14 июля — 19 сентября 2009, арт-галерея 40 квадратов, Смоленск
Текст из буклета:
Уходящий Смоленск
С улиц нашего города с одинаковой неизбежностью исчезает и прекрасное, и уродливое. Исчезают здания, хранившие истории когда-то живших в Смоленске людей, улицы, по которым они ходили, и целые районы, полные собственных традиций, обычаев и тайн. Идут годы, и город меняется безвозвратно.
У Всеволода Лисинова есть свои любимые места в Смоленске. Это не парадные, узнаваемые виды, а старые, запыленные улочки с булыжными мостовыми, обветшалыми домами и бараками, с которых не смыт налет времени. Это город, который дает ему вдохновение, и фантазия художника, отталкиваясь от этих мест, переносит нас в особенный, его личный Смоленск, город скорее небесный, чем земной. И изменения, происходящие вокруг нас, не мешают художнику возвращаться в свой город, в места, которых уже нет, переосмысливать их по-новому.
Путь Всеволода Лисинова в Смоленск был долгим и извилистым, но сейчас он один из тех, кто знает, что мы потеряли. Он пишет городские пейзажи с 80‑х годов прошлого века, и Смоленск на его картинах – это город, которого уже нет. В свое время казалось, что в действительности Смоленска, такого, каким видит его художник – удивительно яркого, причудливого, — просто не существует. Сейчас, спустя годы понимаешь, что он был, но мы его потеряли.
О Всеволоде Лисинове
Попытка обобщения
Когда Всеволода Лисинова «открыли», ему было 46 лет. Его художественный язык сложился еще в 70‑х годах прошлого века, и вряд ли кто-то мог заподозрить художника в принадлежности к соцреализму. Когда главным становился цвет, посредством которого автор выражал непростые свои чувства и эмоции, идеологи чувствовали себя обиженными, и жизнь художника в то время автоматически становилась сложной и неустроенной. А если признание к нему приходило из-за пределов родной страны — и опасной. Последним местом работы Лисинова был подвал на Коммунистической, где самый необычный смоленский художник, уволенный из книготорга за связь с заграницей, работал слесарем-обходчиком. В 1991 году впервые выставленный «Подвальный цикл» вызвал у демократической общественности бурю восторгов: «В Смоленске первый раз выставлялись работы Всеволода Лисинова, дивного художника, не однажды представленного за рубежом и на корню скупаемого американцами, — писала в 1992 году Мария Арбатова, которая уже тогда была «известным столичным публицистом». — Неужели все эти картины уедут? Неужели наши галереи проспят и этого художника, скромного, интеллигентного человека, не умеющего так коммерчески пристраивать свои вроде бы некоммерческие произведения, как это наловчился делать весь наш андерграунд?». То в одном, то в другом серьезном журнале появляются страницы с цветными репродукциями работ Лисинова, и авторы заметок заходятся в любви к русской провинции, порождающей гениев. «Всеволод Лисинов – потенциальная сенсация. Раз увидев его работы, — будь то пейзаж, городской или сельский бытовой жанр, условный портрет в пейзаже и жанре, натюрморт, — их уже не спутаешь ни с чьими полотнами: печать осмысленной оригинальности – здесь тавро качества. … Художник легко раскрывается зрителю, вызывая в нем ответный прилив добра и расположения к первому встречному, к ненастной погоде и серому полудню, а затем к своему вечно «тепленькому» соседу и невезучей «родимой сторонушке», — рассказывал высоколобым читателям журнал «Социум». «Неужто и вправду признание найдет Лисинова при жизни, да еще и на Родине?» — задавались вопросом «Известия».
Конечно, нет. Сенсация так и осталась потенциальной, восторги сменились забвением, а мастерской, которую было выделили Лисинову местные власти, он не попользовался и года – пришли новые начальники, отобрали. «У нас больше любят культурные мероприятия, чем культуру», — констатировал в конце 90‑х в журнале «Русская провинция» известный в Смоленске журналист Александр Морозов, понимавший, что «мероприятия» и Лисинов – несовместимы. Он не может, не станет участвовать в заседаниях, ходить по ковровым дорожкам казенных зданий, выступать перед надутыми чиновниками и осваивать бюджет, и поэтому сегодня о его существовании вряд ли подозревают даже студенты худграфа, ежедневно идущие на занятия под его заросшим цветами балконом.
Художник продолжает работать – теперь уже не только маслом и акрилом, но и на компьютере. Его работы выставляются в Санкт-Петербурге и за границей. Выставка в галерее «40 квадратов» — первая в Смоленске за долгие годы.