ГРУППА НЕИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ (ГруНеХу)
нелегитимное арт-формирование, действующее на территории ряда регионов России. Члены этой законспирированной организации направляют свою творческую активность в зоны эстетического и идеологического манипулирования массовым сознанием. Несмотря на то, что ГруНеХу действует в обстановке секретности, время от времени всплывают убедительные факты ее несомненного существования.
МОЛЧАНИЕ – ЗНАК НЕСОГЛАСИЯ
Впервые ГруНеХу заявила о себе в 1997 году в рамках проекта «Взаимодействия после взаимодействия», посвященного аспектам коллективного творчества. Тогда ГруНеХуки выпустили «Универсальный комментарий к творчеству потенциального автора», предназначенный для анализа творчества любого художника, не зависимо от его стилистического своеобразия.
Осенью того же года ГруНеХу отметились на музыкальном фестивале «Смоленский проект». Здесь «под шумок» рок-н-рольного действия были расбросаны листовки с надписью «Минута молчания. Памяти павших посвящается», подписанные «Группа Неизвестных Художников». Данная акция была отмечена в прессе. «Эстетически грамотно и этически верно засветилась на фестивале Группа Неизвестных Художников. Не анонсированная в программе их лаконичная акция «Минута молчания. Памяти павших посвящается» явилась прямым попаданием не только в контекст данного мероприятия (памяти так низко павших), но и общечеловеческой ситуации в целом ( в дни проведения акции по всей стране был объявлен траур по погибшим в г.Каспийске)» – писала одна из местных газет.
«Громогласно» промолчав, ГруНеХуки ушли в глубокомысленное подполье, изредка давая о себе знать набегами на различные культурные мероприятия. При этом в прессе время от времени проскакивала информация типа: «…Вполне симптоматично в контексте выставки выглядела Группа Неизвестных Художников, которых, как обычно, никто не видел и не слышал. А их фундаментальное, никем не замеченное, полотно «Портрет комбайнера N» явилось просто настоящим откровением…» Налицо была типичная симулятивная ориентация на бесполезность самовыражения. Следующий их проект «Отсутствующая выставка» явно иллюстрировал мысль Малевича о невозможности воплощения абсолютной идеи.
Очередной раз ГруНеХу всплыла на поверхность в 1998 году. Тогда в одной из газет появилось интервью с анонимным членом этой организации, в котором он в частности заявил: «…некий интерес, проявляемый к нам, искусственно раздувается рядом определенных лиц из околокультурной среды, которым потакают отдельные представители средств массовой информации. Зачастую те действия, которые приписываются Группе Неизвестных Художников, не имеют к ней никакого отношения.»
ВИРТУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК
Осенью 1998 года на страницах одного из печатных изданий города Смоленска под псевдонимами Б.Животный и О.Невинная вышло интервью с сексуальным маньяком по имени Григорий, охотником за белокурыми мальчиками, из которых наиболее непослушные жертвы подвергались дальнейшему умертвлению и расчленению. В интервью Григорий откровенно признавался, что лучшие куски человечества у него скупали продавцы мясных отделов рынков и магазинов областного центра, что с милицией у него рабочие взаимоотношения, что сам он находится на госслужбе, имеет ученую степень, а маньячество для него всего лишь хобби, однако на счету у него уже 11 жертв.
Несмотря на то, что интервью имело явно ироничный характер, оно возымело непредвиденные последствия. В городе началась паника. Мамаши не пускали своих детей в школы, отменялись увеселительные мероприятия, расползались невероятные слухи. Ответственность за происходящее взяла на себя Группа Неизвестных Художников. Они трактовала эту акцию как художественный акт, цель которого – «доказать опасность, кроющуюся в возможности средств массовой информации влиять на психологическое состояние общества». С чувством юмора оказалось не в порядке не только у рядового обывателя, но и у представителей органов правопорядка. УВД Смоленской области отнеслось к ней настолько серьезно, что провело специальное расследование, пытаясь вывести несуществующего злодея на чистую воду.
Между тем, виртуальный маньяк приобретал все большую популярность в народе. Из устрашающего монстра он трансформировался в человека-загадку для любознательных, чьи еще не окончательно проспиртованные мозги выуживали на свет божий всё новые и новые факты биографии «героя». Резко возрос процент именования новорожденных именем Григорий. О нем уже ходили легенды, поэты сочиняли стихи, в народе плодились анекдоты. А на страницах газеты «Лимонка» была опубликована заметка об этом феномене с портретом Григория Явлинского обнюхивающего человеческую кость.
НЕИЗВЕСТНО КТО ИЗВЕСТНО КОМУ
На протяжении ряда лет ГруНеХу осуществляет программу «Быть знаменитым не красиво», в рамках которой борется с любыми некорректными поползновениями в сторону неизвестности. Показательны в этом плане посвященные деятельности скульптора Эрнста Неизвестного под кодовым названием «Неизвестный Неизвестному рознь». Охарактеризовав слишком активную публичную деятельность ваятеля, как дискредитирующую звание «неизвестный», худсовет ГруНеХу постановил: «Впредь именовать скульптора Эрнст Небезызвестный, со всеми вытекающими отсюда последствиями.»
