Урав­не­ние с неиз­вест­ными

ГРУППА НЕИЗ­ВЕСТ­НЫХ ХУДОЖ­НИ­КОВ (Гру­НеХу)

неле­ги­тим­ное арт-формирование, дей­ству­ю­щее на тер­ри­то­рии ряда реги­о­нов Рос­сии. Члены этой закон­спи­ри­ро­ван­ной орга­ни­за­ции направ­ляют свою твор­че­скую актив­ность в зоны эсте­ти­че­ского и идео­ло­ги­че­ского мани­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым созна­нием. Несмотря на то, что Гру­НеХу дей­ствует в обста­новке сек­рет­но­сти, время от вре­мени всплы­вают убе­ди­тель­ные факты ее несо­мнен­ного суще­ство­ва­ния.

МОЛ­ЧА­НИЕ – ЗНАК НЕСО­ГЛА­СИЯ

Впер­вые Гру­НеХу заявила о себе в 1997 году в рам­ках про­екта «Вза­и­мо­дей­ствия после вза­и­мо­дей­ствия», посвя­щен­ного аспек­там кол­лек­тив­ного твор­че­ства. Тогда Гру­НеХуки выпу­стили «Уни­вер­саль­ный ком­мен­та­рий к твор­че­ству потен­ци­аль­ного автора», пред­на­зна­чен­ный для ана­лиза твор­че­ства любого худож­ника, не зави­симо от его сти­ли­сти­че­ского свое­об­ра­зия. 
Осе­нью того же года Гру­НеХу отме­ти­лись на музы­каль­ном фести­вале «Смо­лен­ский про­ект». Здесь «под шумок» рок-н-рольного дей­ствия были расбро­саны листовки с над­пи­сью «Минута мол­ча­ния. Памяти пав­ших посвя­ща­ется», под­пи­сан­ные «Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков». Дан­ная акция была отме­чена в прессе. «Эсте­ти­че­ски гра­мотно и эти­че­ски верно засве­ти­лась на фести­вале Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков. Не анон­си­ро­ван­ная в про­грамме их лако­нич­ная акция «Минута мол­ча­ния. Памяти пав­ших посвя­ща­ется» яви­лась пря­мым попа­да­нием не только в кон­текст дан­ного меро­при­я­тия (памяти так низко пав­ших), но и обще­че­ло­ве­че­ской ситу­а­ции в целом ( в дни про­ве­де­ния акции по всей стране был объ­яв­лен траур по погиб­шим в г.Каспийске)» – писала одна из мест­ных газет. 
«Гро­мо­гласно» про­мол­чав, Гру­НеХуки ушли в глу­бо­ко­мыс­лен­ное под­по­лье, изредка давая о себе знать набе­гами на раз­лич­ные куль­тур­ные меро­при­я­тия. При этом в прессе время от вре­мени про­ска­ки­вала инфор­ма­ция типа: «…Вполне симп­то­ма­тично в кон­тек­сте выставки выгля­дела Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков, кото­рых, как обычно, никто не видел и не слы­шал. А их фун­да­мен­таль­ное, никем не заме­чен­ное, полотно «Порт­рет ком­бай­нера N» яви­лось про­сто насто­я­щим откро­ве­нием…» Налицо была типич­ная симу­ля­тив­ная ори­ен­та­ция на бес­по­лез­ность само­вы­ра­же­ния. Сле­ду­ю­щий их про­ект «Отсут­ству­ю­щая выставка» явно иллю­стри­ро­вал мысль Мале­вича о невоз­мож­но­сти вопло­ще­ния абсо­лют­ной идеи. 
Оче­ред­ной раз Гру­НеХу всплыла на поверх­ность в 1998 году. Тогда в одной из газет появи­лось интер­вью с ано­ним­ным чле­ном этой орга­ни­за­ции, в кото­ром он в част­но­сти заявил: «…некий инте­рес, про­яв­ля­е­мый к нам, искус­ственно раз­ду­ва­ется рядом опре­де­лен­ных лиц из око­ло­куль­тур­ной среды, кото­рым пота­кают отдель­ные пред­ста­ви­тели средств мас­со­вой инфор­ма­ции. Зача­стую те дей­ствия, кото­рые при­пи­сы­ва­ются Группе Неиз­вест­ных Худож­ни­ков, не имеют к ней ника­кого отно­ше­ния.»

