Ухо­дя­щий Смо­ленск Все­во­лода Лиси­нова

жур­нал: Смо­ленск, №10 (110), 2009
автор: Полина Мель­ни­кова

Выставка в арт-галерее «40 квад­ра­тов» под назва­нием «Ухо­дя­щий Смо­ленск» — без пре­уве­ли­че­ния, собы­тие неор­ди­нар­ное для смо­лен­ской куль­тур­ной жизни, ведь извест­ный смо­лен­ский худож­ник, о кото­ром в 90‑е вза­хлеб писали рос­сий­ские газеты и жур­налы, очень давно не выстав­лялся в Смо­лен­ске.
Все эти годы Все­во­лод Лиси­нов с фана­тич­но­стью и одер­жи­мо­стью, при­су­щей творцу, посто­янно стре­мя­ще­муся к совер­шен­ству, про­дол­жал рабо­тать над сво­ими кар­ти­нами — мас­лом, акри­лом, а теперь, в век новых тех­но­ло­гий, еще и на ком­пью­тере. И все эти годы его работы выстав­ля­лись только в Санкт-Петербурге и за гра­ни­цей.

Выставка «Ухо­дя­щий Смо­ленск» — это пей­зажи нашего города, запе­чат­лен­ные худож­ни­ком в раз­ных тех­ни­ках — от мас­ля­ной живо­писи на хол­сте до ком­пью­тер­ной гра­фики, кото­рая по своей сути сродни эстампу и откры­вает огром­ные воз­мож­но­сти для игры фан­та­зии худож­ника. Пей­зажи напи­саны в раз­ные годы, но время в кар­ти­нах Все­во­лода Лиси­нова дви­жется по дру­гим зако­нам, оно может оста­но­виться, или даже идти назад. Люби­мые места худож­ника в Смо­лен­ске — это не парад­ные, узна­ва­е­мые виды, а ста­рые, запы­лен­ные улочки с булыж­ными мосто­выми, обвет­ша­лыми домами и бара­ками, с кото­рых не смыт налет вре­мени. Эти узкие пере­улки и улицы, как сим­волы нашей жизни — дороги, пол­ной пре­пят­ствий, неудобств, неустро­ен­но­сти. Это — мир худож­ника, в кото­рый он волей судеб был при­ве­ден, кото­рый он про­чув­ство­вал и при­нял, про­неся все его невзгоды. Это — город, кото­рый дает ему вдох­но­ве­ние, и фан­та­зия худож­ника, оттал­ки­ва­ясь от зна­ко­мых мест, пере­но­сит нас в осо­бен­ный, его лич­ный Смо­ленск, город ско­рее небес­ный, чем зем­ной. И изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие вокруг нас, не мешают худож­нику хра­нить места, кото­рых уже нет, и пере­осмыс­ли­вать их по-новому.

Эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние, кото­рое худож­ник вкла­ды­вает в свои полотна, бук­вально сби­вает с ног буй­ством кра­сок и интен­сив­но­стью чистых цве­тов. Такая палитра чистых и насы­щен­ных цве­тов гово­рит об уди­ви­тельно тон­кой коло­ри­сти­че­ской спо­соб­но­сти худож­ника, кото­рую он отта­чи­вает на про­тя­же­нии всего сво­его твор­че­ского пути. Добиться гар­мо­нич­но­сти таких цве­тов гораздо труд­нее, чем исполь­зо­вать раз­бе­лен­ные и нена­сы­щен­ные цвета, экс­прес­сия сви­де­тель­ствует о том, как тонко и сильно вос­при­ни­мает худож­ник дей­стви­тель­ность. В ярких рас­ка­тах кра­сок кро­ются тра­гизм, боль и любовь к род­ным местам, людям, жизни. Все, что окру­жает худож­ника, обре­тает новое зву­ча­ние, пол­ное эмо­ций.

Путь Все­во­лода Лиси­нова в Смо­ленск был дол­гим и изви­ли­стым, но сей­час он один из тех, кто знает, что мы поте­ряли. Он пишет город­ские пей­зажи с 80‑х годов про­шлого века, и Смо­ленск на его кар­ти­нах – это город, кото­рого уже нет. В свое время каза­лось, что в дей­стви­тель­но­сти Смо­лен­ска, такого, каким видит его худож­ник – уди­ви­тельно яркого, при­чуд­ли­вого, — про­сто не суще­ствует. Сей­час, спу­стя годы, пони­ма­ешь, что он был, но мы его поте­ряли. 

