Э. Куле­мин и Гру­НеХу: Отте­перь (выставка)

3–18 марта 2010, арт-галерея 40 квад­ра­тов, Смо­ленск

Текст прес­сре­лиза:

«ОТТЕ­ПЕРЬ»

(гры­зуны под­со­зна­ния в анде­гра­унде здра­вого смысла)

«Послед­нее время наме­ти­лась тен­ден­ция к реани­ма­ции тер­мина «анде­гра­унд». Когда власть к рукам при­би­рает меди­а­кра­тия, все боль­шее коли­че­ство талант­ли­вых людей ока­зы­ва­ются за бор­том корабля исто­рии, гру­же­ного «пале­ными» бур­жу­аз­ными цен­но­стями. При этом сего­дняш­няя ситу­а­ция во мно­гом отли­ча­ется от вре­мен «желез­ного зана­веса». Куль­тура, вырвав­шись из-под дик­тата госу­дар­ства, ока­за­лась загнан­ной в псев­до­ин­тел­лек­ту­аль­ное гетто, ого­ро­жен­ное флаж­ками денеж­ных купюр. Раз­мы­ва­ние эсте­ти­че­ских и поли­ти­че­ских гра­ниц в про­цессе гло­ба­ли­за­ции при­во­дит к отсут­ствию каких-либо соци­аль­ных ори­ен­ти­ров для вычле­не­ния подоб­ных «резер­ва­ций духа». В пору гово­рить об окку­па­ции всего куль­тур­ного про­стран­ства. В отсут­ствии четко выра­жен­ной линии идео­ло­ги­че­ского фронта, в оппо­зи­ции к под­власт­ным культур-структурам и бюро­кра­ти­зи­ро­ван­ным арт-организациям, вне­си­стем­ный худож­ник вынуж­ден осу­ществ­лять свои замыслы в тылу повсе­мест­ного про­тив­ника. Таким обра­зом ста­тус подоб­ного мар­ги­нала в искус­стве бли­зок к опре­де­ле­нию «пар­ти­зан», и во мно­гом выхо­дит за рамки того явле­ния, кото­рое в свое время было при­нято назы­вать «анде­гра­унд».

(Эду­ард Куле­мин, 
«Из под­по­лья в пар­ти­заны»).

Тезисы к выставке «ОТТЕ­ПЕРЬ»

«ОТТЕ­ПЕРЬ» — это сво­его рода пере­кличка вре­мен, попытка про­ве­сти срав­ни­тель­ный ана­лиз худо­же­ствен­ной ситу­а­ции в про­вин­ции «до» и «после» пере­стройки. На выставке пред­став­лены работы 20-летней дав­но­сти. За все эти годы они не выстав­ля­лись. Однако выставка вос­при­ни­ма­ется как вполне соот­вет­ству­ю­щая эсте­ти­че­ским тре­бо­ва­ниям нового вре­мени. 

«Все уже давно ска­зано, но в силу того, что никто не слу­шает, при­хо­дится повто­рять снова и снова.»

Два­дцать лет назад автор про­де­мон­стри­ро­вал пер­фор­манс в ходе кото­рого на рулоне бумаги мель­кала над­пись «Ничего не про­ис­хо­дит». Спу­стя годы (в 2006 году) видео­ин­стал­ля­ция «Сво­ра­чи­вай!» на основе этого пер­фор­манса вошла в ито­го­вую выставку кон­курса «Арсе­нале» в Нижнем-Новгороде. В про­шлом (2009) году эта же инстал­ля­ция вошла в кол­лек­цию луч­шего видео­арта за 2009 год Кан­ского видео­фе­сти­валя (про­хо­дит в рос­сий­ском городе Кан­ске). Таким обра­зом тер­мин «Ничего не про­ис­хо­дит» не теряет акту­аль­но­сти и по сей день.

Кроме чисто эсте­ти­че­ских задач, в кон­тек­сте дан­ной выставки нам хоте­лось бы заост­рить вни­ма­ние на таком поня­тии, как ста­тус про­вин­ци­аль­ного худож­ника.

Что же мы видим спу­стя 20 лет каса­емо ста­туса худож­ника в про­вин­ции. В 90‑е годы (пред­пе­ре­стро­еч­ные и пере­стро­еч­ные) суще­ство­вало такое явле­ние как анде­гра­унд. Худож­ники нахо­ди­лись в оппо­зи­ции к офи­ци­аль­ным твор­че­ским струк­ту­рам и зача­стую под­вер­га­лись гоне­ни­ями со сто­роны вла­сти. На волне пере­стройки твор­че­ство анде­гра­унда вызвало всплеск инте­реса. В это период в Смо­лен­ске при под­держке мест­ных власт­ных струк­тур про­шло два пол­но­мас­шта­бых фести­валя совре­мен­ного искус­ства (с при­гла­ше­нием худож­ни­ков из дру­гих горо­дов Рос­сии и из-за рубежа), про­во­ди­лись раз­лич­ные худо­же­ствен­ные акции и кон­церты, дей­ство­вал рок-клуб. Пове­яло сво­бо­дой, все жили ожи­да­нием пере­мен. Сего­дня мы по сути вер­ну­лись в ситу­а­цию эпохи застоя. Худож­ники вновь в загоне. Закры­вают выста­воч­ные залы, выго­няют из мастер­ских, нет госу­дар­ствен­ной про­граммы под­держки твор­че­ских лиц. Худож­ник в про­вин­ции до сих пор нахо­дится в ситу­а­ции под­поль­ного дея­теля.

