Мар­ков Вла­ди­мир

Худож­ник, поэт, жур­на­лист, исто­рик. В 1990‑х участ­во­вал в раз­лич­ных поли­ти­че­ских и худо­же­ствен­ных акциях, выстав­ках в Москве и Смо­лен­ске. Сотруд­ни­чал с жур­на­лом «Радек», с анархо-радикальным дви­же­нием «зАиБи» (за Ано­ним­ное и Бес­плат­ное искус­ство), арт-группой «Сле­пые», вхо­дил в состав клуба аван­гар­ди­стов «КЭП­НОС». 

Автор трех поэ­ти­че­ских сбор­ни­ков: «Тяже­лая поэ­зия Вла­ди­мира Мар­кова» (1993), «Рево­лю­ци­он­ные песни» (1996) и «13 сек­су­аль­ных манья­ков» (1996).

С начала 2000‑х гг. зани­ма­ется исто­рией Древ­ней Руси, имеет по этой теме мно­же­ство иссле­до­ва­тель­ских ста­тей, несколько моно­гра­фий.

Сила искус­ства по мне­нию худож­ника заклю­ча­ется в том, что оно дей­стви­тельно может изме­нить мир к луч­шему. Вла­ди­мир Мар­ков иллю­стри­рует един­ствен­ный в смо­лен­ском кон­тек­сте девя­но­стых част­ный слу­чай ради­каль­ного поли­ти­че­ского искус­ства. После три­ум­фаль­ного выступ­ле­ния в поэ­ти­че­ской части меж­ду­на­род­ного фести­валя совре­мен­ного искус­ства «Арт-бдения» в 1991 году он пере­ез­жает в Москву, где сотруд­ни­чает с кру­гом мос­ков­ских художников-акционистов. Вскоре Мар­ков отме­чен арт-критикой как участ­ник извест­ной выставки «Война про­дол­жа­ется» (1993) с рабо­той «Воз­ник­но­ве­ние ненуж­ного», кото­рая пред­став­ляла из себя гигант­скую двух­мет­ро­вую стену пере­го­ра­жи­ва­ю­щую один из выста­воч­ных залов Цен­тра совре­мен­ного искус­ства на Яки­манке. В этом же году худож­ник участ­во­вал в про­тестных демон­стра­циях 3–4 октября, раз­вер­нув­шихся в цен­тре Москвы. Этим собы­тиям, посвя­щена серия доку­мен­таль­ных живо­пис­ных работ, выпол­нен­ная в репор­таж­ной манере, будто худож­ник при­сут­ствует при изоб­ра­жа­е­мом «здесь и сей­час». При­ми­тив­ный стиль рисунка сбли­жает серию с газет­ными кари­ка­ту­рами, отстра­нённо пере­да­вая жесто­кость и ужас про­ис­хо­дя­щего.