Манифест Группы неизвестных художников
Газета Завтра №21 (548) 19-05-2004
В свое время термин «андеграунд» мозолил глаза, теребил уши и порой даже задевал за живое. Со временем это понятие, обтершись об многоярусные языки масс-медиа, несколько утратило свой изначально терпкий привкус. Исторически сложилось так, что в категорию «андеграунд» вписывались те культурные явления, которые не соответствовали представлениям официальных лиц о творчестве. Эстетическое противостояние наиболее явно было выражено во времена советской власти. Тогда представители альтернативного искусства подвергались откровенным гонениям. Пройдя через периоды запрета и полного игнорирования, сегодня многие из бывших «подпольщиков» с успехом вписались в мировой культурный контекст, их работы выставляются в престижных галереях, а литературные труды вписаны в школьную программу.
Однако в последнее время наметилась тенденция к реанимации термина «андеграунд». Когда власть к рукам прибирает медиакратия, все большее количество талантливых людей оказываются за бортом корабля истории, груженного «палеными» буржуазными ценностями. При этом сегодняшняя ситуация во многом отличается от времен «железного занавеса». Культура, вырвавшись из-под диктата государства, оказалась загнанной в псевдоинтеллектуальное гетто, огороженное флажками денежных купюр. Размывание эстетических и политических границ в процессе глобализации приводит к отсутствию каких-либо социальных ориентиров для вычленения подобных «резерваций духа». Впору говорить об оккупации всего культурного пространства. В отсутствие четко выраженной линии идеологического фронта, в оппозиции к подвластным культурструктурам и бюрократизированным арт-организациям внесистемный художник вынужден осуществлять свои замыслы в тылу повсеместного противника. Таким образом, статус подобного маргинала в искусстве близок к определению «партизан» и во многом выходит за рамки того явления, которое в свое время было принято называть «андеграунд».
В отличие от альтернативщиков советских времен, которые в своих артефактах иронизировали над основополагающими идеологическими мифами той эпохи, сегодняшние экстремалы от искусства внедряются непосредственно в социальные сферы человеческой деятельности, вплоть до политики. Это уже не тайная деятельность кухонных подпольщиков, ориентированная на узкий круг эстетствующих интеллектуалов и западных галерейщиков, а зачастую прямое воздействие на болевые точки системы подавления личности.
Стратегия партизанской борьбы актуальна на старте нового тысячелетия. Учения Мао, Маригеллы, Че Гевары, команданте Маркоса, антиглобалистов и других идеологов партизанщины востребованы в современном обществе. Проецируя их основополагающие методы на арт-систему, можно вычленить формы осуществления нелегитимной художественной практики в условиях вынужденного творческого противостояния. Многие приемы социальной партизанщины перекочевали в арсенал современного арт-деятеля: создание различных коммуникативно-творческих формирований, выпуск альтернативной печатной продукции, загадочные объекты в местах общественного значения, протестные публичные акции и имиджевые инсценировки, абсурдная журналистика и информативные провокации… В дремучих зарослях общественного сознания креативные братья по оружию вырабатывают тактические и стратегические приемы борьбы с идеологическими оккупантами.
УРАВНЕНИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ*
ГРУППА НЕИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ (ГруНеХу)
— нелегитимное арт-формирование, действующее на территории ряда регионов России. Члены этой законспирированной организации направляют свою творческую активность в зоны эстетического и идеологического манипулирования массовым сознанием. Несмотря на то, что ГруНеХу действует в обстановке секретности, время от времени всплывают убедительные факты ее несомненного существования.
МОЛЧАНИЕ — ЗНАК НЕСОГЛАСИЯ
Впервые Группа неизвестных художников заявила о себе в 1997 году в рамках проекта «Взаимодействия после взаимодействия», посвященного аспектам коллективного творчества. Тогда Группа выпустила «Универсальный комментарий к творчеству потенциального автора», предназначенный для анализа творчества любого художника, независимо от его стилистического своеобразия.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК
Осенью 1998 года на страницах одного из печатных изданий города Смоленска под псевдонимами Б.Животный и О.Невинная вышло интервью с сексуальным маньяком по имени Григорий, охотником за белокурыми мальчиками, из которых наиболее непослушные жертвы подвергались дальнейшему умертвлению и расчленению. В интервью Григорий откровенно признавался, что лучшие куски человечины у него скупали продавцы мясных отделов рынков и магазинов областного центра, что с милицией у него рабочие взаимоотношения, что сам он находится на госслужбе, имеет ученую степень, а маньячество для него всего лишь хобби, однако на счету у него уже 11 жертв.
