Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков (Гру­НеХу)

«Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков» (Гру­НеХу) — ано­ним­ное худо­же­ствен­ное объ­еди­не­ние, воз­ник­шее в Смо­лен­ске в сере­дине 90‑х годов по ини­ци­а­тиве поэта, худож­ника Эду­арда Кулё­мина, активно раз­ви­вав­шего как телес­ную, так и писа­тель­скую форму акци­о­низма. К моменту осно­ва­ния объ­еди­не­ния Куле­мин состоял в дру­гих арт-группах, активно зани­мался неофи­ци­аль­ным искус­ством и рабо­тал кор­ре­спон­ден­том в газете «Смо­лен­ские губерн­ские ведо­мо­сти», выхо­див­шей тира­жом 14500 экзем­пля­ров. Именно на стра­ни­цах газеты осу­ществ­ля­лась основ­ная про­грамма группы: ради­каль­ный лите­ра­тур­ный аван­гард и симу­ля­тив­ное искус­ство.

Э. Куле­мин сов­местно с поэтом и жур­на­ли­стом С. Синя­ко­вым ини­ци­и­руют в “ведо­мо­стях” раз­дел «Краем глаза, краем уха», пред­став­ля­ю­щий собой пло­щадку для, так назы­ва­е­мых, инфор­мак­ций (тер­мин Куле­мина). В новост­ную ленту один­на­дца­той полосы, посвя­щен­ной куль­тур­ным собы­тиям города, худож­ники вклю­чают руб­рики, при­зван­ные утвер­дить тож­де­ство искус­ства и жизни. Под гово­ря­щими псев­до­ни­мами Посто­рон­ним В., О. Невин­ная и Б. Живот­ный, Синя­ко­вым, Куле­ми­ным, а также при­со­еди­нив­шимся к группе позже поэтом Алек­сан­дром Голу­бе­вым пуб­ли­ко­ва­лись нашу­мев­шие фик­тив­ные интер­вью «Мой папа фашист», «Уте­кай! В под­во­ротне нас ждёт маньяк», а также автор­ская колонка «Одна (две/ три) звез­дочки» и колонка кон­цеп­ту­аль­ного искус­ства и визу­аль­ной поэ­зии «Отры­вок» (с под­за­го­лов­ком «Вырежи и сохрани»).

Из мани­фе­ста группы: «Гру­НеХу — неле­ги­тим­ное арт-формирование, дей­ству­ю­щее на тер­ри­то­рии ряда реги­о­нов Рос­сии. Члены этой закон­спи­ри­ро­ван­ной орга­ни­за­ции направ­ляют свою твор­че­скую актив­ность в зоны эсте­ти­че­ского и идео­ло­ги­че­ского мани­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым созна­нием. Несмотря на то, что Гру­НеХу дей­ствует в обста­новке сек­рет­но­сти, время от вре­мени всплы­вают убе­ди­тель­ные факты ее несо­мнен­ного суще­ство­ва­ния». (пол­ный текст здесь)

Ори­ен­та­ция в дея­тель­но­сти группы на тра­ди­цию исто­ри­че­ского аван­гарда под­чер­ки­ва­ется рабо­той с про­стран­ством города, а также инте­ре­сом к народ­ной куль­туре, мифо­ло­гии. 

В каче­стве даты осно­ва­ния объ­еди­не­ние выбрало для себя сим­во­ли­че­ский день 22 декабря. В этот день «по веди­че­скому кален­дарю на Руси празд­но­вали Рож­де­ство Коляды, День Зим­него Солн­це­во­рота, начало нового года». Эту дату «Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков» еже­годно отме­чает футу­ри­сти­че­скими полу­ноч­ными бде­ни­ями под сим­во­ли­че­ским назва­нием «Победа над Солн­цем», поскольку в этот день наблю­да­ется аст­ро­но­ми­че­ское явле­ние извест­ное как День зим­него солн­це­сто­я­ния. Акции про­во­ди­мые в эту погра­нич­ную, пере­ход­ную дату должны, по мне­нию группы, реа­би­ли­ти­ро­вать и акту­а­ли­зи­ро­вать поня­тие «буду­щее», спо­соб­ство­вать твор­че­скому обнов­ле­нию. 

Группа ведет не систе­ма­ти­че­скую «мер­ца­ю­щую» дея­тель­ность, рабо­тая как в поле худо­же­ствен­ного так и в поле поли­ти­че­ского, вся­че­ски под­чер­ки­вая стрем­ле­ние к осво­бож­де­нию от логики при­выч­ного худо­же­ствен­ного про­из­вод­ства. Как заме­чает Э. Куле­мин, «совре­мен­ный худож­ник вправе исполь­зо­вать весь арсе­нал тех­но­ло­ги­че­ских и соци­о­куль­тур­ных нара­бо­ток от эле­мен­тар­ного рисунка до поли­ти­че­ских инси­ну­а­ций».