«…ста­тус акту­аль­ного худож­ника в про­вин­ции по-прежнему стра­нен и сомни­те­лен: оди­но­кий воин в без­ра­дост­ном инфор­ма­ци­он­ном поле; прес­но­вод­ная рыба в мор­ской воде; ост­ро­ви­тя­нин, осна­щен­ный соб­ствен­ным ком­пакт­ным пере­нос­ным необи­та­е­мым ост­ро­вом. А можно и так: оди­но­кий пред­ста­ви­тель циви­ли­за­ции среди дика­рей, увы, недо­ста­точно наив­ный, чтобы пре­тен­до­вать на роль мис­си­о­нера. Потому что его «бисер» не имеет цен­но­сти в гла­зах дика­рей, а ничего, кроме этого неле­ги­ти­ми­ро­ван­ного бисера, у нашего мис­си­о­нера нет… 

…Сомни­тель­ный ста­тус не то героя, не то отще­пенца…

…В жизни про­вин­ци­аль­ного худож­ника все­гда есть место подвигу; соб­ственно говоря, вся его жизнь – сплошь подвиг, бес­смыс­лен­ный и бес­по­щад­ный, как рус­ский бунт. Потому что заня­тие акту­аль­ным искус­ством в про­вин­ции и есть «рус­ский бунт». Бунт в первую оче­редь эсте­ти­че­ский, но не только.»

(Свет­лана Мар­тын­чик, 
«Осо­бен­но­сти про­вин­ци­аль­ной нико­му­не­нуж­но­сти» 
«Худо­же­ствен­ный жур­нал», №33).


В этом плане весьма пока­за­тельна дея­тель­ность Группы Неиз­вест­ных худож­ни­ков. Это твор­че­ское обра­зо­ва­ние явля­ется типич­ным при­ме­ром арт-партизанщины. Про­смат­ри­ва­ются эле­менты симу­ля­тив­ного искус­ства. Это когда худож­ники ими­ти­руют твор­че­скую дея­тель­ность, создают фик­тив­ные про­из­ве­де­ния. Твор­че­ство этой группы пред­став­лено в виде опи­са­ний, кото­рые вно­сят опре­де­лен­ный кон­цеп­ту­аль­ный кон­текст в визу­аль­ную состав­ля­ю­щую экс­по­зи­ции. 

Вир­ту­аль­ные члены этой закон­спи­ри­ро­ван­ной орга­ни­за­ции трак­туют про­из­вод­ство худо­же­ствен­ного про­дукта (так назы­ва­е­мого «про­из­ве­де­ния искус­ства»), как недо­стой­ное заня­тие и низ­во­дят твор­че­скую актив­ность чисто к интел­лек­ту­аль­ным и идео­ло­ги­че­ским про­во­ка­циям. Мно­гим пока­жется подоб­ного рода умо­за­клю­че­ния весьма стран­ными, между тем корни дан­ного явле­ния оче­видны. Век­тор тра­ди­ции можно про­ве­сти от пер­во­быт­ного страха неиз­вест­но­сти, через моле­ние без икон, пустот­ный канон Дао, клас­си­че­ский аске­тизм, чер­ный квад­рат Мале­вича, к пустым залам Ива Кляйна, совре­мен­ным иде­ям кон­цеп­ту­а­ли­стов, дви­же­нию За Ано­ним­ное и Бес­плат­ное Искус­ство (ЗАиБИ) и т.п. Ничего не посту­ли­руя, никак не заяв­ляя о себе, Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков, тем не менее, явля­ется объ­ек­том вни­ма­ния. Ее вклю­чают в про­граммы выста­вок, кон­цер­тов, о ней пишут ста­тьи, в ее состав вли­ва­ются все новые и новые эфе­мер­ные твор­че­ские силы. Несмотря на то, что Гру­НеХу дей­ствует в обста­новке абсо­лют­ной сек­рет­но­сти, время от вре­мени всплы­вают убе­ди­тель­ные факты ее несо­мнен­ного суще­ство­ва­ния.

Живо­пись пред­став­лен­ная в экс­по­зи­ции так же иллю­стри­рует идею подпольно-партизанской дея­тель­но­сти. Основ­ная образ­ная линия пред­став­лен­ная серией «Бал­лада о нави­га­торе», где мета­фи­зи­че­ские зайцы бороз­дят абстракт­ные живо­пис­ные про­сторы. Посто­янно задают вопрос – почему именно зайцы. Воз­можно, образ воз­ник на уровне под­со­зна­ния. Сам по себе заяц – это сво­его рода пар­ти­зан рус­ских лесов, кото­рый вынуж­ден посто­янно пря­таться от хищ­ни­ков, огля­ды­ваться по сто­ро­нам, но вти­харя делать свое дело – чем-то напо­ми­нает совре­мен­ного худож­ника. «В темно-синем лесу, где тре­пе­щут осины и с дубов кол­ду­нов обле­тает листва, на поляне траву зайцы в пол­ночь косили и при это напе­вали стран­ные слова…» Заяц – так же бес­плат­ный пас­са­жир, на обще­ствен­ном транс­порте вполне соот­вет­ствует ста­тусу акту­аль­ного худож­ника. Денег нет, а ехать хочется.

экс­по­зи­ция

работы с выставки

упо­ми­на­ния