Из под­по­лья — в пар­ти­заны

Мани­фест Группы неиз­вест­ных худож­ни­ков

Газета Зав­тра №21 (548) 19-05-2004


В свое время тер­мин «анде­гра­унд» мозо­лил глаза, тере­бил уши и порой даже заде­вал за живое. Со вре­ме­нем это поня­тие, обтер­шись об мно­го­ярус­ные языки масс-медиа, несколько утра­тило свой изна­чально терп­кий при­вкус. Исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что в кате­го­рию «анде­гра­унд» впи­сы­ва­лись те куль­тур­ные явле­ния, кото­рые не соот­вет­ство­вали пред­став­ле­ниям офи­ци­аль­ных лиц о твор­че­стве. Эсте­ти­че­ское про­ти­во­сто­я­ние наи­бо­лее явно было выра­жено во вре­мена совет­ской вла­сти. Тогда пред­ста­ви­тели аль­тер­на­тив­ного искус­ства под­вер­га­лись откро­вен­ным гоне­ниям. Пройдя через пери­оды запрета и пол­ного игно­ри­ро­ва­ния, сего­дня мно­гие из быв­ших «под­поль­щи­ков» с успе­хом впи­са­лись в миро­вой куль­тур­ный кон­текст, их работы выстав­ля­ются в пре­стиж­ных гале­реях, а лите­ра­тур­ные труды впи­саны в школь­ную про­грамму.
Однако в послед­нее время наме­ти­лась тен­ден­ция к реани­ма­ции тер­мина «анде­гра­унд». Когда власть к рукам при­би­рает меди­а­кра­тия, все боль­шее коли­че­ство талант­ли­вых людей ока­зы­ва­ются за бор­том корабля исто­рии, гру­жен­ного «пале­ными» бур­жу­аз­ными цен­но­стями. При этом сего­дняш­няя ситу­а­ция во мно­гом отли­ча­ется от вре­мен «желез­ного зана­веса». Куль­тура, вырвав­шись из-под дик­тата госу­дар­ства, ока­за­лась загнан­ной в псев­до­ин­тел­лек­ту­аль­ное гетто, ого­ро­жен­ное флаж­ками денеж­ных купюр. Раз­мы­ва­ние эсте­ти­че­ских и поли­ти­че­ских гра­ниц в про­цессе гло­ба­ли­за­ции при­во­дит к отсут­ствию каких-либо соци­аль­ных ори­ен­ти­ров для вычле­не­ния подоб­ных «резер­ва­ций духа». Впору гово­рить об окку­па­ции всего куль­тур­ного про­стран­ства. В отсут­ствие четко выра­жен­ной линии идео­ло­ги­че­ского фронта, в оппо­зи­ции к под­власт­ным куль­тур­струк­ту­рам и бюро­кра­ти­зи­ро­ван­ным арт-организациям вне­си­стем­ный худож­ник вынуж­ден осу­ществ­лять свои замыслы в тылу повсе­мест­ного про­тив­ника. Таким обра­зом, ста­тус подоб­ного мар­ги­нала в искус­стве бли­зок к опре­де­ле­нию «пар­ти­зан» и во мно­гом выхо­дит за рамки того явле­ния, кото­рое в свое время было при­нято назы­вать «анде­гра­унд».
В отли­чие от аль­тер­на­тив­щи­ков совет­ских вре­мен, кото­рые в своих арте­фак­тах иро­ни­зи­ро­вали над осно­во­по­ла­га­ю­щими идео­ло­ги­че­скими мифами той эпохи, сего­дняш­ние экс­тре­малы от искус­ства внед­ря­ются непо­сред­ственно в соци­аль­ные сферы чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, вплоть до поли­тики. Это уже не тай­ная дея­тель­ность кухон­ных под­поль­щи­ков, ори­ен­ти­ро­ван­ная на узкий круг эстет­ству­ю­щих интел­лек­ту­а­лов и запад­ных гале­рей­щи­ков, а зача­стую пря­мое воз­дей­ствие на боле­вые точки системы подав­ле­ния лич­но­сти.
Стра­те­гия пар­ти­зан­ской борьбы акту­альна на старте нового тыся­че­ле­тия. Уче­ния Мао, Мари­геллы, Че Гевары, коман­данте Мар­коса, анти­г­ло­ба­ли­стов и дру­гих идео­ло­гов пар­ти­зан­щины вос­тре­бо­ваны в совре­мен­ном обще­стве. Про­еци­руя их осно­во­по­ла­га­ю­щие методы на арт-систему, можно вычле­нить формы осу­ществ­ле­ния неле­ги­тим­ной худо­же­ствен­ной прак­тики в усло­виях вынуж­ден­ного твор­че­ского про­ти­во­сто­я­ния. Мно­гие при­емы соци­аль­ной пар­ти­зан­щины пере­ко­че­вали в арсе­нал совре­мен­ного арт-деятеля: созда­ние раз­лич­ных коммуникативно-творческих фор­ми­ро­ва­ний, выпуск аль­тер­на­тив­ной печат­ной про­дук­ции, зага­доч­ные объ­екты в местах обще­ствен­ного зна­че­ния, про­тестные пуб­лич­ные акции и ими­д­же­вые инсце­ни­ровки, абсурд­ная жур­на­ли­стика и инфор­ма­тив­ные про­во­ка­ции… В дре­му­чих зарос­лях обще­ствен­ного созна­ния кре­а­тив­ные бра­тья по ору­жию выра­ба­ты­вают так­ти­че­ские и стра­те­ги­че­ские при­емы борьбы с идео­ло­ги­че­скими окку­пан­тами.


