Кри­ти­че­ская масса (о пер­вом фести­вале)

Фраг­мент из авто­био­гра­фи­че­ской книги Евге­ния Буни­мо­вича «Вкратце жизнь» 

3.

В послед­них чис­лах девя­но­сто пер­вого года октября пре­зрен­ной носталь­ги­че­ской про­зой говоря боро­да­тому поэту Саше Голу­беву имев­шему тро­ю­род­ное отно­ше­ние к мест­ной вла­сти бла­го­даря в Смо­лен­ске слу­чился пер­вый рос­сий­ский фести­валь аван­гард­ного искус­ства.

Нет, не так. Тогда все писа­лось с боль­шой буквы: Пер­вый Рос­сий­ский Фести­валь Аван­гарда.

Доб­ро­по­ря­доч­ный про­вин­ци­аль­ный город ни с какого боку сто­ли­цей идей и прак­тик нового искус­ства не был, однако после недав­него про­вала недол­гого и неуве­рен­ного мос­ков­ского путча все сме­ша­лось в област­ной адми­ни­стра­ции, и пере­пу­ган­ное началь­ство неожи­данно выде­лило под подо­зри­тель­ное меро­при­я­тие не только зда­ние город­ской филар­мо­нии, но и довольно при­лич­ные по тем вре­ме­нам деньги, поз­во­лив­шие посе­лить повы­лез­ший изо всех щелей аван­гард в луч­шую в городе гости­ницу (еще вчера инту­ри­стов­скую) и кор­мить от пуза два­жды в день.

Звез­дами цере­мо­нии откры­тия фести­валя были, конечно, Нина и Джон.

Слово «пер­фор­манс» еще не обрело тогда сво­его закон­ного места в рус­ском языке, но это был именно пер­фор­манс, поэ­ти­че­ский пер­фор­манс о вза­и­мо­от­но­ше­ниях муж­чины и жен­щины, уме­ю­щих любить и нена­ви­деть, но со вре­мен изгна­ния из рая гово­ря­щих на раз­ных язы­ках и нико­гда, нигде, никак не спо­соб­ных понять друг друга.

Джон, опу­сто­шая оче­ред­ную банку пива, выго­ва­ри­вал, выкри­ки­вал, шеп­тал свои стихи по-английски. Нина, обла­чен­ная в огром­ную меш­ко­ва­тую кофту, встре­вая, пере­би­вая его, читала свои стихи по-женски, по-бабьи, по-русски.

Вдруг она стала рас­сте­ги­вать свою несу­раз­ную кофту, пуго­вица за пуго­ви­цей, шепча: «Вот пред­ставь / Откры­ва­ется дверь».

Под коф­той ока­за­лась еще одна, и опять, рас­сте­ги­вая пуго­вицу за пуго­ви­цей, она шеп­тала: «А за ней / Откры­ва­ются новые двери». 

Так она рас­сте­ги­вала кофту за коф­той и все повто­ряла, твер­дила: «А за ней Откры­ва­ется дверь / Нет ты только пред­ставь / Откры­ва­ется дверь / И за каж­дой из них / Откры­ва­ется дверь…»

И когда почу­ди­лось, что там, в глу­бине, в полу­мраке, не оста­ва­лось ни пуго­виц, ни коф­то­чек, ничего, и не при­выч­ный еще ни к чему подоб­ному смо­лен­ский област­ной филар­мо­ни­че­ский зал замер в пред­две­рии скан­дала, Нина как-то про­сто, буд­нично ска­зала: «А теперь вот пред­ставь / Закры­ва­ется дверь» — и стала засте­ги­вать коф­точку, потом сле­ду­ю­щую, все так же трезво, спо­койно при­го­ва­ри­вая: «Осто­рож­нее видишь / она закры­ва­ется Вот Подер­гай Подер­гал? Ну что? Закры­ва­ется? Да Закры­лась Ну точно Захлоп­ну­лась дверь / Горе горе Куда ж нам теперь».

Зал выдох­нул одно­вре­менно облег­ченно и разо­ча­ро­ванно.

