Как бы отстра­ненно… Эссе о соб­ствен­ном твор­че­стве (В. Мака­ров)

жур­нал: Край Смо­лен­ский №2, 1992
Автор: Вла­ди­слав Мака­ров

Можно опре­де­лить свое твор­че­ство и как роман­ти­че­ское. Экс­прес­си­о­низм и его логи­че­ское (или ало­ги­че­ское) раз­ви­тие в форме абстракт­ного экспрес¬сионизма есть чисто роман­ти­че­ский опыт болез­нен­ного овла­де­ния (болезнен¬ной) реаль­но­стью. Его уже соб­ствен­ная тра­ди­ция, пере­жив­шая десятки лет, пере­жита десят­ком моих лет, и ухо­дит гене­ти­че­ски к роман­ти­че­ским безум­цам: Ван Гогу, Мунку, Сутину… Затем Кан­дин­ский, Клее дали тео­рию ценой убий­ства соб­ствен­ной роман­ти­че­ской прак­тики, но горя­чая кровь Пол­лока, Кун­нинга, Матье, Хар­тунга вли­лась в мою краску и смыла меня с лесов башни из сло­но­вой кости.

Назвать Фрэн­сиса Бэкона — клас­си­ком или роман­ти­ком? Посмот­рите на его лицо! Он повер­нул меня к чело­ве­че­скому лику, лет пять спу­стя, как я в неистов­стве лил краску на бумагу и пья­нел то ли от при­об­ще­ния к виб¬рациям Уни­вер­сума, то ли от испа­ре­ний эма­ле­вых и лако­вых кра­сок.

И вот моя гра­фика (неболь­шие работы вполне соиз­ме­ри­мые с чело­ве­че­ским лицом) ста­но­вится — антро­по­морф­ной. Как бы фигуры, как бы руки, как бы лица…
И в живо­писи при­сут­ствует кто-то скрытно, про­яв­ля­ясь в ком­по­зи­ци­он­ных схе­мах: крест, венец, воз­не­се­ние… но хри­сти­ан­ская сим­во­лика пони­ма­ется не транс­цен­дентно, а экзи­стен­ци­ально. Экс­прес­си­о­низм, сим­во­лизм, орфизм… Так, что же было вна­чале?
Вна­чале был звук.
Была музыка, была пауза…
Как из духа музыки роди­лась тра­ге­дия, так роди­лась и живопись.Практика спон­тан­ной импро­ви­за­ции при­вела к парал­лель­ному опыту в живо­писи. Живо­писи дей­ствия. Так был най­ден метод, язык, эсте­тика.

Ран­ние работы имеют харак­тер ско­рее аскетически-символистский; оче¬виден в основе визу­аль­ный образ: знак, крест, овал, дре­во­об­раз­ная конфи¬гурация. Пре­об­ла­дает чер­ная краска. Ком­по­зи­цию, как пра­вило, уравновеши¬вает баланс чер­ной кра­соч­ной фор­мо­об­ра­зу­ю­щей массы и девственно-чистой белой поверх­но­сти бумаги. Этот основ­ной семан­ти­че­ский кон­траст ино­гда под­чер­ки­вает, уси­ли­вает акцент крас­ной краски, ассо­ци­и­ру­ю­щийся с цве­том крови или с сим­во­ли­кой чело­ве­че­ской стра­сти. И можно дога­ды­ваться, что выбор цве­тов не слу­чаен, а может истол­ко­вы­ваться сим­во­ли­че­ски, напри­мер: чер­ный — как основ­ной фор­мо­об­ра­зу­ю­щий, мате­ри­а­ли­зу­ю­щий; серый— его тень, отзвук или пере­ход в небы­тие белого про­стран­ства; крас­ный — цвет экзи­стен­ци­аль­ного при­сут­ствия; корич­не­вый — цвет земли, почвы, грязи, но белый — это потен­ци­аль­ное бытие, тишина, рож­да­ю­щая звук…