УРАВ­НЕ­НИЕ С НЕИЗ­ВЕСТ­НЫМИ*

ГРУППА НЕИЗ­ВЕСТ­НЫХ ХУДОЖ­НИ­КОВ (Гру­НеХу)
— неле­ги­тим­ное арт-формирование, дей­ству­ю­щее на тер­ри­то­рии ряда реги­о­нов Рос­сии. Члены этой закон­спи­ри­ро­ван­ной орга­ни­за­ции направ­ляют свою твор­че­скую актив­ность в зоны эсте­ти­че­ского и идео­ло­ги­че­ского мани­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым созна­нием. Несмотря на то, что Гру­НеХу дей­ствует в обста­новке сек­рет­но­сти, время от вре­мени всплы­вают убе­ди­тель­ные факты ее несо­мнен­ного суще­ство­ва­ния.


МОЛ­ЧА­НИЕ — ЗНАК НЕСО­ГЛА­СИЯ
Впер­вые Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков заявила о себе в 1997 году в рам­ках про­екта «Вза­и­мо­дей­ствия после вза­и­мо­дей­ствия», посвя­щен­ного аспек­там кол­лек­тив­ного твор­че­ства. Тогда Группа выпу­стила «Уни­вер­саль­ный ком­мен­та­рий к твор­че­ству потен­ци­аль­ного автора», пред­на­зна­чен­ный для ана­лиза твор­че­ства любого худож­ника, неза­ви­симо от его сти­ли­сти­че­ского свое­об­ра­зия.


ВИР­ТУ­АЛЬ­НЫЙ МАНЬЯК
Осе­нью 1998 года на стра­ни­цах одного из печат­ных изда­ний города Смо­лен­ска под псев­до­ни­мами Б.Животный и О.Невинная вышло интер­вью с сек­су­аль­ным манья­ком по имени Гри­го­рий, охот­ни­ком за бело­ку­рыми маль­чи­ками, из кото­рых наи­бо­лее непо­слуш­ные жертвы под­вер­га­лись даль­ней­шему умертв­ле­нию и рас­чле­не­нию. В интер­вью Гри­го­рий откро­венно при­зна­вался, что луч­шие куски чело­ве­чины у него ску­пали про­давцы мяс­ных отде­лов рын­ков и мага­зи­нов област­ного цен­тра, что с мили­цией у него рабо­чие вза­и­мо­от­но­ше­ния, что сам он нахо­дится на гос­службе, имеет уче­ную сте­пень, а манья­че­ство для него всего лишь хобби, однако на счету у него уже 11 жертв.
Несмотря на то, что интер­вью имело явно иро­нич­ный харак­тер, оно возы­мело непред­ви­ден­ные послед­ствия. В городе нача­лась паника. Мамаши не пус­кали своих детей в школы, отме­ня­лись уве­се­ли­тель­ные меро­при­я­тия, рас­пол­за­лись неве­ро­ят­ные слухи. Ответ­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее взяла на себя Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков. Они трак­то­вали эту акцию как худо­же­ствен­ный акт, цель кото­рого — «дока­зать опас­ность, кро­ю­щу­юся в воз­мож­но­сти средств мас­со­вой инфор­ма­ции вли­ять на пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние обще­ства». С чув­ством юмора ока­за­лось не в порядке не только у рядо­вого обы­ва­теля, но и у пред­ста­ви­те­лей орга­нов пра­во­по­рядка. УВД Смо­лен­ской обла­сти отнес­лось к ней настолько серьезно, что про­вело спе­ци­аль­ное рас­сле­до­ва­ние, пыта­ясь выве­сти несу­ще­ству­ю­щего зло­дея на чистую воду.


