Аван­гард на крови (про Мод­ные сезоны)

газета: Рабо­чий путь, 2004-09-10
автор: Ана­ста­сия Пет­ра­кова

Аван­гард в искус­стве — это свое­об­раз­ная форма про­те­ста, вызов, несо­гла­сие с рутин­ными тен­ден­ци­ями, про­ни­зав­шими обще­ство. Мод­ный сезон N3 про­шел под эги­дой аван­гарда. Совер­шенно непре­ду­мыш­ленно вышло, что этой куль­тур­ной акцией моде­льеры и дизай­неры Смо­лен­ска выра­зили свой про­тест про­тив тер­ро­ризма, боли и крови. Не пла­ни­ро­вали, но так, к сожа­ле­нию, полу­чи­лось…

Поскольку это собы­тие в куль­тур­ной жизни Смо­лен­ска сов­пало с кро­ва­вым тер­ак­том в Север­ной Осе­тии, у смо­лен­ских дизай­не­ров воз­никли сомне­ния, уместно ли про­во­дить мод­ное дефиле и выставку визу­аль­ной поэ­зии в столь печаль­ные для всей Рос­сии дни. Однако худож­ники при­шли к мысли, что искус­ство и чудо­вищ­ные пре­ступ­ле­ния несов­ме­стимы, как не спо­собны ужи­ваться в одном чело­веке гений и зло­дей­ство. И никого не уди­вило то обсто­я­тель­ство, что в каче­стве веду­щего аван­гард­ного Мод­ного сезона высту­пил глав­ный пси­хи­атр обла­сти Вла­ди­мир Дят­лов — время у нас такое.

Пер­вым пред­ста­вил свой воис­тину уни­каль­ный про­ект «Плат­форма» Эду­ард Куле­мин. «Плат­форма» стар­то­вала зимой 2003–2004 года одно­вре­мен­ными экс­по­зи­ци­ями сразу в несколь­ких горо­дах мира: Кали­нин­граде, Дне­про­пет­ров­ске, Киеве, Пензе и Москве. В Смо­лен­ске — в июне. «Плат­форма» пред­став­ляет визу­аль­ную поэ­зию во всем ее мно­го­об­ра­зии — стихи в соче­та­нии с фото­гра­фией, тек­сто­выми кол­ла­жами, ком­пью­тер­ной гра­фи­кой и т.д. Сле­дует отме­тить, что про­стран­ствен­ность обра­зов в гра­фике, функ­ци­о­нально воз­дей­ству­ю­щая на вос­при­я­тие (или поэ­зия для глаза), весьма заин­те­ре­со­вала Дят­лова с про­фес­си­о­наль­ной точки зре­ния.

Каза­лось бы, свя­зать поэ­зию и одежду невоз­можно. В бук­валь­ном смысле архи­тек­тур­ные ком­по­зи­ции Ольги Сидо­ро­вой и Олеси Губан­ко­вой опро­вер­гают это мне­ние. Моде­льеры пред­ста­вили гар­мо­нич­ное соче­та­ние арт-текста и дизай­нер­ских кон­струк­ций, кото­рые можно надеть на себя и тем самым пора­зить окру­жа­ю­щих. При­ме­ча­тельно, что каж­дый ком­по­нент кол­лек­ции «Шито белыми бук­вами» на мате­ри­але, предо­став­лен­ном Эду­ар­дом Куле­ми­ным, в каж­дом отдель­ном слу­чае несет инди­ви­ду­аль­ную смыс­ло­вую нагрузку, а по-другому и быть не может, ведь это поэ­зия, запе­чат­лен­ная в про­за­и­че­ской форме одежды.

Кол­лек­ция дизайн-плаката Елены и Све­то­слава Арайс, Ольги Сидо­ро­вой и Олеси Губан­ко­вой — искус­ство в чистом виде, воз­врат на 180 гра­ду­сов к рево­лю­ци­он­ным абстрак­циям 20‑х годов.