Вели­чай­шие музы­канты мира. Вла­ди­слав Мака­ров. ч. 2

жур­нал: IMPROJAZZ # 101 January 2004 (пере­вод с фран­цуз­ского)
Автор: музы­каль­ный кри­тик Марк САР­РАЗИ

8. Трио Влада Мака­рова (1983–86 гг.: Трио Мака­ров / Летов / Кон­драш­кин)

Как только предо­став­ля­ется воз­мож­ность, дуэты Мака­рова — / Летов и Мака­ров /, /Макаров и Кондрашкин/ — объ­еди­ня­ются в трио. За четыре года сво­его суще­ство­ва­ния трио Мака­ров / Летов / Кон­драш­кин дало мно­же­ство кон­цер­тов по всей Рос­сии, осо­бенно в Москве, Ленин­граде, Риге и Смо­лен­ске, на кото­рых на суд пуб­лики выно­си­лась музыка, не име­ю­щая насто­я­щего ана­лога в стране: «У нас было зву­ча­ние Peter Brotzmann Group, а амби­ции трио Гане­лина». Неко­то­рые из их ком­по­зи­ций можно услы­шать на диске «Recordings of 1983–1984», выпу­щен­ного Кон­драш­ки­ным.

Начи­ная с 1984 года вме­сто Алек­сандра Кон­драш­кина ино­гда играет Михаил Юде­нич, удар­ник группы «Зга», кото­рый вой­дет и во вто­рое трио, создан­ное вио­лон­че­ли­стом: «В тот момент я по-настоящему почув­ство­вал свою оппо­зи­цию по отно­ше­нию к эсте­тике пост­мо­дер­низма и общественно-культурным тор­же­ствам, кото­рые, по-моему, слиш­ком быстро воз­во­дили худож­ни­ков и акте­ров в ранг звезд. (…) Я отда­лился от сти­ли­сти­че­ских форм, при­знан­ных Гане­ли­ным и его трио, и больше не видел смысла в сотруд­ни­че­стве с Куре­хи­ным, поскольку на сцене отныне тре­бо­ва­лась экс­цен­трика, и, соот­вет­ственно, его теат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния стали несов­ме­сти­мыми с моей соб­ствен­ной музы­кой».

«Созда­вая трио, я наде­ялся, что через него смогу пол­но­стью реа­ли­зо­вать все свои худо­же­ствен­ные идеи. Кроме того, я хотел создать кол­лек­тив в про­ти­во­вес Трио Гане­лина. Со своей сто­роны, Кон­драш­кин пытался найти ком­про­мисс между нашей музы­кой и своим увле­че­нием роком. Одна­жды я слу­шал в его при­сут­ствии диск, в записи кото­рого он лично при­ни­мал уча­стие, это был аль­бом группы СТРАН­НЫЕ ИГРЫ; он был потря­сен и рас­сы­пался в изви­не­ниях…».

Окон­ча­тельно сотруд­ни­че­ство с Кон­драш­ки­ным было пре­рвано в 1986 году. Диск под назва­нием «Antonius’ Birthday Party or The Andropov’ Death» («День рож­де­ния Анто­ния или Смерть Андро­пова») пред­ла­гает запись выступ­ле­ния трио Мака­ров / Летов / Юде­нич, состо­яв­ше­гося 11 фев­раля 1984 года в Риге. При про­слу­ши­ва­нии аль­бома воз­ни­кает тес­ная ассо­ци­а­ция с англий­ским кол­лек­ти­вом «Company».

Это сухо­ва­тая музыка, в кото­рой при­сут­ствуют рез­кие пере­ходы, скачки и откро­вен­ные рас­колы. Смы­чок Вла­ди­слава Мака­рова совер­шает по-настоящему судо­рож­ные дви­же­ния, он вре­за­ется в прон­зи­тель­ные звуки сак­со­фона Летова. Удар­ные Юде­нича при этом не опре­де­ляют ритм музы­каль­ных фраз, а ско­рее, в сума­сшед­шем порядке рас­став­ляют в них знаки пре­пи­на­ния. При­слу­шай­тесь к сме­ня­ю­щим друг друга кас­ка­дам вио­лон­чели, чей звук пере­кры­ва­ется оглу­ша­ю­щим голо­сом альта, а чуть дальше слы­шится лихо­ра­доч­ная трель сопрано, неук­люже всту­па­ю­щая в общий хор, за ней — снова звуки клар­нета, кото­рые почему-то раз­два­и­ва­ются…