Попытка обоб­ще­ния

Когда Все­во­лода Лиси­нова «открыли», ему было 46 лет. Его худо­же­ствен­ный язык сло­жился еще в 70‑х годах про­шлого века, и вряд ли кто-то мог запо­до­зрить худож­ника в при­над­леж­но­сти к соц­ре­а­лизму. Когда глав­ным ста­но­вился цвет, посред­ством кото­рого автор выра­жал непро­стые чув­ства и эмо­ции, идео­логи чув­ство­вали себя оби­жен­ными, и жизнь худож­ника авто­ма­ти­че­ски ста­но­ви­лась слож­ной и неустро­ен­ной. А если при­зна­ние при­хо­дило из-за пре­де­лов род­ной страны, — и опас­ной. Послед­ним местом работы Лиси­нова был под­вал на Ком­му­ни­сти­че­ской, где самый необыч­ный смо­лен­ский худож­ник, уво­лен­ный из кни­го­торга за связь с загра­ни­цей, рабо­тал слесарем-обходчиком. В 1991 году впер­вые выстав­лен­ный «Под­валь­ный цикл» вызвал у демо­кра­ти­че­ской обще­ствен­но­сти бурю вос­тор­гов: «В Смо­лен­ске пер­вый раз выстав­ля­лись работы Все­во­лода Лиси­нова, див­ного худож­ника, не одна­жды пред­став­лен­ного за рубе­жом и на корню ску­па­е­мого аме­ри­кан­цами, — писала в 1992 году Мария Арба­това, кото­рая уже тогда была «извест­ным сто­лич­ным пуб­ли­ци­стом». — Неужели все эти кар­тины уедут? Неужели наши гале­реи про­спят и этого худож­ника, скром­ного, интел­ли­гент­ного чело­века, не уме­ю­щего так ком­мер­че­ски при­стра­и­вать свои вроде бы неком­мер­че­ские про­из­ве­де­ния, как это налов­чился делать весь наш андер­гра­унд?». То в одном, то в дру­гом серьез­ном жур­нале появ­ля­ются стра­ницы с цвет­ными репро­дук­ци­ями работ Лиси­нова, и авторы заме­ток захо­дятся в любви к рус­ской про­вин­ции, порож­да­ю­щей гениев. «Все­во­лод Лиси­нов – потен­ци­аль­ная сен­са­ция. Раз уви­дев его работы, — будь то пей­заж, город­ской или сель­ский быто­вой жанр, услов­ный порт­рет в пей­заже и жанре, натюр­морт, — их уже не спу­та­ешь ни с чьими полот­нами: печать осмыс­лен­ной ори­ги­наль­но­сти – здесь тавро каче­ства. … Худож­ник легко рас­кры­ва­ется зри­телю, вызы­вая в нем ответ­ный при­лив добра и рас­по­ло­же­ния к пер­вому встреч­ному, к ненаст­ной погоде и серому полу­дню, а затем к сво­ему вечно «теп­лень­кому» соседу и неве­зу­чей «роди­мой сто­ро­нушке», — рас­ска­зы­вал высо­ко­ло­бым чита­те­лям жур­нал «Социум». «Неужто и вправду при­зна­ние най­дет Лиси­нова при жизни, да еще и на Родине?» — зада­ва­лись вопро­сом «Изве­стия». 

Конечно, нет. Сен­са­ция так и оста­лась потен­ци­аль­ной, вос­торги сме­ни­лись забве­нием, а мастер­ской, кото­рую было выде­лили Лиси­нову мест­ные вла­сти, он не пополь­зо­вался и года – при­шли новые началь­ники, ото­брали. «У нас больше любят куль­тур­ные меро­при­я­тия, чем куль­туру», — кон­ста­ти­ро­вал в конце 90‑х в жур­нале «Рус­ская про­вин­ция» извест­ный в Смо­лен­ске жур­на­лист Алек­сандр Моро­зов, пони­мав­ший, что «меро­при­я­тия» и Лиси­нов – несов­ме­стимы. Он не может, не ста­нет участ­во­вать в засе­да­ниях, ходить по ков­ро­вым дорож­кам казен­ных зда­ний, высту­пать перед наду­тыми чинов­ни­ками и осва­и­вать бюд­жет, и поэтому сего­дня о его суще­ство­ва­нии вряд ли подо­зре­вают даже сту­денты худ­графа, еже­дневно иду­щие на заня­тия под его зарос­шим цве­тами бал­ко­ном.
Вот и на откры­тии выставки в арт-галерее «40 квад­ра­тов» не было ни одного «куль­тур­ного началь­ника», и это было настолько ожи­да­е­мым, что даже не уди­вило. Несмотря на то, что совет­ские вре­мена ушли в про­шлое, пси­хо­ло­гия чинов­ни­че­ства не изме­ни­лась. Что им нужно от выставки? Во-первых, поста­вить галочку – про­вели, орга­ни­зо­вали. Во-вторых, бла­го­го­ве­ния, исхо­дя­щего от худож­ника, гото­вого цело­вать руки за то, что «высо­кий чин» почтил. Ничего подоб­ного здесь, конечно, было не дождаться. Выставку устро­ила част­ная гале­рея, кото­рая орга­ни­зует свою работу само­сто­я­тельно, а не «в рам­ках плана меро­при­я­тий», да и бла­го­го­ве­ния от Лиси­нова не дождешься. Холод­ное рав­но­ду­шие и длин­ные кори­доры по-прежнему отде­ляют чинов­ни­чьи каби­неты от людей, ищу­щих новые пути и не жела­ю­щих сле­до­вать в опре­де­лен­ном чинов­ни­ками фар­ва­тере.