Посте­пенно работы начи­нают высвет­ляться, ста­но­вятся более лири­че­скими, палитра рас­ши­ря­ется; ино­гда неожи­данно появ­ля­ется голу­бой, синий или охри­стый, корич­не­вый цвета или их полу­тона. Ком­по­зи­ции коло­ри­сти­че­ски стро­ятся на отно­ше­ниях серого и крас­ного, серого и белого. И все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­тает белая краска. Она полу­чает актив­ность и начи­нает втор­гаться в живо­пис­ные тем­ные массы, про­свет­ляя, выбе­ляя их и часто под­спудно направ­ляя дви­же­ние этих живо­пис­ных объ¬емов.
Спон­тан­ный, импро­ви­за­ци­он­ный метод работы худож­ника все чаще чере­ду­ется с более стро­гими ком­по­зи­ци­он­ными постро­е­ни­ями гра­фи­че­ских работ. Выпол­нен­ные осо­бой тех­ни­кой, эти неболь­шие по раз­меру работы отли­ча­ются фили­гран­но­стью испол­не­ния, напо­ми­нают моно­ти­пию, офорт или сухую иглу, но отли­ча­ются от них своей нети­ра­жи­ру­е­мо­стью. По белой поверх­но­сти нано­сится кал­ли­гра­фи­че­ский рису­нок, а затем он запы­ля­ется сереб­ря­ной, золо­той крас­кой, что часто создает эффект внут­рен­него све­че­ния. Эта тех­ника как бы отра­жает в мини­а­тюре основ­ной живо­пис­ный метод в работе на бумаге эма­лью, но в отли­чие от него поз­во­ляет пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать работу с мате­ри­а­лом. Таким обра­зом, в гра­фике доми­ни­рует ком­по­зи­ция над импро­ви­за­цией, что отра­жает потреб­ность худож­ника и в раци­о­наль­ном ана­лизе.
Но в живо­писи худож­ник упорно исполь­зует только одни мате­ри­алы: бумагу, эма­ле­вую краску, лак, так как они также соот­вет­ствуют осо­бой тех­нике быст­рого нане­се­ния краски, мани­пу­ли­ро­ва­ния струей лью­щейся эмали, поз­во­ля­ю­щей мгно­венно запе­чат­ле­вать спон­тан­ный жест, выра­жа­ю­щий кон­цен­тра­цию духов­ной энер­гии, ее дви­же­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние в зри­мый образ.

Суще­ствует явное соот­вет­ствие в раз­ви­тии, как живо­пис­ного метода Вла­ди­слава Мака­рова, так и музы­каль­ного.
Импро­ви­за­ция — его сти­хия.

Стре­ми­тель­ное раз­ви­тие музы­каль­ных обра­зов, изоби­лу­ю­щее дис­со­нан­сами, осо­бым дина­ми­че­ским рит­ми­че­ским напря­же­нием, порож­да­ю­щим угне­та­ю­щее и одно­вре­менно про­свет­ля­ю­щее пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние, как бы напо­ми­нает о дей­стве нане­се­ния на поверх­ность пятен, стре­ми­тель­ных росчер­ков, спон­тан­ных кон­фи­гу­ра­ций лью­щейся краски, этих тра­ек­то­рий духов¬ных виб­ра­ций. Эта внут­рен­няя борьба оста­ется объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной (озву­чен­ной) на плос­ко­сти или во вре­мени. Так мы вос­при­ни­маем эти живо­пис­ные каден­ции и зву­ко­вые кас­кады, так мы вни­маем белизне про­стран­ства и тор­же­ствен­но­сти паузы!

Если рас­смат­ри­вать раз­ви­тие музы­каль­ного опыта, то здесь напрашива¬ется парал­лель: от сверх­кон­цен­три­ро­ван­ной, пере­на­сы­щен­ной зву­ко­вой массы к осво­бож­де­нию этого потока от чувственно-экспрессивного фор­мо­об­ра­зу­ю­щего начала к под­чи­не­нию струк­туре, высвет­ле­нию зву­ко­вой ткани, вве­де­нию «фигур умол­ча­ния», рас­пре­де­ле­нию зву­ко­вых бло­ков более эко­номно, и соот­вет­ственно повы­ше­нию их семан­ти­че­ской зна­чи­мо­сти, в конеч­ном итоге к под­чи­не­нию экспрессивно-личностного, част­ного момента — дра­ма­тур­гии целого. Но про­ис­хо­дя­щего на уровне инту­и­ции, глав­ным обра­зом в про­цессе кол­лек­тив­ного музи­ци­ро­ва­ния (дуэты, трио…) с усло­вием вла­де­ния общим язы­ком. Стрем­ле­ние пре­дельно исклю­чить иди­о­ма­ти­че­ские штампы в музы¬кальном мате­ри­але нала­гают осо­бую ответ­ствен­ность и слож­ность в выра­ботке соб­ствен­ного музы­каль­ного языка. Насколько это адек­ватно замыс­лам, можно судить только при­бли­женно, учи­ты­вая сте­пень ори­ен­ти­ро­ва­ния в раз¬нообразии сти­ли­стик новой музыки и точек отсчета, а также ее раз­ви­тие от эсте­тики модер­низма к пост­мо­дер­низму.
В этом устрем­ле­нии, — два рода худо­же­ствен­ной дея­тель­но­сти, пре­об­ра­зо­ва­ние вре­мени (Музыка) и пре­об­ра­зо­ва­ние про­стран­ства (Живо­пись), не всту­пают в про­ти­во­ре­чие друг с дру­гом, а явля­ются еди­ной, взаимообога¬щающей экзи­стен­ци­аль­ной потреб­но­стью худож­ника в его эсте­ти­че­ском опыте.

ста­тьи номера