Джон и Нина потешно рас­кла­ня­лись.

Участ­ники фести­валя, не дожи­да­ясь закры­тия затя­нув­ше­гося откры­тия, сва­лили на бан­кет.

4.

А мы пота­щи­лись через ста­рый и вялый город­ской сад к Пуш­кину. Цветы воз­ла­гать.

Фаль­ши­вое это шествие не нужно было ни нам, ни брон­зо­вому куче­ря­вому кол­леге. Это была ини­ци­а­тива тамош­них теле­ви­зи­он­щи­ков, кото­рым мы недаль­но­видно пообе­щали.

Про­из­ве­де­ние скуль­птора Бела­шо­вой, вдох­но­венно раз­ме­тав­ше­еся у стен Смо­лен­ского кремля, и нево­об­ра­зи­мый сце­на­рий област­ного ТВ тре­бо­вали от нас соот­вет­ству­ю­щих слов, выда­вить, выму­чить кото­рые было неловко, невоз­можно.

Теле­ви­зи­он­щики нерв­ни­чали.

Не рас­ста­вав­шийся с пивом Джон, выра­жая всю меж­ду­на­род­ную соли­дар­ность с вели­ким афро­рус­ским поэтом, обнял поста­мент, опер­шись о гра­нит тем, чем и велел клас­сик, и, не имея ни сил, ни воз­мож­но­стей от него ото­рваться, сполз по глад­кому гра­ниту вниз.

На этом съемки завер­ши­лись.

5.

На обрат­ном пути настро­е­ния не было ника­кого. И тут в город­ском саду заиг­рал духо­вой оркестр. Зазву­чал хре­сто­ма­тий­ный марш.

При­гов вспом­нил попу­ляр­ную дво­ро­вую под­тек­стовку: «По аллеям ста­рин­ного парка с пио­не­ром гуляла вдова, пио­нера вдове стало жалко, и вдова пио­неру дала…»

Сна­чала тихо, впол­го­лоса: та-та‑а, та-та-та, та-та‑а, та-та-та, — а потом все громче, все уве­рен­ней мы под­хва­тили при­пев: та-та, та-та-та, та-ра-та-та, та-та, та-та…

Музыка играла так весело, так радостно… И каза­лось, что жизнь наша еще не кон­чена и что стра­да­ния наши перей­дут в радость для тех, кто будет жить после нас… и что еще немного — и мы узнаем, зачем живем, зачем стра­даем… О, милые сестры…

Шед­шая навстречу мест­ная пуб­лика как по команде стала сво­ра­чи­вать в боко­вые аллеи.

Корот­кая лав-стори пио­нера и вдовы обо­рва­лась бук­вально на полу­слове.

Хоте­лось про­дол­же­ния. И пока мы добра­лись до бан­кета, нераз­бор­чи­вая вдова успела погу­лять с пен­си­о­не­ром, с револь­ве­ром, с рево­лю­ци­о­не­ром и контр­ре­во­лю­ци­о­не­ром, а также с модер­ни­стом, пост­мо­дер­ни­стом, аван­гар­ди­стом, мета­ре­а­ли­стом, кон­цеп­ту­а­ли­стом и даже с анархо-синдикалистом и веду­щим инженером-экономистом.

Этот бес­ко­неч­ный марш и стал неофи­ци­аль­ным гим­ном фести­валя.

6.

Город Смо­ленск жил голодно и скудно. Мага­зины были пусты. Шаром покати. Что-то съест­ное можно было найти разве что на рынке, но дорого.

Еще дороже были дол­лары. Джон со сво­ими весьма скром­ными, но все-таки бак­сами пер­вый и послед­ний раз в жизни ока­зался бога­чом.

Когда они с Мар­ком при­ез­жали на Смо­лен­ский рынок, про­давцы выхо­дили навстречу. Джон ску­пал все под­ряд — ящи­ками. Варе­ное, соле­ное, коп­че­ное. Оло­вян­ное, дере­вян­ное, стек­лян­ное. Водку, шам­пан­ское, порт­вейн. Все это загру­жа­лось в такси, а в гости­нице раз­но­си­лось по ком­на­там.

