Клуб авангардистов «КЭПНОС» основан в ноябре 1988 года.
По одной из версий название объединения расшифровывается как Клуб Экспериментальной Поэзии и Нового искусства, но многие члены клуба отрицают конкретную расшифровку аббревиатуры. В разное время в объединение входили художник и основатель смоленской школы неидеоматической импровизации Владислав Макаров, поэты Александр Голубев и Эдуард Кулемин, Сергей Бегинин, Андрей Муконин и Лидия Балашова, прозаик Олег Разумовский, художники Всеволод Лисинов, Юрий Мельников, Олег Тищенков, музыкант Валерий Павлов, режиссер и музыкант Андрей Бавченков, участник группы «ЗГА» Вадим Петренко.
Инициатором объединения стал Александр Голубев, положивший начало многим локальным инициативам. Называя себя «фондартистом», он, по сути, выступил в роли первого куратора современного искусства в городе, организовывал выставки и фестивали, договаривался с площадками, способствовал установлению связей смоленских художников с российским и международным арт-сообществом, возглавлял смоленский филиал Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С. Пушкина, финансировавшего искусство. Голубев стремился объединить арт-сообщество города, поддержать его автономное существование.
Со времени основания «КЭПНОС» позиционировал себя как часть неофициальной культуры или «смоленского андеграунда». Ориентация на новаторство стимулировало разработку теоретической базы внутри объединения.
Для основного состава участников «КЭПНОС» актуальна идея неограниченного арсенала творческих практик для развития авторских и групповых стратегий творчества, работа не только в поле художественного, но и политического. Экспериментируя с техникой, образами и медиа, «КЭПНОС» ищет и находит связь между пространствами искусства и повседневной жизни, вовлекая аудиторию в создание произведений искусства.
В своих интервью члены «КЭПНОС» часто обращаются к 20‑м годам ХХ века и вспоминают творчество поэтов-футуристов, а также существовавшие в Смоленске объединение прогрессивного искусства «Бедлам» и поэтическое объединение «Арена».
С момента первой творческой акции 6 декабря 1988 года по 1998 год «КЭПНОС» организовал более 30 коллективных выступлений, выставок и два фестиваля современного искусства «Арт-бдения 1» (1991 г.) и «Арт-бдения 2» (1992 г.)
персоны
упоминания
события
хронология
- 27 ноября, 1988. На встрече смоленских представителей современного искусства принято решение о создании творческого объединения. Присутствовали: А. Голубев, Э. Кулемин, В. Макаров, Ю. Мельников, О. Разумовский, О. Тищенков, а также корреспондент «Смены» Н. Гошко.
- 6 декабря, 1988. Первая творческая акция – встреча с коллективом газеты «Смена». В объединение вступают С. Бегинин и Ю. Самусевич.
- 10 декабря, 1988. Объединение приобретает статус клуба при областном Доме работников просвещения (ДРП).
- 21 января, 1989. Выходит номер газеты «Смена», разворот которого под названием «Альтернатива» посвящен творчеству А. Голубева, Э. Кулемина, В. Макарова, О. Разумовского, О. Тищенкова.
- Февраль, 1989. Творческое объединение приобретает название: Объединение КЭПНОС.
- Март, 1989. В объединение вступает А. Муконин.
- 20 апреля, 1989. В областном ДРП состоялся первый значительный творческий вечер объединения КЭПНОС. К КЭПНОСу присоединяются А. Бавченков, В. Петренко, М. Юденич.
- Май, 1989. Выпуск «Боевого листка» КЭПНОСа.
- Лето, 1989. Выходит в свет раритетное издание – альманах «КЭПНОС‑1», обложка которого изготовлена на основе карты Смоленской области. В «КЭПНОС» вступает Л. Балашова.
- Сентябрь, 1989. К КЭПНОСу присоединяется хореографическое трио «ЭТИХ» (Е. Казакова, Н. Северская, Т. Шаченкова)
- Октябрь, 1989. КЭПНОС выступает в качестве одного из учредителей Союза Гуманитариев СССР и Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С. Пушкина.
- Октябрь, 1989. Авангардное шоу в ДРП, собравшее невиданное для подобных мероприятий в Смоленске количество зрителей.
- 1 декабря, 1989. Творческий вечер с участием московских и питерских литераторов: Т. Щербины, И. Ярковича, Д. Волчека, В. Артамонова.
- 2 декабря, 1989. Выход КЭПНОСа на самую значительную сценическую площадку Смоленщины – областной театр драмы. Мероприятие заканчивается в духе лучших традиций андеграунда – скандалом с привлечением работников правоохранительных органов.