ВИР­ТУ­АЛЬ­НЫЙ МАНЬЯК

Осе­нью 1998 года на стра­ни­цах одного из печат­ных изда­ний города Смо­лен­ска под псев­до­ни­мами Б.Животный и О.Невинная вышло интер­вью с сек­су­аль­ным манья­ком по имени Гри­го­рий, охот­ни­ком за бело­ку­рыми маль­чи­ками, из кото­рых наи­бо­лее непо­слуш­ные жертвы под­вер­га­лись даль­ней­шему умертв­ле­нию и рас­чле­не­нию. В интер­вью Гри­го­рий откро­венно при­зна­вался, что луч­шие куски чело­ве­че­ства у него ску­пали про­давцы мяс­ных отде­лов рын­ков и мага­зи­нов област­ного цен­тра, что с мили­цией у него рабо­чие вза­и­мо­от­но­ше­ния, что сам он нахо­дится на гос­службе, имеет уче­ную сте­пень, а манья­че­ство для него всего лишь хобби, однако на счету у него уже 11 жертв.
Несмотря на то, что интер­вью имело явно иро­нич­ный харак­тер, оно возы­мело непред­ви­ден­ные послед­ствия. В городе нача­лась паника. Мамаши не пус­кали своих детей в школы, отме­ня­лись уве­се­ли­тель­ные меро­при­я­тия, рас­пол­за­лись неве­ро­ят­ные слухи. Ответ­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее взяла на себя Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков. Они трак­то­вала эту акцию как худо­же­ствен­ный акт, цель кото­рого – «дока­зать опас­ность, кро­ю­щу­юся в воз­мож­но­сти средств мас­со­вой инфор­ма­ции вли­ять на пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние обще­ства». С чув­ством юмора ока­за­лось не в порядке не только у рядо­вого обы­ва­теля, но и у пред­ста­ви­те­лей орга­нов пра­во­по­рядка. УВД Смо­лен­ской обла­сти отнес­лось к ней настолько серьезно, что про­вело спе­ци­аль­ное рас­сле­до­ва­ние, пыта­ясь выве­сти несу­ще­ству­ю­щего зло­дея на чистую воду.
Между тем, вир­ту­аль­ный маньяк при­об­ре­тал все боль­шую попу­ляр­ность в народе. Из устра­ша­ю­щего мон­стра он транс­фор­ми­ро­вался в человека-загадку для любо­зна­тель­ных, чьи еще не окон­ча­тельно про­спир­то­ван­ные мозги выужи­вали на свет божий всё новые и новые факты био­гра­фии «героя». Резко воз­рос про­цент име­но­ва­ния ново­рож­ден­ных име­нем Гри­го­рий. О нем уже ходили легенды, поэты сочи­няли стихи, в народе пло­ди­лись анек­доты. А на стра­ни­цах газеты «Лимонка» была опуб­ли­ко­вана заметка об этом фено­мене с порт­ре­том Гри­го­рия Явлин­ского обню­хи­ва­ю­щего чело­ве­че­скую кость.