В Риге Мака­ров и Летов зна­ко­мятся с сак­со­фо­ни­стом Алек­сан­дром Аксе­но­вым, лиде­ром группы АТО­НАЛЬ­НЫЙ СИН­ДРОМ, рабо­та­ю­щей в стиле оппо­зи­ци­он­ного рока. Хотя Мака­рову было пред­ло­жено несколько новых воз­мож­но­стей игры, он остался верен соб­ствен­ному про­екту:

«Аксе­нов орга­ни­зо­вал мно­же­ство кон­цер­тов, на кото­рых мы играли вме­сте. Летову очень понра­ви­лось, мне, однако, не слиш­ком импо­ни­ро­вал их стиль, близ­кий к стилю «free bop». В гла­зах пуб­лики Аксе­нов явля­ется круп­ным про­фес­си­о­на­лом, в отли­чие от нас, кото­рых счи­тают экс­пе­ри­мен­та­то­рами и аван­гар­ди­стами. (…) В его группе был пиа­нист, кото­рого звали Олег Гар­ба­ренко — это чрез­вы­чайно непри­ят­ный чело­век и экс­цен­трич­ный музы­кант, рядом с кото­рым Куре­хин — про­сто маль­чик из цер­ков­ного хора… Он все­гда играл в беше­ном ритме и порой впа­дал в какой-то транс. Неко­то­рое время спу­стя он сошел с ума и умер. И они еще хотели, чтобы я стал чле­ном этого дья­воль­ского сбо­рища! (…) Однако, несмотря ни на что, ведь именно бла­го­даря им я позна­ко­мился с Нико­лаем Суд­ни­ком…

9. 1985–1990: Трио Мака­ров / Дуд­кин / Юде­нич

Сер­гей Летов, слиш­ком заня­тый созда­нием соб­ствен­ного кол­лек­тива Три‑О, уже не мог выде­лять доста­точно вре­мени на то, чтобы под­дер­жи­вать трио Мака­ров / Летов / Юде­нич. Тогда на его место при­гла­шают гита­ри­ста Вале­рия Дуд­кина. Музыка кол­лек­тива ста­но­вится в это время более шум­ной: «Мы впи­сы­ва­лись в направ­ле­ние «american loft» Джона Зорна, Генри Кай­зера и дру­гих… В то время Дуд­кин был уже извест­ным гита­ри­стом, сво­его рода Генри Кай­зе­ром рус­ского аван­гарда, при­зна­ю­щего ту же эсте­тику, ту же тех­нику».

Един­ствен­ной запи­сью этого трио стала сюита «Incomplete Tendencies of Meta-Reality» (вклю­чен­ная в пла­стинку «Доку­мент», Leo Records) — отры­вок кон­церта, про­шед­шего 24 марта 1989 года в Харь­кове: потря­са­ю­щий отры­вок, взре­зан­ный слиш­ком мрач­ными, нара­щи­ва­ю­щими темп удар­ными, над кото­рыми под­ни­ма­ются посте­пенно звуки вио­лон­чели и гитары. Царя­щий сумрак раз­ры­ва­ется несколь­кими вдох­нов­лен­ными отрыв­ками, среди кото­рых вели­ко­леп­ная пар­тия Мака­рова… на фор­те­пи­ано!

Про­дол­жая рабо­тать в том же стиле, квар­тет, в состав кото­рого вхо­дили Мака­ров (вио­лон­чель) / Вале­рий Дуд­кин (элек­тро­ги­тара, удар­ные) / Нико­лай Суд­ник (элек­тро­сак­со­фон, кла­виш­ные) / Эми­лия Лосева (вокал), в мае 1985 года запи­сы­вает на сту­дии Лео Фей­гина несколько ком­по­зи­ций, вошед­ших в тот же тре­тий выпуск анто­ло­гии, посвя­щен­ной «Золо­тым годам нового совет­ского джаза»; Мака­ров играет там на вио­лон­чели, кото­рую с блес­ком соче­тает с элек­три­че­ской гита­рой.

10. Крат­ко­вре­мен­ное сотруд­ни­че­ство

Наряду со сво­ими (прак­ти­че­ски) при­выч­ными кол­лек­ти­вами и дол­го­сроч­ными обя­за­тель­ствами, Мака­ров будет эпи­зо­ди­че­ски рабо­тать с неко­то­рыми дру­гими масте­рами рус­ской аван­гард­ной сцены. Прежде всего, можно отме­тить Вален­тину Поно­ма­реву, с кото­рой Мака­ров регу­лярно сотруд­ни­чал; несколько их сов­мест­ных работ были изданы на пла­стинке «Collected Works», выпу­щен­ной Сер­геем Лето­вым, а затем певица при­гла­сила его для записи сво­его диска «Соблазн».

