3–18 марта 2010, арт-галерея 40 квадратов, Смоленск
Текст прессрелиза:
«ОТТЕПЕРЬ»
(грызуны подсознания в андеграунде здравого смысла)
«Последнее время наметилась тенденция к реанимации термина «андеграунд». Когда власть к рукам прибирает медиакратия, все большее количество талантливых людей оказываются за бортом корабля истории, груженого «палеными» буржуазными ценностями. При этом сегодняшняя ситуация во многом отличается от времен «железного занавеса». Культура, вырвавшись из-под диктата государства, оказалась загнанной в псевдоинтеллектуальное гетто, огороженное флажками денежных купюр. Размывание эстетических и политических границ в процессе глобализации приводит к отсутствию каких-либо социальных ориентиров для вычленения подобных «резерваций духа». В пору говорить об оккупации всего культурного пространства. В отсутствии четко выраженной линии идеологического фронта, в оппозиции к подвластным культур-структурам и бюрократизированным арт-организациям, внесистемный художник вынужден осуществлять свои замыслы в тылу повсеместного противника. Таким образом статус подобного маргинала в искусстве близок к определению «партизан», и во многом выходит за рамки того явления, которое в свое время было принято называть «андеграунд».
(Эдуард Кулемин,
«Из подполья в партизаны»).
Тезисы к выставке «ОТТЕПЕРЬ»
«ОТТЕПЕРЬ» — это своего рода перекличка времен, попытка провести сравнительный анализ художественной ситуации в провинции «до» и «после» перестройки. На выставке представлены работы 20-летней давности. За все эти годы они не выставлялись. Однако выставка воспринимается как вполне соответствующая эстетическим требованиям нового времени.
«Все уже давно сказано, но в силу того, что никто не слушает, приходится повторять снова и снова.»
Двадцать лет назад автор продемонстрировал перформанс в ходе которого на рулоне бумаги мелькала надпись «Ничего не происходит». Спустя годы (в 2006 году) видеоинсталляция «Сворачивай!» на основе этого перформанса вошла в итоговую выставку конкурса «Арсенале» в Нижнем-Новгороде. В прошлом (2009) году эта же инсталляция вошла в коллекцию лучшего видеоарта за 2009 год Канского видеофестиваля (проходит в российском городе Канске). Таким образом термин «Ничего не происходит» не теряет актуальности и по сей день.
Кроме чисто эстетических задач, в контексте данной выставки нам хотелось бы заострить внимание на таком понятии, как статус провинциального художника.
Что же мы видим спустя 20 лет касаемо статуса художника в провинции. В 90‑е годы (предперестроечные и перестроечные) существовало такое явление как андеграунд. Художники находились в оппозиции к официальным творческим структурам и зачастую подвергались гонениями со стороны власти. На волне перестройки творчество андеграунда вызвало всплеск интереса. В это период в Смоленске при поддержке местных властных структур прошло два полномасштабых фестиваля современного искусства (с приглашением художников из других городов России и из-за рубежа), проводились различные художественные акции и концерты, действовал рок-клуб. Повеяло свободой, все жили ожиданием перемен. Сегодня мы по сути вернулись в ситуацию эпохи застоя. Художники вновь в загоне. Закрывают выставочные залы, выгоняют из мастерских, нет государственной программы поддержки творческих лиц. Художник в провинции до сих пор находится в ситуации подпольного деятеля.
«…статус актуального художника в провинции по-прежнему странен и сомнителен: одинокий воин в безрадостном информационном поле; пресноводная рыба в морской воде; островитянин, оснащенный собственным компактным переносным необитаемым островом. А можно и так: одинокий представитель цивилизации среди дикарей, увы, недостаточно наивный, чтобы претендовать на роль миссионера. Потому что его «бисер» не имеет ценности в глазах дикарей, а ничего, кроме этого нелегитимированного бисера, у нашего миссионера нет…
…Сомнительный статус не то героя, не то отщепенца…
…В жизни провинциального художника всегда есть место подвигу; собственно говоря, вся его жизнь – сплошь подвиг, бессмысленный и беспощадный, как русский бунт. Потому что занятие актуальным искусством в провинции и есть «русский бунт». Бунт в первую очередь эстетический, но не только.»
(Светлана Мартынчик,
«Особенности провинциальной никомуненужности»
«Художественный журнал», №33).
В этом плане весьма показательна деятельность Группы Неизвестных художников. Это творческое образование является типичным примером арт-партизанщины. Просматриваются элементы симулятивного искусства. Это когда художники имитируют творческую деятельность, создают фиктивные произведения. Творчество этой группы представлено в виде описаний, которые вносят определенный концептуальный контекст в визуальную составляющую экспозиции.
Виртуальные члены этой законспирированной организации трактуют производство художественного продукта (так называемого «произведения искусства»), как недостойное занятие и низводят творческую активность чисто к интеллектуальным и идеологическим провокациям. Многим покажется подобного рода умозаключения весьма странными, между тем корни данного явления очевидны. Вектор традиции можно провести от первобытного страха неизвестности, через моление без икон, пустотный канон Дао, классический аскетизм, черный квадрат Малевича, к пустым залам Ива Кляйна, современным идеям концептуалистов, движению За Анонимное и Бесплатное Искусство (ЗАиБИ) и т.п. Ничего не постулируя, никак не заявляя о себе, Группа Неизвестных Художников, тем не менее, является объектом внимания. Ее включают в программы выставок, концертов, о ней пишут статьи, в ее состав вливаются все новые и новые эфемерные творческие силы. Несмотря на то, что ГруНеХу действует в обстановке абсолютной секретности, время от времени всплывают убедительные факты ее несомненного существования.
Живопись представленная в экспозиции так же иллюстрирует идею подпольно-партизанской деятельности. Основная образная линия представленная серией «Баллада о навигаторе», где метафизические зайцы бороздят абстрактные живописные просторы. Постоянно задают вопрос – почему именно зайцы. Возможно, образ возник на уровне подсознания. Сам по себе заяц – это своего рода партизан русских лесов, который вынужден постоянно прятаться от хищников, оглядываться по сторонам, но втихаря делать свое дело – чем-то напоминает современного художника. «В темно-синем лесу, где трепещут осины и с дубов колдунов облетает листва, на поляне траву зайцы в полночь косили и при это напевали странные слова…» Заяц – так же бесплатный пассажир, на общественном транспорте вполне соответствует статусу актуального художника. Денег нет, а ехать хочется.