НЕИЗ­ВЕСТНО КТО ИЗВЕСТНО КОМУ

На про­тя­же­нии ряда лет Гру­НеХу осу­ществ­ляет про­грамму «Быть зна­ме­ни­тым не кра­сиво», в рам­ках кото­рой борется с любыми некор­рект­ными пополз­но­ве­ни­ями в сто­рону неиз­вест­но­сти. Пока­за­тельны в этом плане посвя­щен­ные дея­тель­но­сти скуль­птора Эрн­ста Неиз­вест­ного под кодо­вым назва­нием «Неиз­вест­ный Неиз­вест­ному рознь». Оха­рак­те­ри­зо­вав слиш­ком актив­ную пуб­лич­ную дея­тель­ность вая­теля, как дис­кре­ди­ти­ру­ю­щую зва­ние «неиз­вест­ный», худ­со­вет Гру­НеХу поста­но­вил: «Впредь име­но­вать скуль­птора Эрнст Небезыз­вест­ный, со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями.» 
Среди про­чего обсуж­да­лось и наме­ре­ние Небезыз­вест­ного Эрн­ста изго­то­вить памят­ник рус­ской водке, что было истол­ко­вано как про­па­ганда алко­го­лизма. Кто-то выдви­нул встреч­ное пред­ло­же­ние: если уж так ней­мется уста­но­вить мону­мент какой-либо сим­во­лич­ной жид­ко­сти, то этого наи­бо­лее заслу­жи­вает спирт. Именно эта мета­фи­зи­че­ская суб­стан­ция наи­бо­лее адек­ватно соот­вет­ствует рос­сий­ской мен­таль­но­сти. Спирт одно­вре­менно сим­во­ли­зи­рует кри­сталь­ную чистоту (чистый спирт) и стой­кость духа (spiritus в пере­воде с латыни озна­чает «дух»). 
Скульп­тур­ная ком­по­зи­ция пред­по­ла­га­ется в виде гигант­ского гра­не­ного ста­кана из бро­ни­ро­ван­ного стекла напол­нен­ного чуть меньше чем напо­ло­вину С2Н5ОН (фрон­то­вые сто грам­мов). Сверху на ста­кане дол­жен воз­ле­жать ломоть хлеба соот­вет­ству­ю­щих раз­ме­ров выли­тый из бронзы. Внутри ста­кана в спирте при помощи спе­ци­аль­ной лазер­ной уста­новки «внут­рен­ним огнем» высве­чи­ва­ется над­пись «Духом окреп­нем в борьбе». 
Ста­кан — это одно­вре­менно колонна; коло­дец; сосуд, кото­рым чока­ются («все мы чок­ну­тые»); хру­сталь­ный сар­ко­фаг вели­кой рус­ской идеи-красавицы; мав­зо­лей недо­ся­га­е­мой истины, гипер­тро­фи­ро­ван­ный образ мятеж­ной дей­стви­тель­но­сти («буря в ста­кане») и сим­вол ухо­дя­щей эпохи (на смену гра­не­ному при­хо­дят одно­ра­зо­вые пласт­мас­со­вые). Мону­мент, кроме всего про­чего, реа­ли­зует дав­нюю наци­о­наль­ную при­вычку смот­реть на мир сквозь призму ста­кана.

ПО НАПРАВ­ЛЕ­НИЮ ОТ ИВАНА

В 1999 году огра­ни­чен­ным тира­жом в свет вышла неболь­шая книга под назва­нием «По направ­ле­нию от Ивана», где в каче­стве авто­ров фигу­ри­рует Сера­фим Шер­сте­ры­лый и Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков. Этот сбор­ник являет собой целост­ное визуально-поэтическое про­из­ве­де­ние мета­со­ци­аль­ной направ­лен­но­сти. В сен­тябре этого же года Гру­НеХуки участ­во­вали в ряде поэ­ти­че­ских акций на фести­вале «Неофи­ци­аль­ная Москва», где пре­зен­то­вали свою книгу и про­вели акцию «По направ­ле­нию от Ивана», в ходе кото­рой неиз­вест­ных поэтов-триумфаторов сто­лич­ные лите­ра­тур­ные мэтры должны были выне­сти на руках на Три­ум­фаль­ную пло­щадь.
На II Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном фести­вале поэ­зии в 2001 году Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков про­вела акцию «Ты сего­дня поэт», по моти­вам одно­имен­ной пьесы худож­ника «ножа и топора» Вла­ди­мира Мар­кова. Согласно сце­на­рию, моло­дого ново­бранца в армии деды застав­ляют насиль­ствен­ным обра­зом сочи­нять стихи. Нечто подоб­ное было пред­при­нято и на фести­вале. Умуд­рен­ные бое­вым опы­том бойцы Гру­НеХуки посвя­щали начи­на­ю­щих поэтов в слу­жи­те­лей муз. То и дело слы­ши­лись, зна­ко­мые до боли, армей­ские при­зывы «Фанеру к осмотру!».