- 5 декабря, 1989. Радиостанция «Свобода» в передаче «Поверх барьеров» подробнейшим образом рассказывает о вышеуказанных событиях, произошедших 1 и 2‑го декабря в Смоленске.
- Февраль, 1990 год. В КЭПНОС вступает известный киевский художник, режиссер и музыкант Ю. Зморович.
- Май, 1990 год. Творческий вечер в ДРП с участием московских поэтов Н. Искренко и Ю. Арабова.
- Лето, 1990 год. С. Бегинин переезжает на новое постоянное место жительства – г. Таллин, а А. Бавченков – г. Берлин.
- Таким образом, «КЭПНОС» становится международным творческим объединением (Смоленск-Киев-Таллинн-Берлин). К КЭПНОСу присоединяются В. Мартов, В. Марков, П. Рыбкин.
- Август, 1990 год. Таллиннский ежемесячник «Мастерская» посвящает одну из своих полос Смоленскому объединению КЭПНОС.
- Апрель, 1990 год. «Ок…но» — выставка работ Э. Кулемина, В. Макарова, Ю. Мельникова, О. Тищенкова в Доме художника. В открытии выставки принимает участие московский прозаик И. Яркевич. (выступают музыканты: Макаров, Петренко, Юденич, Дудкин (Рига)
- 13 июня, 1991. Создается Смоленский гуманитарный фонд им. А.С. Пушкина – юридическая организация, выражающая интересы объединения КЭПНОС.
- Сентябрь – октябрь, 1991 год. Открытие таллиннского филиала КЭПНОСа. Творческая поездка А. Голубева и Э. Кулемина в Таллинн и Ригу.
- 30 ноября – 2 декабря, 1991 год. Первый Международный фестиваль современного искусства в Смоленске «Арт-бдения». Участвуют больше 150 человек из 9 стран мира. В рамках фестиваля впервые происходит большая выставка В. Лисинова в Центральном выставочном зале.
- Декабрь, 1991. Публикации в «Комсомольской правде», «Московском комсомольце», «Независимой газете», «Литературной газете», посвященные фестивалю современного искусства в Смоленске.
- Февраль, 1992. Выход в свет номера журнала «Край Смоленский», практически целиком (журнал в журнале) посвященного Международному фестивалю современного искусства.
- Март, 1992. Выход на телеэкраны страны фильма студии «Лад» «Гей, смоляне, или как авангардисты в Смоленске фестивалились».
- Апрель, 1992. Презентация второго номера журнала «Край Смоленский» за 1992 год с участием Д. Хая (Сан-Франциско) и Ю. Арабова (Москва).
- 29 сентября – 10 октября, 1992 год. Второй Международный фестиваль современного искусства в Смоленске «Арт-Бдения-92». Участвуют более 200 человек из 29 стран мира. Мероприятия освещаются практически всеми ведущими мировыми и европейскими СМИ.
- 6–8 января, 1993. Рождественский семинар «Поэзия тишины и покоя». Турбаза «Хвойное».
- Апрель, 1993. Музыкальная акция «Новый импровизационный завет» с участием В. Макарова, а также дуэта «Аллофоникс»(Германия), Д. Файлера (Швеция), В. Миллера (Великобритания).
- Сентябрь, 1993. «Одиннадцатая песня» — персональная выставка Э. Кулемина во флигеле Художественной галереи.
- 23 февраля, 1994. Поэтический вечер, посвященный Дню Советской армии и флота. На вечере звучит эпохальный доклад А. Голубева «Исследование психосексуальной ориентации главного героя поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». В КЭПНОС вступают С. Синяков и Ю. Щегловский.
- Апрель, 1994. «Жертвенный жир» — персональная выставка Э. Кулемина в Центральном выставочном зале.
- Сентябрь, 1994. Поэтический вечер в Смоленской областной филармонии с участием И. Жданова (Москва), Ю. Скородумовой (Москва), И. Жукова (Иваново).
- Октябрь, 1994. Выход в свет иллюстрированного приложения «2 ′30» к фестивалю «Арт-бдения».
- Сентябрь, 1995. «Взаимодействия после взаимодействия». Творческая акция во флигеле Художественной галереи.
- Декабрь, 1995. Музыкальная акция «Редкая птица долетит до…» с участием В. Макарова, С. Летова и Л. Смит(США).
- Август, 1996. Саморазрушающийся проект Г. Гусарова «Русское чудо». Приезд в Смоленск Э. Лимонова, А. Дугина и В. Степанцова.
- Ноябрь, 1996. Проект «Евразийская память» с участием тувимского шамана О. Достая.
- Август, 1997. «Аудиовторжение» — акция в рамках VI Международного фотофестиваля.
- Октябрь, 1997. «Потерянные головы». Выставка во флигеле Художественной галереи.