Несмотря на то, что интервью имело явно ироничный характер, оно возымело непредвиденные последствия. В городе началась паника. Мамаши не пускали своих детей в школы, отменялись увеселительные мероприятия, расползались невероятные слухи. Ответственность за происходящее взяла на себя Группа неизвестных художников. Они трактовали эту акцию как художественный акт, цель которого — «доказать опасность, кроющуюся в возможности средств массовой информации влиять на психологическое состояние общества». С чувством юмора оказалось не в порядке не только у рядового обывателя, но и у представителей органов правопорядка. УВД Смоленской области отнеслось к ней настолько серьезно, что провело специальное расследование, пытаясь вывести несуществующего злодея на чистую воду.
НЕИЗВЕСТНО КТО, ИЗВЕСТНО КОМУ
На протяжении ряда лет Группа неизвестных художников осуществляет программу «Быть знаменитым некрасиво», в рамках которой борется с любыми некорректными поползновениями в сторону неизвестности. Показательны в этом плане посвященные деятельности скульптора Эрнста Неизвестного под кодовым названием «Неизвестный Неизвестному рознь». Охарактеризовав слишком активную публичную деятельность ваятеля, как дискредитирующую звание «неизвестный», худсовет Группы постановил: «Впредь именовать скульптора Эрнст Небезызвестный, со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Среди прочего обсуждалось и намерение Небезызвестного Эрнста изготовить памятник русской водке, что было истолковано как пропаганда алкоголизма. Кто-то выдвинул встречное предложение: если уж так неймется установить монумент какой-либо символичной жидкости, то этого наиболее заслуживает спирт. Именно эта метафизическая субстанция наиболее адекватно соответствует российской ментальности. Спирт одновременно символизирует кристальную чистоту (чистый спирт) и стойкость духа (spiritus в переводе с латыни означает «дух»).
Скульптурная композиция предполагается в виде гигантского граненого стакана из бронированного стекла, наполненного чуть меньше чем наполовину С2Н5ОН (фронтовые сто граммов). Сверху на стакане должен возлежать ломоть хлеба соответствующих размеров, вылитый из бронзы. Внутри стакана в спирте при помощи специальной лазерной установки «внутренним огнем» высвечивается надпись «Духом окрепнем в борьбе».
Стакан — это одновременно колонна, колодец, сосуд, которым чокаются («все мы чокнутые»), хрустальный саркофаг великой русской идеи-красавицы, мавзолей недосягаемой истины, гипертрофированный образ мятежной действительности («буря в стакане») и символ уходящей эпохи (на смену граненому приходят одноразовые пластмассовые). Монумент, кроме всего прочего, реализует давнюю национальную привычку смотреть на мир сквозь призму стакана.
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОТ ИВАНА
В 1999 году ограниченным тиражом в свет вышла небольшая книга под названием «По направлению от Ивана», где в качестве авторов фигурирует Серафим Шерстерылый и Группа неизвестных художников. Этот сборник являет собой целостное визуально-поэтическое произведение метасоциальной направленности. В сентябре этого же года художники участвовали в ряде поэтических акций на фестивале «Неофициальная Москва», где презентовали свою книгу и провели акцию «По направлению от Ивана», в ходе которой неизвестных поэтов-триумфаторов столичные литературные мэтры должны были вынести на руках на Триумфальную площадь.
На II Московском международном фестивале поэзии в 2001 году Группа неизвестных художников провела акцию «Ты сегодня поэт», по мотивам одноименной пьесы художника «ножа и топора» Владимира Маркова. Согласно сценарию, молодого новобранца в армии деды заставляют насильственным образом сочинять стихи. Нечто подобное было предпринято и на фестивале. Умудренные боевым опытом бойцы посвящали начинающих поэтов в служителей муз. То и дело слышились, знакомые до боли, армейские призывы «Фанеру к осмотру!».
СТИХОТВОРНЫЕ ДЕНЬГИ
Последнее время Неизвестные художники внедряют свои поэтические опусы в массы, печатая их на денежных купюрах. Их творческая акция, которая как бы продолжает начатый в свое время Владимиром Маяковским «Разговор с фининспектором о поэзии», направлена в первую очередь на дискредитацию товарно-денежных отношений и придания деньгам более романтических функций.