На тре­тий день водка и порт­вейн в Смо­лен­ске резко подо­ро­жали.

Шам­пан­ское исчезло пол­но­стью.

Пожа­луй, это един­ствен­ное собы­тие, свя­зан­ное с фести­ва­лем аван­гард­ного искус­ства, кото­рое заме­тил весь город.

7.

Что до весьма плот­ной про­граммы фести­валя, она не внесла, да и не могла вне­сти каких-либо суще­ствен­ных изме­не­ний в при­выч­ную анде­гра­унд­ную жизнь, в тот тоталь­ный пер­ма­нент­ный хэп­пе­нинг, кото­рый в прин­ципе не под­да­ется вклю­че­нию в какую бы то ни было офи­ци­аль­ную про­грамму.

Со сто­роны такой хэп­пе­нинг едва ли был отли­чим от мел­кого быто­вого хули­ган­ства и пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств сред­ней тяже­сти. Осо­бенно — со сто­роны адми­ни­стра­ции гости­ницы.

Соб­ственно, ника­кого такого «со сто­роны», ника­кого втор­же­ния слу­ша­те­лей, чита­те­лей, не говоря уж про жур­на­ли­стов и офи­ци­аль­ных теток от куль­туры, под­лин­ное эсте­ти­че­ское под­по­лье и не пред­по­ла­гает. На богем­ных кух­нях зри­те­лей не бывает. Там все авторы, творцы нового искус­ства. Или музы.

При этом кри­ти­че­ская масса твор­цов нового искус­ства впер­вые, пожа­луй, именно тогда, в Смо­лен­ске, ока­за­лась сильно пре­вы­шена. Нача­лась неуправ­ля­е­мая цеп­ная реак­ция.

Взрыв был неми­нуем.

8.

Посе­лили нас по двое, как всех тогдаш­них коман­ди­ро­воч­ных.

Когда бы и где бы, в каких поезд­ках я ни ока­зы­вался с При­го­вым, сам собой воз­ни­кал ком­плекс. Не брал в дорогу, кажется, уже ничего, абсо­лютно ничего, кроме тру­сов, нос­ков и зуб­ной щетки, — но при­гов­ская котомка все равно была тощее моей. И он еще извле­кал оттуда при вся­ком удоб­ном слу­чае свои стре­ми­тельно ста­но­вив­ши­еся леген­дар­ными само­дель­ные кни­жечки!

На его аске­тич­ном фоне я выгля­дел неиз­ле­чи­мым меща­ни­ном, и мы не раз глу­бо­ко­мыс­ленно обсуж­дали, не возить ли мне с собой для пол­ноты кар­тины еще и пару горш­ков с гера­нью.

Или фикус.

Еще можно клетку с кана­рей­кой.

Или семей­ство фар­фо­ро­вых сло­ни­ков, кото­рые по неиз­вест­ной при­чине тоже неко­гда счи­та­лись сим­во­лом мах­ро­вого мещан­ства.

Сам При­гов был вер­ным сол­да­том нового искус­ства. В его котомке лежал только мар­шаль­ский жезл.

9.

Появ­ляв­ше­муся в две­рях кор­ре­спон­денту («У меня с Дмит­рием Алек­сан­дро­ви­чем интер­вью, мы дого­во­ри­лись») я не успе­вал отве­тить, что он спит, как При­гов уже стоял рядом со мной в две­рях — оде­тый, обу­тый и на все гото­вый: «Я здесь!»

Я так не мог.

Однако, когда посреди ночи нам громко посту­чали в дверь: «Выхо­дите, ради­а­ция!» — недав­ний неза­бы­тый еще Чер­но­быль заста­вил нас обоих выле­теть в кори­дор с оди­на­ко­вой сверх­зву­ко­вой ско­ро­стью.

И что дальше? Куда бечь?

У две­рей номе­ров — кто в чем — уже топ­та­лись только-только ото­шед­шие ко сну, вне­запно раз­бу­жен­ные страш­ной вестью адепты нового искус­ства.

