газета: Рабочий путь, 2004-09-10
автор: Анастасия Петракова
Авангард в искусстве — это своеобразная форма протеста, вызов, несогласие с рутинными тенденциями, пронизавшими общество. Модный сезон N3 прошел под эгидой авангарда. Совершенно непредумышленно вышло, что этой культурной акцией модельеры и дизайнеры Смоленска выразили свой протест против терроризма, боли и крови. Не планировали, но так, к сожалению, получилось…
Поскольку это событие в культурной жизни Смоленска совпало с кровавым терактом в Северной Осетии, у смоленских дизайнеров возникли сомнения, уместно ли проводить модное дефиле и выставку визуальной поэзии в столь печальные для всей России дни. Однако художники пришли к мысли, что искусство и чудовищные преступления несовместимы, как не способны уживаться в одном человеке гений и злодейство. И никого не удивило то обстоятельство, что в качестве ведущего авангардного Модного сезона выступил главный психиатр области Владимир Дятлов — время у нас такое.
Первым представил свой воистину уникальный проект «Платформа» Эдуард Кулемин. «Платформа» стартовала зимой 2003–2004 года одновременными экспозициями сразу в нескольких городах мира: Калининграде, Днепропетровске, Киеве, Пензе и Москве. В Смоленске — в июне. «Платформа» представляет визуальную поэзию во всем ее многообразии — стихи в сочетании с фотографией, текстовыми коллажами, компьютерной графикой и т.д. Следует отметить, что пространственность образов в графике, функционально воздействующая на восприятие (или поэзия для глаза), весьма заинтересовала Дятлова с профессиональной точки зрения.
Казалось бы, связать поэзию и одежду невозможно. В буквальном смысле архитектурные композиции Ольги Сидоровой и Олеси Губанковой опровергают это мнение. Модельеры представили гармоничное сочетание арт-текста и дизайнерских конструкций, которые можно надеть на себя и тем самым поразить окружающих. Примечательно, что каждый компонент коллекции «Шито белыми буквами» на материале, предоставленном Эдуардом Кулеминым, в каждом отдельном случае несет индивидуальную смысловую нагрузку, а по-другому и быть не может, ведь это поэзия, запечатленная в прозаической форме одежды.
Коллекция дизайн-плаката Елены и Светослава Арайс, Ольги Сидоровой и Олеси Губанковой — искусство в чистом виде, возврат на 180 градусов к революционным абстракциям 20‑х годов.