Газета: Смоленские новости, 20 августа 2009
автор: Александр Березнев
Уникальный подарок преподнесла горожанам арт-галерея «40 квадратов» 14 августа.
Здесь открылась выставка работ смоленского художника Всеволода Лисинова, в творчестве которого авангард и традиция так органично совмещают, казалось бы, не совместимое в искусстве, что полотна его остаются вне любых «измов». Сами по себе, абсолютно уникальным явлением в искусстве. Вне каких-либо заказов, гарантий, обязательств иль обязанностей.
Лисинов никогда, что называется, «не служил». Не пытался талант, полученный от Бога, претворять в звания иль иные материальные эквиваленты. Его творчество никогда не было востребовано властями. Слегка перефразируя одного из героев Довлатова: «Советскими, антисоветскими — какая разница!» Лисинов и любой официоз есть две параллельные прямые, которые если и пересекутся, то только в вечности. И в этом весь Сева. Точнее, его работы — смысл жизни Лисинова, его путь, его цель. Его отрада — свободы тяжкий дар, бремя которого легко для истинно свободного. Свободного от лакейской суеты, свободного преумножать данный Господом талант вдохновением работы.
Выставка называется «Уходящий Смоленск», в экспозиции представлено16 пейзажей. Узнаваемых, но редких. Сева смотрит на город с точки зрения жизни «вне помпы и парада». Красный ручей, 3елёный ручей с их домишками, бараками, сарайчиками, лавочками, покосившимися заборчиками. Дворики, где ветер играет развешенным бельём. Где жизнь хрупка, уязвима, почти случайна. Где житель согбён в труде, но где огоньки окон соседствуют со звёздами и травой одновременно. Где одуванчики выше кровель, а храмы Божии на уровне небесных тел. Его «Уходящий Смоленск» — это дворики нашего детства. Где детвора играла « в прятки», «в войнуху», «в чижика», «в пятаки». Где новые штаны были событием года, а жареная картошка ежедень – любимым кушаньем. Где нас любили и о нас заботились. Драли нещадно за проделки и и все отдавали нам, только бы вырастить людьми. В таких двориках легко впускали незнакомых на ночлег , а этика послевоенных лет вовсе не предполагала оплаты за такую услугу. Здесь денежки считали до копейки, но главенствовала искренность, как в ссорах, так и в дружбе.
Если абсолютное большинство наших художников передаёт величие Смоленска, монументальность его памятников исторических, то в работах Лисинова доминантой отношения к городу является сердечность. На первое впечатление — «Не из возвышенного взгляда». Но, постигая «Уклад подвалов без прикрас и чердаков без занавесок», воплощённые в полотнах В. Лисинова, вдруг открываешь Смоленск, живущий повседневностью во все века его истории. Прикасаешься к душевности города…
Лисинов работает яркими красками, у него нет полутонов. В экспозиции, помимо полотен, выполненных красками, представлены несколько картин, исполненных на компьютере. «Это компьютерный эстамп», — пояснил мне автор и продолжил: «Там миллионы красок! Очень интересно работать. Но всё остается в компьютере, печать дорого стоит.» Колорит его картин непредсказуемо экспрессивен. Если в сценическом искусствехарактеристикой хорошего спектакля является темпоритм, то к работам Лисинова применимо понятие цветоритма, который служит основой авторской передачи видения мира материального в сочетании с духовной основой жизни.
Лисинова хорошо знают в Москве и Петербурге. Его полотна неоднократно экспонировались и приобретались музеями стран Западной Европы, США. Его картины знают в странах Южной Америки. Лисинова не знают в Смоленске. Почти не знают… Обидно не за художника, но за представителей власти. За их нелюбопытство, их равнодушие к тому, с кем им выпало жить рядом во времени и пространстве. За то, что проглядели, не заметили того, кто, живя рядом с ними, ничего не просил для себя, а только прославлял Смоленск далеко за пределами России своим служением дару Божьему.
Выставка В. Лисинова продлится до 19 сентября, спешите расширить кругозор…