А по кори­дору дальше шла группа в похо­жих на ска­фандры кос­мо­нав­тов сереб­ри­стых защит­ных костю­мах, стуча во все двери и волоча за собой тележку с маг­ни­то­фо­ном, откуда при­зывно зву­чало: «Артил­ле­ри­сты, Ста­лин дал при­каз, артил­ле­ри­сты, зовет Отчизна нас!»

Спро­со­нок дохо­дило посте­пенно. С нерв­ным сме­хом рас­хо­ди­лись по номе­рам.

Что оста­ва­лось? Не воз­му­щаться же про­во­ка­тив­но­сти ноч­ной акции риж­ских друзей-приятелей, если нака­нуне во время дис­кус­сии в мест­ной биб­лио­теке сам утвер­ждал, что про­во­ка­тив­ность в пер­фор­мансе зало­жена гене­ти­че­ски…

10.

Когда через неко­то­рое время в номер снова посту­чали, поду­мал: убью. Только-только нако­нец отклю­чился. Даже При­гов мрачно заявил, что это эсте­ти­че­ский пере­бор.

Хму­рые и реши­тель­ные, мы вышли в кори­дор. Однако ника­ких сле­дов новой волны ради­а­ции не обна­ру­жили. Перед две­рью сто­яло несколько неиз­вест­ных нам юных пред­ста­ви­те­лей фести­валь­ного орга­ни­за­ци­он­ного кор­де­ба­лета.

Из их сбив­чи­вых объ­яс­не­ний сле­до­вало, что вооду­шев­лен­ные успе­хом ноч­ной акции рижане спу­сти­лись со своим радио­ак­тив­ным пер­фор­ман­сом эта­жом ниже.

Однако там жили вовсе не поклон­ники акту­аль­ного искус­ства, а мирно спав­шие перед финаль­ными сорев­но­ва­ни­ями участ­ники чем­пи­о­ната страны по бас­кет­болу, кото­рый завер­шался в те дни в Смо­лен­ске.

Выле­тев­шие по тре­воге в кори­дор босые двух­мет­ро­вые амбалы были настро­ены реши­тельно. За спи­нами бас­кет­бо­ли­стов, угро­жа­юще плотно обсту­пив­ших риж­ский аван­гард, сереб­ря­ные ска­фандры даже не про­смат­ри­ва­лись.

«Что ж, я жиз­нью запла­тил за свою работу…» — некстати вспом­ни­лось послед­нее, так и не окон­чен­ное письмо Ван Гога брату.

Мы реши­тельно про­со­чи­лись меж могу­чих спор­тив­ных под­мы­шек в центр круга.

Как известно, неко­то­рые интер­ак­тив­ные осо­бен­но­сти акту­аль­ного арт-дискурса как ком­му­ни­ка­тив­ного собы­тия, име­ю­щего в опре­де­лен­ном пространственно-временном кон­тек­сте как вер­баль­ные, так и невер­баль­ные состав­ля­ю­щие, могут быть неадек­ватно интер­пре­ти­ру­емы реци­пи­ен­тами в силу их локаль­ной линг­во­сти­ли­сти­че­ской ком­пе­тент­но­сти. Что мы и попы­та­лись бук­вально в двух про­стых сло­вах объ­яс­нить собрав­шимся.

Много раз с тех пор при­хо­ди­лось изла­гать нечто подоб­ное в самых раз­ных ауди­то­риях, но короче, ярче и, глав­ное, резуль­та­тив­ней той лек­ции в ноч­ном гости­нич­ном кори­доре не при­помню.

Рижан нехотя отпу­стили. Бас­кет­бо­ли­сты хмуро раз­бре­лись по номе­рам.

11.

Пару дней спу­стя несве­жее аван­гард­ное месиво нако­нец погру­зи­лось в вагоны и отпра­ви­лось восво­яси — и уже там, восво­я­сях, с изум­ле­нием про­чи­тало появив­ши­еся в газе­тах и жур­на­лах, едва скры­ва­ю­щие раз­дра­же­ние тек­сты про завер­шив­шийся фести­валь.