Мака­ров пере­секся и с дру­гой рус­ской дивой, Сай­нхо Нам­чи­лак, вме­сте с кото­рой он и кол­лек­тив Три‑О при­ни­мали уча­стие в записи музыки к фильму «Мастер и Мар­га­рита» Юрия Змо­ро­вича. Во вто­рой раз они встре­тятся в вось­ми­де­ся­тых годах во время кон­церта в аме­ри­кан­ском посоль­стве в Москве, а также на гастро­лях Мос­ков­ского оркестра ком­по­зи­то­ров в Гер­ма­нии.

Также можно отме­тить работу с аван­гард­ной рок-группой ЗГА, кото­рая про­дол­жа­ется вплоть до начала девя­но­стых годов. В этом кол­лек­тиве Мака­ров вновь встре­тится с Дуд­ки­ным и Юде­ни­чем, а все осталь­ные участ­ники группы ста­нут назы­вать его своим «крест­ным отцом»… Начи­ная с 1992 года, Мака­ров уже не играет вме­сте с Дуд­ки­ным. В период с 1992 по 1995 года он сотруд­ни­чает с дру­гим гита­ри­стом, Алек­сан­дром Несте­ро­вым.

В том же 1992 году Мака­ров зна­ко­мится с пиа­ни­стом Вла­ди­ми­ром Мил­ле­ром, кото­рый при­гла­сит вио­лон­че­ли­ста в свой Мос­ков­ский оркестр ком­по­зи­то­ров. Их сотруд­ни­че­ство про­длится вплоть до 1999 года, когда он с неко­то­рыми дру­гими музы­кан­тами вой­дет в состав квар­тета «Вспышка» (Мака­ров / Мил­лер / Юде­нич / Сив­ков или Летов, в зави­си­мо­сти от кон­церта).

В 1995 году Мака­ров фор­ми­рует квар­тет, состо­я­щий из Миха­ила Юде­нича (удар­ные), Андрея Бавчен­кова (син­те­за­тор) и сво­его сына Евге­ния Мака­рова (элек­тро­ги­тара), кото­рый делает свои пер­вые шаги в музыке. Этот кол­лек­тив отпра­вится на гастроли в Гер­ма­нию (Дорт­мунд, Мюн­стер, Хаген…) и при­гла­сит к сотруд­ни­че­ству неко­то­рых мест­ных музы­кан­тов, таких как Эргард Херт и Мар­тин Вер­борг.

После встречи с тром­бо­ни­стом Вяче­сла­вом Гай­во­рон­ским, про­изо­шед­шей в 1992 году в Ека­те­рин­бурге во время Меж­ду­на­род­ного смо­лен­ского фести­валя, и после сов­мест­ного с ним уча­стия в выступ­ле­ниях Мос­ков­ского оркестра ком­по­зи­то­ров, между двумя этими музы­кан­тами завя­жутся тес­ные рабо­чие отно­ше­ния, кото­рые про­длятся с 1999 по 2000 год, и резуль­та­том кото­рых будут регу­ляр­ные сов­мест­ные выступ­ле­ния на Пуш­кин­ской — 10 в Санкт-Петербурге, в част­но­сти, кон­церты, где они будут играть трио с Ником Руба­но­вым. Запись одного из таких кон­цер­тов пред­став­лена на диске «Музыка вне вре­мени».

Кроме того, Вла­ди­слав Мака­ров и один из его парт­не­ров в Мос­ков­ском оркестре ком­по­зи­то­ров, Алек­сей Айги, пре­тво­рят в жизнь свои мно­го­чис­лен­ные музы­каль­ные находки, высту­пая дуэ­том или трио в 2000–2002 годах.

11. Ино­стран­ные музы­канты.

Несо­мненно, Вла­ди­слав Мака­ров — это один из тех рус­ских музы­кан­тов, кото­рым посчаст­ли­ви­лось играть с огром­ным чис­лом ино­стран­ных джаз­ме­нов и дру­гих музыкантов-экспериментаторов.