НЕИЗ­ВЕСТНО КТО, ИЗВЕСТНО КОМУ
На про­тя­же­нии ряда лет Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков осу­ществ­ляет про­грамму «Быть зна­ме­ни­тым некра­сиво», в рам­ках кото­рой борется с любыми некор­рект­ными пополз­но­ве­ни­ями в сто­рону неиз­вест­но­сти. Пока­за­тельны в этом плане посвя­щен­ные дея­тель­но­сти скуль­птора Эрн­ста Неиз­вест­ного под кодо­вым назва­нием «Неиз­вест­ный Неиз­вест­ному рознь». Оха­рак­те­ри­зо­вав слиш­ком актив­ную пуб­лич­ную дея­тель­ность вая­теля, как дис­кре­ди­ти­ру­ю­щую зва­ние «неиз­вест­ный», худ­со­вет Группы поста­но­вил: «Впредь име­но­вать скуль­птора Эрнст Небезыз­вест­ный, со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями».
Среди про­чего обсуж­да­лось и наме­ре­ние Небезыз­вест­ного Эрн­ста изго­то­вить памят­ник рус­ской водке, что было истол­ко­вано как про­па­ганда алко­го­лизма. Кто-то выдви­нул встреч­ное пред­ло­же­ние: если уж так ней­мется уста­но­вить мону­мент какой-либо сим­во­лич­ной жид­ко­сти, то этого наи­бо­лее заслу­жи­вает спирт. Именно эта мета­фи­зи­че­ская суб­стан­ция наи­бо­лее адек­ватно соот­вет­ствует рос­сий­ской мен­таль­но­сти. Спирт одно­вре­менно сим­во­ли­зи­рует кри­сталь­ную чистоту (чистый спирт) и стой­кость духа (spiritus в пере­воде с латыни озна­чает «дух»).
Скульп­тур­ная ком­по­зи­ция пред­по­ла­га­ется в виде гигант­ского гра­не­ного ста­кана из бро­ни­ро­ван­ного стекла, напол­нен­ного чуть меньше чем напо­ло­вину С2Н5ОН (фрон­то­вые сто грам­мов). Сверху на ста­кане дол­жен воз­ле­жать ломоть хлеба соот­вет­ству­ю­щих раз­ме­ров, выли­тый из бронзы. Внутри ста­кана в спирте при помощи спе­ци­аль­ной лазер­ной уста­новки «внут­рен­ним огнем» высве­чи­ва­ется над­пись «Духом окреп­нем в борьбе».
Ста­кан — это одно­вре­менно колонна, коло­дец, сосуд, кото­рым чока­ются («все мы чок­ну­тые»), хру­сталь­ный сар­ко­фаг вели­кой рус­ской идеи-красавицы, мав­зо­лей недо­ся­га­е­мой истины, гипер­тро­фи­ро­ван­ный образ мятеж­ной дей­стви­тель­но­сти («буря в ста­кане») и сим­вол ухо­дя­щей эпохи (на смену гра­не­ному при­хо­дят одно­ра­зо­вые пласт­мас­со­вые). Мону­мент, кроме всего про­чего, реа­ли­зует дав­нюю наци­о­наль­ную при­вычку смот­реть на мир сквозь призму ста­кана.