СТИ­ХО­ТВОР­НЫЕ ДЕНЬГИ

Послед­нее время Неиз­вест­ные Худож­ники внед­ряют свои поэ­ти­че­ские опусы в массы, печа­тая их на денеж­ных купю­рах. Их твор­че­ская акция, кото­рая как бы про­дол­жает нача­тый в свое время Вла­ди­ми­ром Мая­ков­ским «Раз­го­вор с фин­ин­спек­то­ром о поэ­зии», направ­лена в первую оче­редь на дис­кре­ди­та­цию товарно-денежных отно­ше­ний и при­да­ния день­гам более роман­ти­че­ских функ­ций.
Стихи и сло­ганы нано­сятся с помо­щью спе­ци­аль­ных набор­ных штам­пов и вруч­ную. Помимо денеж­ных купюр тек­сты могут нано­ситься на любые мно­го­функ­ци­о­наль­ные бумаги: справки, объ­яв­ле­ния, поч­то­вые кон­верты и т.п. Наи­бо­лее отча­ян­ные печа­тают такие про­из­ве­де­ния в соб­ствен­ных доку­мен­тах, доводя до абсурда идею госу­дар­ствен­ного регу­ли­ро­ва­ния чело­ве­че­ских отно­ше­ний. 

КУРИЦА – НЕ ПТИЦА?

Вес­ной 2001 года на фести­вале Сер­гея Куре­хина (СКИФ) в мос­ков­ском куль­тур­ном цен­тре «Дом» Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков пла­ни­ро­вала осу­ще­ствить пер­фор­манс под кодо­вым назва­нием «Куд-кудах-тах-тах-Курехин, или Рас­сад­ник без головы», в ходе кото­рого в момент наи­выс­шего музы­каль­ного подъ­ема на сцене должны были отру­бить голову живой курице. Дескать, Куре­хин – голова, музыка – птица. Нет Куре­хина (головы) – без­го­ло­вая птица (музыка без Куре­хина). Эмбле­мой фести­валя явля­лась кастрюля (общий котел), в кото­рой, судя по всему, пред­по­ла­га­лось сва­рить сов­мест­ное музы­каль­ное варево. Пред­по­ла­га­лось, что натур­про­дукт в виде куря­тины был бы как нельзя кстати, чтобы суп­чик не полу­чился совсем уж пост­ным. Сле­дует учесть и момент жерт­вен­но­сти в искус­стве («Искус­ство тре­бует жертв!»), а также тот факт, что в куре­хин­ских кон­цер­тах нередко участ­во­вали раз­лич­ные живот­ные. 
Однако, акции не суж­дено было осу­ще­ствиться в силу вме­ша­тель­ства поту­сто­рон­них сил. В момент когда музы­каль­ная вак­ха­на­лия достигла апо­гея, и зал уже виб­ри­ро­вал в пред­чув­ствии чего-то ТАКОГО, на бли­жай­шей стан­ции мет­ро­по­ли­тена мили­ци­о­неры задер­жали подо­зри­тель­ного чело­века с топо­ром в авоське пытав­ше­гося пой­мать оша­лев­шую курицу. Про­верка доку­мен­тов и выяс­не­ние лич­но­сти внесли неко­то­рую ясность пред­ста­ви­те­лям пра­во­по­рядка. Однако при этом из поля зре­ния исчезла жерт­вен­ная птица, а из пас­порта неиз­вест­ного исчезли по глу­по­сти вло­женн­ные туда нема­лые деньги. Часть «аре­сто­ван­ных» денеж­ных купюр была носи­те­лем поэ­ти­че­ской инфор­ма­ции. Таким обра­зом мили­ци­о­неры, сами того не ведая, при­об­щи­лись к пре­крас­ному и спо­соб­ство­вали рас­про­стра­не­нию твор­че­ских идей. Сти­хо­твор­ные деньги Гру­НеХу при­везла на худо­же­ствен­ную ярмарку Арт-Москва для финан­со­вых рас­че­тов с орга­ни­за­то­рами.