Изум­ле­ние, впро­чем, объ­яс­ня­лось разве что при­выч­кой никого и ничего вокруг не заме­чать, а также халяв­ным алко­голь­ным имени Джона Хая изоби­лием, кото­рое до поры до вре­мени зали­вало и гасило посто­янно воз­ни­кав­шие ост­рые сти­ли­сти­че­ские раз­но­гла­сия.

Жур­на­ли­стов можно было понять. Они сле­те­лись на пер­вый офи­ци­аль­ный празд­ник неофи­ци­аль­ного искус­ства, имев­шего столь при­тя­га­тель­ный ореол гоне­ний и запре­тов. Они рва­лись уви­деть, услы­шать и затем вос­петь буре­вест­ни­ков демо­кра­ти­че­ской рево­лю­ции и про­ра­бов куль­тур­ной пере­стройки. И вме­сто этого все дни и ночи фести­валя с недо­уме­нием и тос­кой они взи­рали на мало­по­нят­ное дей­ство, помя­тых и под­да­тых героев, кото­рые явно не соби­ра­лись стро­ить, месть и вести за собой!

Месть ока­за­лась ско­рой.

Одна репор­терша на стра­ни­цах попу­ляр­ной газеты довольно гнусно оскор­била Нину Искренко, вста­вив в свой кисло-сладкий смо­лен­ский текст по-женски мсти­тель­ный пас­саж про вялую грудь и что-то еще не менее гадень­кое.

Игорь Ирте­ньев настоял на откры­том жест­ком письме в редак­цию, напи­сал это письмо, собрал все воз­мож­ные и невоз­мож­ные под­писи и — что уж совсем неве­ро­ятно — добился опуб­ли­ко­ва­ния письма в той самой газете, нико­гда ни до, ни после ни опро­вер­же­ний, ни тем паче оскорб­лен­ных откли­ков не печа­тав­шей.

12.

Бук­вально через неделю после той малень­кой победы мне позво­нил все тот же Ирте­ньев и пред­ло­жил напра­вить кол­лек­тив­ное письмо поэтов на этот раз уже в дру­гую газету, кото­рая напе­ча­тала стихи весьма пошлого бого­хуль­ного содер­жа­ния.

Под­дер­жав Игоря в том, что каса­лось защиты Нины, тут я усо­мнился в столь же желез­ной необ­хо­ди­мо­сти ана­ло­гич­ной акции по отно­ше­нию к Гос­поду Богу. Мне это пока­за­лось пере­бо­ром.

Впро­чем, сего­дня, когда защита Гос­пода Бога стала про­фес­сией, при­чем весьма при­быль­ной, чита­тель может поду­мать, что Игорь про­сто ока­зался даль­но­вид­ней. И будет этот чита­тель неправ.

В нас было наме­шано немало вся­кого, но не это.

13.

Когда Нина узнала о своем ока­зав­шемся смер­тель­ным диа­гнозе? До Смо­лен­ска?

Нет, после. Почти сразу после. Пошла с какой-то ерун­дой в поли­кли­нику, ее отпра­вили на дежур­ное обсле­до­ва­ние.

Гово­рят, рак груди лечится, если на ран­ней ста­дии, если не в моло­дом воз­расте. Но Нина была моло­дая и ста­дия была не ран­няя.

Она еще зате­вала новые поэ­ти­че­ские акции, при­хо­дила, читала стихи.

Потом зате­вала, наде­я­лась прийти, не могла.

Потом уже было не до того.

Мы заез­жали к ней домой, это было страшно.

Одна­жды от Нины вер­ну­лись Марк и Джон, они зашли к Ереме, его не было, в ком­нате шел ремонт, и они вдруг стали драться — молча, все­рьез, всем, что там сто­яло и лежало, руло­нами, дос­ками, кус­ками рубе­ро­ида, в кровь.

Мне позво­нила жена Еремы. Она не пони­мала, что с ними.

Я пони­мал. Пошел их раз­ни­мать.

https://www.colta.ru/articles/literature/7558-kriticheskaya-massa?page=200