ПО НАПРАВ­ЛЕ­НИЮ ОТ ИВАНА
В 1999 году огра­ни­чен­ным тира­жом в свет вышла неболь­шая книга под назва­нием «По направ­ле­нию от Ивана», где в каче­стве авто­ров фигу­ри­рует Сера­фим Шер­сте­ры­лый и Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков. Этот сбор­ник являет собой целост­ное визуально-поэтическое про­из­ве­де­ние мета­со­ци­аль­ной направ­лен­но­сти. В сен­тябре этого же года худож­ники участ­во­вали в ряде поэ­ти­че­ских акций на фести­вале «Неофи­ци­аль­ная Москва», где пре­зен­то­вали свою книгу и про­вели акцию «По направ­ле­нию от Ивана», в ходе кото­рой неиз­вест­ных поэтов-триумфаторов сто­лич­ные лите­ра­тур­ные мэтры должны были выне­сти на руках на Три­ум­фаль­ную пло­щадь.
На II Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном фести­вале поэ­зии в 2001 году Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков про­вела акцию «Ты сего­дня поэт», по моти­вам одно­имен­ной пьесы худож­ника «ножа и топора» Вла­ди­мира Мар­кова. Согласно сце­на­рию, моло­дого ново­бранца в армии деды застав­ляют насиль­ствен­ным обра­зом сочи­нять стихи. Нечто подоб­ное было пред­при­нято и на фести­вале. Умуд­рен­ные бое­вым опы­том бойцы посвя­щали начи­на­ю­щих поэтов в слу­жи­те­лей муз. То и дело слы­ши­лись, зна­ко­мые до боли, армей­ские при­зывы «Фанеру к осмотру!».


СТИ­ХО­ТВОР­НЫЕ ДЕНЬГИ
Послед­нее время Неиз­вест­ные худож­ники внед­ряют свои поэ­ти­че­ские опусы в массы, печа­тая их на денеж­ных купю­рах. Их твор­че­ская акция, кото­рая как бы про­дол­жает нача­тый в свое время Вла­ди­ми­ром Мая­ков­ским «Раз­го­вор с фин­ин­спек­то­ром о поэ­зии», направ­лена в первую оче­редь на дис­кре­ди­та­цию товарно-денежных отно­ше­ний и при­да­ния день­гам более роман­ти­че­ских функ­ций.
Стихи и сло­ганы нано­сятся с помо­щью спе­ци­аль­ных набор­ных штам­пов и вруч­ную. Помимо денеж­ных купюр тек­сты могут нано­ситься на любые мно­го­функ­ци­о­наль­ные бумаги: справки, объ­яв­ле­ния, поч­то­вые кон­верты и т.п. Наи­бо­лее отча­ян­ные печа­тают такие про­из­ве­де­ния в соб­ствен­ных доку­мен­тах, доводя до абсурда идею госу­дар­ствен­ного регу­ли­ро­ва­ния чело­ве­че­ских отно­ше­ний.


ВРЕМЯ — РЫТЬ, ВРЕМЯ — ОТГРЕ­БАТЬ
В октябре 2001 года в рай­оне Смо­лен­ска Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков захва­тила плац­дарм в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от бетон­ного бун­кера Гит­лера, пре­вра­тив его окрест­но­сти в Театр воен­ных дей­ствий. Оче­ред­ная акция носила назва­ние «Нечер­но­зем­ный окоп Мале­вича» — сво­его рода уче­ния по искус­ству веде­ния боя.
Неиз­вест­ные ско­сили пожух­лую траву на обо­зна­чен­ном веш­ками пря­мо­уголь­ном участке земли. По ходу дела они рас­ки­дали на близ­ле­жа­щей мест­но­сти листовки с над­пи­сью «Осто­рожно! МИНЫ!». После этого «бри­то­го­ло­вый» квад­рат око­пали по пери­метру на глу­бину чуть меньше чело­ве­че­ского роста в соот­вет­ствии с пара­мет­рами армей­ского окопа. В цен­тре полу­чив­шейся кон­струк­ции бойцы неви­ди­мого фронта водру­зили штан­дарт с над­пи­сью «Стра­те­ги­че­ски важ­ный объ­ект»». Заняв кру­го­вую обо­рону, воз­ве­ден­ную в квад­рат, лес­ные бра­тья по ору­жию стали читать заго­тов­лен­ные зара­нее тек­сты воин­ствен­ного содер­жа­ния. В финале боя в ход пошли водя­ные писто­леты, кото­рые заправ­ля­лись тут же кро­вью самих худож­ни­ков.
Здесь же было зачи­тано воз­зва­ние в под­держку зна­ме­ни­того немец­кого композитора-авангардиста Карл-Хайнца Шток­ха­у­зена, кото­рый назвал таран­ную авиа­а­таку Тор­го­вого цен­тра в Нью-Йорке про­из­ве­де­нием искус­ства кос­ми­че­ского мас­штаба, чем вызвал бурю обще­ствен­ного него­до­ва­ния. Неиз­вест­ные сде­лали кри­ти­че­ский ана­лиз тер­акта с эсте­ти­че­ской точки зре­ния, и при­шли к выводу, что вир­ту­оз­ность его испол­не­ния не может не вос­хи­щать, а сила эмо­ци­о­наль­ного воз­дей­ствия намного пре­вы­шает ана­ло­гич­ный пока­за­тель мно­гих клас­си­че­ских шедев­ров.