ВРЕМЯ — РЫТЬ, ВРЕМЯ — ОТГРЕ­БАТЬ

В октябре 2001 года в рай­оне Смо­лен­ска Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков захва­тила плац­дарм в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от бетон­ного бун­кера Гит­лера, пре­вра­тив его окрест­но­сти в Театр воен­ных дей­ствий. Оче­ред­ная акция носила назва­ние «Нечер­но­зем­ный окоп Мале­вича» — сво­его рода уче­ния по искус­ству веде­ния боя.
Неиз­вест­ные ско­сили пожух­лую траву на обо­зна­чен­ном веш­ками пря­мо­уголь­ном участке земли. По ходу дела они рас­ки­дали на близ­ле­жа­щей мест­но­сти листовки с над­пи­сью «Осто­рожно! МИНЫ!». После этого «бри­то­го­ло­вый» квад­рат око­пали по пери­метру на глу­бину чуть меньше чело­ве­че­ского роста в соот­вет­ствии с пара­мет­рами армей­ского окопа. В цен­тре полу­чив­шейся кон­струк­ции бойцы неви­ди­мого фронта водру­зили штан­дарт с над­пи­сью «Стра­те­ги­че­ски важ­ный объ­ект»». Заняв кру­го­вую обо­рону, воз­ве­ден­ную в квад­рат, лес­ные бра­тья по ору­жию стали читать заго­тов­лен­ные зара­нее тек­сты воин­ствен­ного содер­жа­ния. В финале боя в ход пошли водя­ные писто­леты, кото­рые заправ­ля­лись тут же кро­вью самих худож­ни­ков. 
Здесь же было зачи­тано воз­зва­ние в под­держку зна­ме­ни­того немец­кого композитора-авангардиста Карл-Хайнца Шток­ха­у­зена, кото­рый назвал таран­ную авиа­а­таку Тор­го­вого цен­тра в Нью-Йорке про­из­ве­де­нием искус­ства кос­ми­че­ского мас­штаба, чем вызвал бурю обще­ствен­ного него­до­ва­ния. Неиз­вест­ные сде­лали кри­ти­че­ский ана­лиз тер­акта с эсте­ти­че­ской точки зре­ния, и при­шли к выводу, что вир­ту­оз­ность его испол­не­ния не может не вос­хи­щать, а сила эмо­ци­о­наль­ного воз­дей­ствия намного пре­вы­шает ана­ло­гич­ный пока­за­тель мно­гих клас­си­че­ских шедев­ров.