Он при­ни­мает уча­стие в кон­цер­тах немец­кого клар­не­ти­ста Ганса Кампфа (июнь 1981), аме­ри­кан­ского пиа­ни­ста Джона Фишера (июнь 1981, 1982), англий­ского сак­со­фо­ни­ста Элтона Дина (1983), когда те при­ез­жали в Ленин­град­ский клуб совре­мен­ной музыки. Кстати, с Ган­сом Камп­фом Мака­ров встре­тится еще раз в 1984 году, а затем в 1988 году в рам­ках Тал­линн­ского джа­зо­вого фести­валя, где они вме­сте с Вале­рием Дуд­ки­ным и Миха­и­лом Юде­ни­чем сыг­рают квар­те­том.

Гораздо более важ­ной, ввиду бли­зо­сти выбран­ного музы­каль­ного направ­ле­ния, для Мака­рова ста­нет встреча, кото­рая состо­ится 13 июня 1989 года: «Чрез­вы­чайно важ­ным собы­тием для нас стал при­езд в Рос­сию гита­ри­ста Генри Кай­зера и пиа­ни­ста Грега Гуд­мана. Генри боже­стве­нен! Куре­хин стал пер­вым, кто сыг­рал с ним. Дуд­кин и я играли с ним два­жды, в Санкт-Петербурге и в ДК им. Гор­бу­нова в Москве. Это было потря­са­юще! Мы играли, не испы­ты­вая ни малей­шего стес­не­ния. Каза­лось, сам Кай­зер был удив­лен резуль­та­том. Позд­нее мне дове­лось при­нять уча­стие в сту­дий­ной записи игры Грега Гуд­мана в Москве. Грег на самом деле… отлич­ный парень!».

Две ком­по­зи­ции, запи­сан­ные тогда, можно найти на диске «Мака­ров и дру­зья». Пер­вый отры­вок пред­став­ляет собой мини­ма­лист­скую пьесу, испол­нен­ную дуэ­том Мака­ров / Гуд­ман, в кото­рой пиа­нист пере­би­рает кла­виши сво­его инстру­мента в ответ на глис­сандо вио­лон­чели. Вто­рая ком­по­зи­ция, кото­рую играет квар­тет, испол­нена в том же духе.

В том же 1989 году Мака­ров играет с Фре­дом Фри­том и Кри­сом Кат­ле­ром в Москве, а затем с клар­не­ти­стом Мишей Лобко (в Москве на Архан­гель­ском фести­вале) и вио­лон­че­ли­стом Дидье Пети (Архан­гель­ский фести­валь). Спу­стя два года, во время турне по Укра­ине Мака­ров зна­ко­мится с фран­цуз­скими музы­кан­тами из кол­лек­тива ARFI 29, в част­но­сти, с кон­тра­ба­си­стом Жаком Сиро­ном (кото­рый потом запи­шет диск с Пет­ра­сом Выс­ня­ус­ка­сом) и тром­бо­ни­стом Ивом Робе­ром.

В 1991 году состо­я­лись пер­вые кон­церты Мака­рова на Западе. 5 фев­раля он высту­пал немец­ком городе Бохуме, сна­чала соло, а потом квар­те­том вме­сте с пиа­ни­стом Мар­ти­ном Тере­рем, сак­со­фо­нист­кой Ната­лией Пше­нич­ни­ко­вой и гита­ри­стом Эргар­дом Хер­том, они играли рез­кую, гром­кую музыку, к кото­рой были добав­лены беше­ные звуки, извле­ка­е­мые смыч­ком Херта из его инстру­мента. Мака­ров играл с этим гита­ри­стом и в Мюн­стере (1991, 1995), и в Смо­лен­ске (1992), и сохра­нил от этих встреч очень теп­лые вос­по­ми­на­ния:

«После тех сов­мест­ных выступ­ле­ний в Гер­ма­нии в 1991 году, я почув­ство­вал себя уди­ви­тельно сво­бод­ным от всех тех ком­плек­сов, кото­рые могут воз­ник­нуть по отно­ше­нию к запад­ным музы­кан­там. Именно бла­го­даря такому душев­ному спо­кой­ствию я смог в сле­ду­ю­щем году орга­ни­зо­вать гастроли в Бер­лине, на кото­рых я высту­пал сов­местно с этим заме­ча­тель­ным кол­лек­ти­вом Mitropera Europium».