ПОЗЫВ­НЫЕ БУДУ­ЩЕГО
22 декабря по веди­че­скому кален­дарю в древ­но­сти на Руси, празд­но­вали Рож­де­ство Коляды, День Зим­него Солн­це­во­рота, начало нового года. Эту дату Группа неиз­вест­ных худож­ни­ков еже­годно отме­чает футу­ри­сти­че­скими полу­ноч­ными бде­ни­ями под сим­во­ли­че­ским назва­нием «Победа над Солн­цем» (солнце в низ­шей точке — самая дол­гая ночь!). В про­грамме этого меро­при­я­тия зача­стую зна­чатся нети­пич­ные для таких тусо­вок пункты, типа «сти­хо­твор­ные пред­ска­за­ния», «гада­ние на сло­вес­ной гуще», «web-спиритический сеанс» и т.п. Сверх­за­дачу акции можно трак­то­вать как реа­би­ли­та­цию и акту­а­ли­за­цию поня­тия «буду­щее».
В этот же день (22 декабря) родился осно­ва­тель и тео­ре­тик ита­льян­ского футу­ризма Том­мазо Мари­нетти. Именно с ним был устроен один из web-спиритических сеан­сов, для чего в каче­стве маги­че­ского зер­кала был исполь­зо­ван ком­пью­тер под­клю­чен­ный к Интер­нету. Мари­нетти вещал с экрана мони­тора, на что ему в ответ нес­лись зажи­га­тель­ные речи нынеш­них будет­лян в духе: «При­дем! Уви­дим! Побе­дим!» Все закон­чи­лось предъ­яв­ле­нием окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти «Муль­ти­ма­тума», в кото­ром всем дея­те­лям искус­ства в при­зыв­ной форме вме­ня­лось делать исклю­чи­тельно НОВОЕ И РАДИ­КАЛЬ­НОЕ. В даль­ней­шем 22 декабря было реко­мен­до­вано отме­чать как Празд­ник Обнов­ле­ния.
Кстати, о празд­ни­ках. В свое время дви­же­ние За Ано­ним­ное и Бес­плат­ное Искус­ство (ЗАиБИ) учре­дило Все­мир­ный День неиз­вест­ного худож­ника (ВДНХ) — празд­ник про­буж­де­ния и усу­губ­ле­ния твор­че­ских сил и воз­мож­но­стей чело­века, кото­рый еже­годно отме­ча­ется 1 марта (Пер­во­март). Так что у Гру­НеХу есть свой про­фес­си­о­наль­ный «крас­ный день кален­даря».


ПОЛИТ­ПРО­СВЕТ
Гру­НеХу на про­тя­же­нии своей дея­тель­но­сти активно внед­ря­ется в соци­ально зна­чи­мые сферы чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти. В ходе послед­них выбо­ров в Гос­думу была обна­ро­до­вана их про­грамма «Поли­ти­че­ские игры», целью кото­рой явля­ется воз­вра­ще­ние поли­тики в лоно куль­туры. Поня­тие «поли­ти­че­ские игры», как пра­вило, ассо­ци­и­ру­ется с чем-то непри­стой­ным, нечест­ным, зло­коз­нен­ным. Про­грамма ори­ен­ти­ро­вана на эсте­ти­за­цию так­ти­че­ских и стра­те­ги­че­ских нюан­сов поли­ти­че­ской борьбы.

Позыв­ные для связи — e‑mail: app2002@pisem.net
Cвяз­ной Афа­на­сий Бур­ных 


* в газете пред­став­лен сокра­щен­ный вари­ант тек­ста УРАВ­НЕ­НИЕ С НЕИЗ­ВЕСТ­НЫМИ:

раз­дел МОЛ­ЧА­НИЕ – ЗНАК НЕСО­ГЛА­СИЯ пред­став­лен не пол­но­стью. Так же отсут­ствуют раз­делы КУРИЦА – НЕ ПТИЦА? и ИЗ НИОТ­КУДА В НИКУДА.

Пол­ный текст мани­фе­ста здесь