Среди прочего обсуждалось и намерение Небезызвестного Эрнста изготовить памятник русской водке, что было истолковано как пропаганда алкоголизма. Кто-то выдвинул встречное предложение: если уж так неймется установить монумент какой-либо символичной жидкости, то этого наиболее заслуживает спирт. Именно эта метафизическая субстанция наиболее адекватно соответствует российской ментальности. Спирт одновременно символизирует кристальную чистоту (чистый спирт) и стойкость духа (spiritus в переводе с латыни означает «дух»).
Скульптурная композиция предполагается в виде гигантского граненого стакана из бронированного стекла наполненного чуть меньше чем наполовину С2Н5ОН (фронтовые сто граммов). Сверху на стакане должен возлежать ломоть хлеба соответствующих размеров вылитый из бронзы. Внутри стакана в спирте при помощи специальной лазерной установки «внутренним огнем» высвечивается надпись «Духом окрепнем в борьбе».
Стакан — это одновременно колонна; колодец; сосуд, которым чокаются («все мы чокнутые»); хрустальный саркофаг великой русской идеи-красавицы; мавзолей недосягаемой истины, гипертрофированный образ мятежной действительности («буря в стакане») и символ уходящей эпохи (на смену граненому приходят одноразовые пластмассовые). Монумент, кроме всего прочего, реализует давнюю национальную привычку смотреть на мир сквозь призму стакана.
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОТ ИВАНА
В 1999 году ограниченным тиражом в свет вышла небольшая книга под названием «По направлению от Ивана», где в качестве авторов фигурирует Серафим Шерстерылый и Группа Неизвестных Художников. Этот сборник являет собой целостное визуально-поэтическое произведение метасоциальной направленности. В сентябре этого же года ГруНеХуки участвовали в ряде поэтических акций на фестивале «Неофициальная Москва», где презентовали свою книгу и провели акцию «По направлению от Ивана», в ходе которой неизвестных поэтов-триумфаторов столичные литературные мэтры должны были вынести на руках на Триумфальную площадь.
На II Московском международном фестивале поэзии в 2001 году Группа Неизвестных Художников провела акцию «Ты сегодня поэт», по мотивам одноименной пьесы художника «ножа и топора» Владимира Маркова. Согласно сценарию, молодого новобранца в армии деды заставляют насильственным образом сочинять стихи. Нечто подобное было предпринято и на фестивале. Умудренные боевым опытом бойцы ГруНеХуки посвящали начинающих поэтов в служителей муз. То и дело слышились, знакомые до боли, армейские призывы «Фанеру к осмотру!».
СТИХОТВОРНЫЕ ДЕНЬГИ
Последнее время Неизвестные Художники внедряют свои поэтические опусы в массы, печатая их на денежных купюрах. Их творческая акция, которая как бы продолжает начатый в свое время Владимиром Маяковским «Разговор с фининспектором о поэзии», направлена в первую очередь на дискредитацию товарно-денежных отношений и придания деньгам более романтических функций.
Стихи и слоганы наносятся с помощью специальных наборных штампов и вручную. Помимо денежных купюр тексты могут наноситься на любые многофункциональные бумаги: справки, объявления, почтовые конверты и т.п. Наиболее отчаянные печатают такие произведения в собственных документах, доводя до абсурда идею государственного регулирования человеческих отношений.
КУРИЦА – НЕ ПТИЦА?
Весной 2001 года на фестивале Сергея Курехина (СКИФ) в московском культурном центре «Дом» Группа Неизвестных Художников планировала осуществить перформанс под кодовым названием «Куд-кудах-тах-тах-Курехин, или Рассадник без головы», в ходе которого в момент наивысшего музыкального подъема на сцене должны были отрубить голову живой курице. Дескать, Курехин – голова, музыка – птица. Нет Курехина (головы) – безголовая птица (музыка без Курехина). Эмблемой фестиваля являлась кастрюля (общий котел), в которой, судя по всему, предполагалось сварить совместное музыкальное варево. Предполагалось, что натурпродукт в виде курятины был бы как нельзя кстати, чтобы супчик не получился совсем уж постным. Следует учесть и момент жертвенности в искусстве («Искусство требует жертв!»), а также тот факт, что в курехинских концертах нередко участвовали различные животные.
Однако, акции не суждено было осуществиться в силу вмешательства потусторонних сил. В момент когда музыкальная вакханалия достигла апогея, и зал уже вибрировал в предчувствии чего-то ТАКОГО, на ближайшей станции метрополитена милиционеры задержали подозрительного человека с топором в авоське пытавшегося поймать ошалевшую курицу. Проверка документов и выяснение личности внесли некоторую ясность представителям правопорядка. Однако при этом из поля зрения исчезла жертвенная птица, а из паспорта неизвестного исчезли по глупости вложеннные туда немалые деньги. Часть «арестованных» денежных купюр была носителем поэтической информации. Таким образом милиционеры, сами того не ведая, приобщились к прекрасному и способствовали распространению творческих идей. Стихотворные деньги ГруНеХу привезла на художественную ярмарку Арт-Москва для финансовых расчетов с организаторами.
ВРЕМЯ — РЫТЬ, ВРЕМЯ — ОТГРЕБАТЬ
В октябре 2001 года в районе Смоленска Группа Неизвестных Художников захватила плацдарм в непосредственной близости от бетонного бункера Гитлера, превратив его окрестности в Театр военных действий. Очередная акция носила название «Нечерноземный окоп Малевича» — своего рода учения по искусству ведения боя.
Неизвестные скосили пожухлую траву на обозначенном вешками прямоугольном участке земли. По ходу дела они раскидали на близлежащей местности листовки с надписью «Осторожно! МИНЫ!». После этого «бритоголовый» квадрат окопали по периметру на глубину чуть меньше человеческого роста в соответствии с параметрами армейского окопа. В центре получившейся конструкции бойцы невидимого фронта водрузили штандарт с надписью «Стратегически важный объект»». Заняв круговую оборону, возведенную в квадрат, лесные братья по оружию стали читать заготовленные заранее тексты воинственного содержания. В финале боя в ход пошли водяные пистолеты, которые заправлялись тут же кровью самих художников.
Здесь же было зачитано воззвание в поддержку знаменитого немецкого композитора-авангардиста Карл-Хайнца Штокхаузена, который назвал таранную авиаатаку Торгового центра в Нью-Йорке произведением искусства космического масштаба, чем вызвал бурю общественного негодования. Неизвестные сделали критический анализ теракта с эстетической точки зрения, и пришли к выводу, что виртуозность его исполнения не может не восхищать, а сила эмоционального воздействия намного превышает аналогичный показатель многих классических шедевров.
ПОЗЫВНЫЕ БУДУЩЕГО
22 декабря по ведическому календарю в древности на Руси, праздновали Рождество Коляды, День Зимнего Солнцеворота, начало нового года. Эту дату Группа Неизвестных Художников ежегодно отмечает футуристическими полуночными бдениями под символическим названием «Победа над Солнцем» (солнце в низшей точке — самая долгая ночь!). В программе этого мероприятия зачастую значатся не типичные для таких тусовок пункты, типа «стихотворные предсказания», «гадание на словесной гуще», «web-спиритический сеанс» и т.п. Сверхзадачу акции можно трактовать как реабилитация и актуализация понятия «будущее».
В этот же день (22 декабря) родился основатель и теоретик итальянского футуризма Томмазо Маринетти. Именно с ним был устроен один из web-спиритических сеансов, для чего в качестве магического зеркала был использован компьютер подключенный к Интернету. Маринетти вещал с экрана монитора, на что ему в ответ неслись зажигательные речи нынешних будетлян в духе: «Придем! Увидим! Победим!» Все закончилось предъявлением окружающей действительности «Мультиматума» в котором всем деятелям искусства в призывной форме вменялось делать исключительно НОВОЕ И РАДИКАЛЬНОЕ. В дальнейшем 22 декабря было рекомендовано отмечать как Праздник Обновления.
Кстати, о праздниках. В свое время движение За Анонимное и Бесплатное Искусство (ЗАиБИ) учредило Всемирный День Неизвестного Художника (ВДНХ) – праздник пробуждения и усугубления творческих сил и возможностей человека, который ежегодно отмечается 1 марта (Первомарт). Так что у ГруНеХу есть свой профессиональный «красный день календаря».
ПОЛИТПРОСВЕТ
ГруНеХу на протяжении своей деятельности активно внедряется в социально значимые сферы человеческой деятельности. В ходе последних выборов в Госдуму была обнародована их программа «Политические игры», целью которой является возвращение политики в лоно культуры. Понятие «политические игры» как правило ассоциируется с чем-то непристойным, нечестным, злокозненным. Программа ориентирована на эстетизацию тактических и стратегических нюансов политической борьбы.
ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА
Приемы используемые Группой Неизвестных Художников можно определить как наглядная имитация. Их фиктивно-эффективная деятельность в прямом смысле ни в какие рамки не лезет, возможно являя собой тот самый «нас возвышающий обман». Вектор традиции этого явления можно провести от первобытного страха неизвестности, через моление без икон, пустотный канон Дао, классический аскетизм, черный квадрат Малевича, к пустым залам Ива Кляйна, современным продолжателям идей ничевочества, движению За Анонимное и Бесплатное Искусство (ЗАиБИ) и т.п. Притягательная сила неизвестности будоражит никем не обузданное воображение. «Кто мы? Куда мы идем?» — вопрошают уходящие от ответа.