Цве­то­ритм Все­во­лода Лиси­нова

Газета: Смо­лен­ские ново­сти, 20 авгу­ста 2009
автор: Алек­сандр Берез­нев

Уни­каль­ный пода­рок пре­под­несла горо­жа­нам арт-галерея «40 квад­ра­тов» 14 авгу­ста.

Здесь откры­лась выставка работ смо­лен­ского худож­ника Все­во­лода Лиси­нова, в твор­че­стве кото­рого аван­гард и тра­ди­ция так орга­нично сов­ме­щают, каза­лось бы, не сов­ме­сти­мое в искус­стве, что полотна его оста­ются вне любых «измов». Сами по себе, абсо­лютно уни­каль­ным явле­нием в искус­стве. Вне каких-либо зака­зов, гаран­тий, обя­за­тельств иль обя­зан­но­стей.

Лиси­нов нико­гда, что назы­ва­ется, «не слу­жил». Не пытался талант, полу­чен­ный от Бога, пре­тво­рять в зва­ния иль иные мате­ри­аль­ные экви­ва­ленты. Его твор­че­ство нико­гда не было вос­тре­бо­вано вла­стями. Слегка пере­фра­зи­руя одного из героев Довла­това: «Совет­скими, анти­со­вет­скими — какая раз­ница!» Лиси­нов и любой офи­циоз есть две парал­лель­ные пря­мые, кото­рые если и пере­се­кутся, то только в веч­но­сти. И в этом весь Сева. Точ­нее, его работы — смысл жизни Лиси­нова, его путь, его цель. Его отрада — сво­боды тяж­кий дар, бремя кото­рого легко для истинно сво­бод­ного. Сво­бод­ного от лакей­ской суеты, сво­бод­ного пре­умно­жать дан­ный Гос­по­дом талант вдох­но­ве­нием работы.

Выставка назы­ва­ется «Ухо­дя­щий Смо­ленск», в экс­по­зи­ции представлено16 пей­за­жей. Узна­ва­е­мых, но ред­ких. Сева смот­рит на город с точки зре­ния жизни «вне помпы и парада». Крас­ный ручей, 3елёный ручей с их домиш­ками, бара­ками, сарай­чи­ками, лавоч­ками, поко­сив­ши­мися забор­чи­ками. Дво­рики, где ветер играет раз­ве­шен­ным бельём. Где жизнь хрупка, уяз­вима, почти слу­чайна. Где житель сог­бён в труде, но где огоньки окон сосед­ствуют со звёз­дами и тра­вой одно­вре­менно. Где оду­ван­чики выше кро­вель, а храмы Божии на уровне небес­ных тел. Его «Ухо­дя­щий Смо­ленск» — это дво­рики нашего дет­ства. Где детвора играла « в прятки», «в вой­нуху», «в чижика», «в пятаки». Где новые штаны были собы­тием года, а жаре­ная кар­тошка еже­день – люби­мым куша­ньем. Где нас любили и о нас забо­ти­лись. Драли нещадно за про­делки и и все отда­вали нам, только бы вырас­тить людьми. В таких дво­ри­ках легко впус­кали незна­ко­мых на ноч­лег , а этика после­во­ен­ных лет вовсе не пред­по­ла­гала оплаты за такую услугу. Здесь денежки счи­тали до копейки, но гла­вен­ство­вала искрен­ность, как в ссо­рах, так и в дружбе.

Если абсо­лют­ное боль­шин­ство наших худож­ни­ков пере­даёт вели­чие Смо­лен­ска, мону­мен­таль­ность его памят­ни­ков исто­ри­че­ских, то в рабо­тах Лиси­нова доми­нан­той отно­ше­ния к городу явля­ется сер­деч­ность. На пер­вое впе­чат­ле­ние — «Не из воз­вы­шен­ного взгляда». Но, пости­гая «Уклад под­ва­лов без при­крас и чер­да­ков без зана­ве­сок», вопло­щён­ные в полот­нах В. Лиси­нова, вдруг откры­ва­ешь Смо­ленск, живу­щий повсе­днев­но­стью во все века его исто­рии. При­ка­са­ешься к душев­но­сти города…

Лиси­нов рабо­тает яркими крас­ками, у него нет полу­то­нов. В экс­по­зи­ции, помимо поло­тен, выпол­нен­ных крас­ками, пред­став­лены несколько кар­тин, испол­нен­ных на ком­пью­тере. «Это ком­пью­тер­ный эстамп», — пояс­нил мне автор и про­дол­жил: «Там мил­ли­оны кра­сок! Очень инте­ресно рабо­тать. Но всё оста­ется в ком­пью­тере, печать дорого стоит.» Коло­рит его кар­тин непред­ска­зу­емо экс­прес­си­вен. Если в сце­ни­че­ском искус­стве­ха­рак­те­ри­сти­кой хоро­шего спек­такля явля­ется тем­по­ритм, то к рабо­там Лиси­нова при­ме­нимо поня­тие цве­то­ритма, кото­рый слу­жит осно­вой автор­ской пере­дачи виде­ния мира мате­ри­аль­ного в соче­та­нии с духов­ной осно­вой жизни.

Лиси­нова хорошо знают в Москве и Петер­бурге. Его полотна неод­но­кратно экс­по­ни­ро­ва­лись и при­об­ре­та­лись музе­ями стран Запад­ной Европы, США. Его кар­тины знают в стра­нах Южной Аме­рики. Лиси­нова не знают в Смо­лен­ске. Почти не знают… Обидно не за худож­ника, но за пред­ста­ви­те­лей вла­сти. За их нелю­бо­пыт­ство, их рав­но­ду­шие к тому, с кем им выпало жить рядом во вре­мени и про­стран­стве. За то, что про­гля­дели, не заме­тили того, кто, живя рядом с ними, ничего не про­сил для себя, а только про­слав­лял Смо­ленск далеко за пре­де­лами Рос­сии своим слу­же­нием дару Божьему.

Выставка В. Лиси­нова про­длится до 19 сен­тября, спе­шите рас­ши­рить кру­го­зор…