­вая в Смо­лен­ске за дол­гие годы. 

экс­по­зи­ция

работы с выставки