ПОЗЫВ­НЫЕ БУДУ­ЩЕГО

22 декабря по веди­че­скому кален­дарю в древ­но­сти на Руси, празд­но­вали Рож­де­ство Коляды, День Зим­него Солн­це­во­рота, начало нового года. Эту дату Группа Неиз­вест­ных Худож­ни­ков еже­годно отме­чает футу­ри­сти­че­скими полу­ноч­ными бде­ни­ями под сим­во­ли­че­ским назва­нием «Победа над Солн­цем» (солнце в низ­шей точке — самая дол­гая ночь!). В про­грамме этого меро­при­я­тия зача­стую зна­чатся не типич­ные для таких тусо­вок пункты, типа «сти­хо­твор­ные пред­ска­за­ния», «гада­ние на сло­вес­ной гуще», «web-спиритический сеанс» и т.п. Сверх­за­дачу акции можно трак­то­вать как реа­би­ли­та­ция и акту­а­ли­за­ция поня­тия «буду­щее». 
В этот же день (22 декабря) родился осно­ва­тель и тео­ре­тик ита­льян­ского футу­ризма Том­мазо Мари­нетти. Именно с ним был устроен один из web-спиритических сеан­сов, для чего в каче­стве маги­че­ского зер­кала был исполь­зо­ван ком­пью­тер под­клю­чен­ный к Интер­нету. Мари­нетти вещал с экрана мони­тора, на что ему в ответ нес­лись зажи­га­тель­ные речи нынеш­них будет­лян в духе: «При­дем! Уви­дим! Побе­дим!» Все закон­чи­лось предъ­яв­ле­нием окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти «Муль­ти­ма­тума» в кото­ром всем дея­те­лям искус­ства в при­зыв­ной форме вме­ня­лось делать исклю­чи­тельно НОВОЕ И РАДИ­КАЛЬ­НОЕ. В даль­ней­шем 22 декабря было реко­мен­до­вано отме­чать как Празд­ник Обнов­ле­ния.
Кстати, о празд­ни­ках. В свое время дви­же­ние За Ано­ним­ное и Бес­плат­ное Искус­ство (ЗАиБИ) учре­дило Все­мир­ный День Неиз­вест­ного Худож­ника (ВДНХ) – празд­ник про­буж­де­ния и усу­губ­ле­ния твор­че­ских сил и воз­мож­но­стей чело­века, кото­рый еже­годно отме­ча­ется 1 марта (Пер­во­март). Так что у Гру­НеХу есть свой про­фес­си­о­наль­ный «крас­ный день кален­даря».

ПОЛИТ­ПРО­СВЕТ

Гру­НеХу на про­тя­же­нии своей дея­тель­но­сти активно внед­ря­ется в соци­ально зна­чи­мые сферы чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти. В ходе послед­них выбо­ров в Гос­думу была обна­ро­до­вана их про­грамма «Поли­ти­че­ские игры», целью кото­рой явля­ется воз­вра­ще­ние поли­тики в лоно куль­туры. Поня­тие «поли­ти­че­ские игры» как пра­вило ассо­ци­и­ру­ется с чем-то непри­стой­ным, нечест­ным, зло­коз­нен­ным. Про­грамма ори­ен­ти­ро­вана на эсте­ти­за­цию так­ти­че­ских и стра­те­ги­че­ских нюан­сов поли­ти­че­ской борьбы.

ИЗ НИОТ­КУДА В НИКУДА

При­емы исполь­зу­е­мые Груп­пой Неиз­вест­ных Худож­ни­ков можно опре­де­лить как нагляд­ная ими­та­ция. Их фиктивно-эффективная дея­тель­ность в пря­мом смысле ни в какие рамки не лезет, воз­можно являя собой тот самый «нас воз­вы­ша­ю­щий обман». Век­тор тра­ди­ции этого явле­ния можно про­ве­сти от пер­во­быт­ного страха неиз­вест­но­сти, через моле­ние без икон, пустот­ный канон Дао, клас­си­че­ский аске­тизм, чер­ный квад­рат Мале­вича, к пустым залам Ива Кляйна, совре­мен­ным про­дол­жа­те­лям идей ниче­во­че­ства, дви­же­нию За Ано­ним­ное и Бес­плат­ное Искус­ство (ЗАиБИ) и т.п. При­тя­га­тель­ная сила неиз­вест­но­сти будо­ра­жит никем не обуз­дан­ное вооб­ра­же­ние. «Кто мы? Куда мы идем?» — вопро­шают ухо­дя­щие от ответа.