Стихи и слоганы наносятся с помощью специальных наборных штампов и вручную. Помимо денежных купюр тексты могут наноситься на любые многофункциональные бумаги: справки, объявления, почтовые конверты и т.п. Наиболее отчаянные печатают такие произведения в собственных документах, доводя до абсурда идею государственного регулирования человеческих отношений.
ВРЕМЯ — РЫТЬ, ВРЕМЯ — ОТГРЕБАТЬ
В октябре 2001 года в районе Смоленска Группа неизвестных художников захватила плацдарм в непосредственной близости от бетонного бункера Гитлера, превратив его окрестности в Театр военных действий. Очередная акция носила название «Нечерноземный окоп Малевича» — своего рода учения по искусству ведения боя.
Неизвестные скосили пожухлую траву на обозначенном вешками прямоугольном участке земли. По ходу дела они раскидали на близлежащей местности листовки с надписью «Осторожно! МИНЫ!». После этого «бритоголовый» квадрат окопали по периметру на глубину чуть меньше человеческого роста в соответствии с параметрами армейского окопа. В центре получившейся конструкции бойцы невидимого фронта водрузили штандарт с надписью «Стратегически важный объект»». Заняв круговую оборону, возведенную в квадрат, лесные братья по оружию стали читать заготовленные заранее тексты воинственного содержания. В финале боя в ход пошли водяные пистолеты, которые заправлялись тут же кровью самих художников.
Здесь же было зачитано воззвание в поддержку знаменитого немецкого композитора-авангардиста Карл-Хайнца Штокхаузена, который назвал таранную авиаатаку Торгового центра в Нью-Йорке произведением искусства космического масштаба, чем вызвал бурю общественного негодования. Неизвестные сделали критический анализ теракта с эстетической точки зрения, и пришли к выводу, что виртуозность его исполнения не может не восхищать, а сила эмоционального воздействия намного превышает аналогичный показатель многих классических шедевров.
ПОЗЫВНЫЕ БУДУЩЕГО
22 декабря по ведическому календарю в древности на Руси, праздновали Рождество Коляды, День Зимнего Солнцеворота, начало нового года. Эту дату Группа неизвестных художников ежегодно отмечает футуристическими полуночными бдениями под символическим названием «Победа над Солнцем» (солнце в низшей точке — самая долгая ночь!). В программе этого мероприятия зачастую значатся нетипичные для таких тусовок пункты, типа «стихотворные предсказания», «гадание на словесной гуще», «web-спиритический сеанс» и т.п. Сверхзадачу акции можно трактовать как реабилитацию и актуализацию понятия «будущее».
В этот же день (22 декабря) родился основатель и теоретик итальянского футуризма Томмазо Маринетти. Именно с ним был устроен один из web-спиритических сеансов, для чего в качестве магического зеркала был использован компьютер подключенный к Интернету. Маринетти вещал с экрана монитора, на что ему в ответ неслись зажигательные речи нынешних будетлян в духе: «Придем! Увидим! Победим!» Все закончилось предъявлением окружающей действительности «Мультиматума», в котором всем деятелям искусства в призывной форме вменялось делать исключительно НОВОЕ И РАДИКАЛЬНОЕ. В дальнейшем 22 декабря было рекомендовано отмечать как Праздник Обновления.
Кстати, о праздниках. В свое время движение За Анонимное и Бесплатное Искусство (ЗАиБИ) учредило Всемирный День неизвестного художника (ВДНХ) — праздник пробуждения и усугубления творческих сил и возможностей человека, который ежегодно отмечается 1 марта (Первомарт). Так что у ГруНеХу есть свой профессиональный «красный день календаря».
ПОЛИТПРОСВЕТ
ГруНеХу на протяжении своей деятельности активно внедряется в социально значимые сферы человеческой деятельности. В ходе последних выборов в Госдуму была обнародована их программа «Политические игры», целью которой является возвращение политики в лоно культуры. Понятие «политические игры», как правило, ассоциируется с чем-то непристойным, нечестным, злокозненным. Программа ориентирована на эстетизацию тактических и стратегических нюансов политической борьбы.
Позывные для связи — e‑mail: app2002@pisem.net
Cвязной Афанасий Бурных
* в газете представлен сокращенный вариант текста УРАВНЕНИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ:
раздел МОЛЧАНИЕ – ЗНАК НЕСОГЛАСИЯ представлен не полностью. Так же отсутствуют разделы КУРИЦА – НЕ ПТИЦА? и ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА.