КЭП­НОС

Клуб аван­гар­ди­стов «КЭП­НОС» осно­ван в ноябре 1988 года. 

По одной из вер­сий назва­ние объ­еди­не­ния рас­шиф­ро­вы­ва­ется как Клуб Экс­пе­ри­мен­таль­ной Поэ­зии и Нового искус­ства, но мно­гие члены клуба отри­цают кон­крет­ную рас­шиф­ровку аббре­ви­а­туры. В раз­ное время в объ­еди­не­ние вхо­дили худож­ник и осно­ва­тель смо­лен­ской школы неидео­ма­ти­че­ской импро­ви­за­ции Вла­ди­слав Мака­ров, поэты Алек­сандр Голу­бев и Эду­ард Куле­мин, Сер­гей Беги­нин, Андрей Муко­нин и Лидия Бала­шова, про­заик Олег Раз­умов­ский, худож­ники Все­во­лод Лиси­нов, Юрий Мель­ни­ков, Олег Тищен­ков, музы­кант Вале­рий Пав­лов, режис­сер и музы­кант Андрей Бавчен­ков, участ­ник группы «ЗГА» Вадим Пет­ренко.

Ини­ци­а­то­ром объ­еди­не­ния стал Алек­сандр Голу­бев, поло­жив­ший начало мно­гим локаль­ным ини­ци­а­ти­вам. Назы­вая себя «фон­дар­ти­стом», он, по сути, высту­пил в роли пер­вого кура­тора совре­мен­ного искус­ства в городе, орга­ни­зо­вы­вал выставки и фести­вали, дого­ва­ри­вался с пло­щад­ками, спо­соб­ство­вал уста­нов­ле­нию свя­зей смо­лен­ских худож­ни­ков с рос­сий­ским и меж­ду­на­род­ным арт-сообществом, воз­глав­лял смо­лен­ский филиал Все­со­юз­ного гума­ни­тар­ного фонда им. А.С. Пуш­кина, финан­си­ро­вав­шего искус­ство. Голу­бев стре­мился объ­еди­нить арт-сообщество города, под­дер­жать его авто­ном­ное суще­ство­ва­ние.

Со вре­мени осно­ва­ния «КЭП­НОС» пози­ци­о­ни­ро­вал себя как часть неофи­ци­аль­ной куль­туры или «смо­лен­ского анде­гра­унда». Ори­ен­та­ция на нова­тор­ство сти­му­ли­ро­вало раз­ра­ботку тео­ре­ти­че­ской базы внутри объ­еди­не­ния.

Для основ­ного состава участ­ни­ков «КЭП­НОС» акту­альна идея неогра­ни­чен­ного арсе­нала твор­че­ских прак­тик для раз­ви­тия автор­ских и груп­по­вых стра­те­гий твор­че­ства, работа не только в поле худо­же­ствен­ного, но и поли­ти­че­ского. Экс­пе­ри­мен­ти­руя с тех­ни­кой, обра­зами и медиа, «КЭП­НОС» ищет и нахо­дит связь между про­стран­ствами искус­ства и повсе­днев­ной жизни, вовле­кая ауди­то­рию в созда­ние про­из­ве­де­ний искус­ства.

В своих интер­вью члены «КЭП­НОС» часто обра­ща­ются к 20‑м годам ХХ века и вспо­ми­нают твор­че­ство поэтов-футуристов, а также суще­ство­вав­шие в Смо­лен­ске объ­еди­не­ние про­грес­сив­ного искус­ства «Бед­лам» и поэ­ти­че­ское объ­еди­не­ние «Арена». 

С момента пер­вой твор­че­ской акции 6 декабря 1988 года по 1998 год «КЭП­НОС» орга­ни­зо­вал более 30 кол­лек­тив­ных выступ­ле­ний, выста­вок и два фести­валя совре­мен­ного искус­ства «Арт-бдения 1» (1991 г.) и «Арт-бдения 2» (1992 г.)

хро­но­ло­гия

  • Фев­раль, 1990 год. В КЭП­НОС всту­пает извест­ный киев­ский худож­ник, режис­сер и музы­кант Ю. Змо­ро­вич.
  • Май, 1990 год. Твор­че­ский вечер в ДРП с уча­стием мос­ков­ских поэтов Н. Искренко и Ю. Ара­бова.
  • Лето, 1990 год. С. Беги­нин пере­ез­жает на новое посто­ян­ное место житель­ства – г. Тал­лин, а А. Бавчен­ков – г. Бер­лин.
  • Таким обра­зом, «КЭП­НОС» ста­но­вится меж­ду­на­род­ным твор­че­ским объ­еди­не­нием (Смоленск-Киев-Таллинн-Берлин). К КЭП­НОСу при­со­еди­ня­ются В. Мар­тов, В. Мар­ков, П. Рыб­кин.
  • Август, 1990 год. Тал­линн­ский еже­ме­сяч­ник «Мастер­ская» посвя­щает одну из своих полос Смо­лен­скому объ­еди­не­нию КЭП­НОС.
  • Апрель, 1990 год. «Ок…но» — выставка работ Э. Куле­мина, В. Мака­рова, Ю. Мель­ни­кова, О. Тищен­кова в Доме худож­ника. В откры­тии выставки при­ни­мает уча­стие мос­ков­ский про­заик И. Ярке­вич. (высту­пают музы­канты: Мака­ров, Пет­ренко, Юде­нич, Дуд­кин (Рига)
  • 13 июня, 1991. Созда­ется Смо­лен­ский гума­ни­тар­ный фонд им. А.С. Пуш­кина – юри­ди­че­ская орга­ни­за­ция, выра­жа­ю­щая инте­ресы объ­еди­не­ния КЭП­НОС.
  • Сен­тябрь – октябрь, 1991 год. Откры­тие тал­линн­ского фили­ала КЭП­НОСа. Твор­че­ская поездка А. Голу­бева и Э. Куле­мина в Тал­линн и Ригу.
  • 30 ноября – 2 декабря, 1991 год. Пер­вый Меж­ду­на­род­ный фести­валь совре­мен­ного искус­ства в Смо­лен­ске «Арт-бдения». Участ­вуют больше 150 чело­век из 9 стран мира. В рам­ках фести­валя впер­вые про­ис­хо­дит боль­шая выставка В. Лиси­нова в Цен­траль­ном выста­воч­ном зале.
  • Декабрь, 1991. Пуб­ли­ка­ции в «Ком­со­моль­ской правде», «Мос­ков­ском ком­со­мольце», «Неза­ви­си­мой газете», «Лите­ра­тур­ной газете», посвя­щен­ные фести­валю совре­мен­ного искус­ства в Смо­лен­ске.
  • Фев­раль, 1992. Выход в свет номера жур­нала «Край Смо­лен­ский», прак­ти­че­ски цели­ком (жур­нал в жур­нале) посвя­щен­ного Меж­ду­на­род­ному фести­валю совре­мен­ного искус­ства.
  • Март, 1992. Выход на теле­экраны страны фильма сту­дии «Лад» «Гей, смо­ляне, или как аван­гар­ди­сты в Смо­лен­ске фести­ва­ли­лись».
  • Апрель, 1992. Пре­зен­та­ция вто­рого номера жур­нала «Край Смо­лен­ский» за 1992 год с уча­стием Д. Хая (Сан-Франциско) и Ю. Ара­бова (Москва).
  • 29 сен­тября – 10 октября, 1992 год. Вто­рой Меж­ду­на­род­ный фести­валь совре­мен­ного искус­ства в Смо­лен­ске «Арт-Бдения-92». Участ­вуют более 200 чело­век из 29 стран мира. Меро­при­я­тия осве­ща­ются прак­ти­че­ски всеми веду­щими миро­выми и евро­пей­скими СМИ.
  • 6–8 января, 1993. Рож­де­ствен­ский семи­нар «Поэ­зия тишины и покоя». Тур­база «Хвой­ное».
  • Апрель, 1993. Музы­каль­ная акция «Новый импро­ви­за­ци­он­ный завет» с уча­стием В. Мака­рова, а также дуэта «Аллофоникс»(Германия), Д. Фай­лера (Шве­ция), В. Мил­лера (Вели­ко­бри­та­ния).
  • Сен­тябрь, 1993. «Один­на­дца­тая песня» — пер­со­наль­ная выставка Э. Куле­мина во фли­геле Худо­же­ствен­ной гале­реи.
  • 23 фев­раля, 1994. Поэ­ти­че­ский вечер, посвя­щен­ный Дню Совет­ской армии и флота. На вечере зву­чит эпо­халь­ный доклад А. Голу­бева «Иссле­до­ва­ние пси­хо­сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции глав­ного героя поэмы А. Твар­дов­ского «Васи­лий Тер­кин». В КЭП­НОС всту­пают С. Синя­ков и Ю. Щег­лов­ский.
  • Апрель, 1994. «Жерт­вен­ный жир» — пер­со­наль­ная выставка Э. Куле­мина в Цен­траль­ном выста­воч­ном зале.
  • Сен­тябрь, 1994. Поэ­ти­че­ский вечер в Смо­лен­ской област­ной филар­мо­нии с уча­стием И. Жда­нова (Москва), Ю. Ско­ро­ду­мо­вой (Москва), И. Жукова (Ива­ново).
  • Октябрь, 1994. Выход в свет иллю­стри­ро­ван­ного при­ло­же­ния «2 ′30» к фести­валю «Арт-бдения».
  • Сен­тябрь, 1995. «Вза­и­мо­дей­ствия после вза­и­мо­дей­ствия». Твор­че­ская акция во фли­геле Худо­же­ствен­ной гале­реи.
  • Декабрь, 1995. Музы­каль­ная акция «Ред­кая птица доле­тит до…» с уча­стием В. Мака­рова, С. Летова и Л. Смит(США).
  • Август, 1996. Само­раз­ру­ша­ю­щийся про­ект Г. Гуса­рова «Рус­ское чудо». При­езд в Смо­ленск Э. Лимо­нова, А. Дугина и В. Сте­пан­цова.
  • Ноябрь, 1996. Про­ект «Евразий­ская память» с уча­стием тувим­ского шамана О. Достая.
  • Август, 1997. «Аудио­втор­же­ние» — акция в рам­ках VI Меж­ду­на­род­ного фото­фе­сти­валя.
  • Октябрь, 1997. «Поте­рян­ные головы». Выставка во фли­геле Худо­же­ствен­ной гале­реи.