Этот про­ект, орга­ни­зо­ван­ный в зале Поде­виль, объ­еди­нил мно­же­ство музы­кан­тов, в числе кото­рых были Томаш Станко, Мэгги Николс и Ма-Лу Бан­жер­тер… Позд­нее Мака­ров сыг­рал дуэ­том с потря­са­ю­щим сак­со­фо­ни­стом Аль­фре­дом Хар­том в рам­ках фести­валя «Откры­тая музыка» в Санкт-Петербурге.

Парал­лельно Вла­ди­слав Мака­ров занялся орга­ни­за­цией музы­каль­ной части Смо­лен­ского меж­ду­на­род­ного бла­го­тво­ри­тель­ного фести­валя, кото­рый про­хо­дил всего лишь два­жды: в 1991 и 1992 годах. В 1992 году в рам­ках этого фести­валя в Смо­ленск при­ез­жали швед­ский сак­со­фо­нист Дрор Фей­лер со своей груп­пой «Lokomotive Konkret», швей­цар­ский дуэт Эйкен­бер­гер / Кла­удиа Бин­дер, кол­лек­тивы «Fahr Art Trio», «Duo Fatale «, «Allemands Erhard Hirt «, Гейнц-Эрик Гёдке и Ганс Шатт­лер, «13th Pride «, «Exitin’ Strings’ of Dryblatt » и англий­ский дуэт Вла­ди­мир Мил­лер / Алекс Кол­ков­ский. Члены групп высту­пали в раз­лич­ных соче­та­ниях, и вио­лон­че­ли­сту уда­лось сыг­рать с боль­шей частью при­гла­шен­ных музы­кан­тов.

Из этих музы­каль­ных аль­ян­сов роди­лось два серьез­ных сотруд­ни­че­ства: работа с тром­бо­ни­стом Гёдке (Вологда — 1994 год, Гам­бург — 1996 год), а также с сак­со­фо­ни­стом Дро­ром Фей­ле­ром: «Я часто играл с этим пер­во­класс­ным сак­со­фо­ни­стом. Для меня он — один из луч­ших музы­кан­тов Европы! Чрез­вы­чайно странно, что его недо­оце­ни­вают. Дрор — «супер­экс­прес­си­о­нист»! Он один из моих самых люби­мых парт­не­ров на сцене, и мой хоро­ший друг. Нашим луч­шим кон­цер­том, несо­мненно, стал тот, кото­рый мы играли втроем с Миха­и­лом Юде­ни­чем в Санкт-Петербурге во время фести­валя S.K.I.F.-3. (Смо­лен­ский меж­ду­на­род­ный фести­валь)».

В 1995 году Мака­ров встре­ча­ется с вио­лон­че­лист­кой ЛаДон­ной Смит, а позд­нее — с одним из уди­ви­тель­ных люби­те­лей уст­ной поэ­зии: «Фил Мин­тон про­сто фан­та­сти­чен! Мы играли дуэ­том в Вологде 34 в 1995 году, и квар­те­том вме­сте с Эдвар­дом Сив­ко­вым и Миха­и­лом Юде­ни­чем на фести­вале в Архан­гель­ске с 1996 году, а затем еще и в Ека­те­рин­бурге и Яро­славле. Мин­тон обо­жает Рос­сию, у него типично рус­ская душа…».

Во время сво­его пре­бы­ва­ния в Лон­доне в 1996 году, Мака­ров зна­ко­мится с чле­нами группы «B‑Shop For The Poor», чья музыка отли­ча­лась осо­бен­ным ори­ги­наль­ным зву­ча­нием. Позд­нее, в 1997 году в Архан­гель­ске он встре­ча­ется с япон­ским пиа­ни­стом Риожи Хожито, а также аме­ри­кан­ской певи­цей Шелли Херш, с кото­рой высту­пает дуэ­том на Смо­лен­ском меж­ду­на­род­ном фести­вале. На диске «Мака­ров и дру­зья» можно найти две из испол­нен­ных тогда ком­по­зи­ций, в кото­рых как чело­ве­че­ский голос, так и зву­ча­ние вио­лон­чели отли­ча­ются экс­тра­ва­гант­но­стью, неве­ро­ят­ной схо­же­стью между собой и изоби­лием зву­ко­вых соче­та­ний.

В авгу­сте 2003 года Мака­ров пред­ло­жил орга­ни­зо­вать в Бер­лине ряд выступ­ле­ний, на кото­рых соче­та­лись бы музыка и живо­пись, а также сам дал несколько кон­цер­тов вме­сте со своим сыном Евге­нием Мака­ро­вым и зна­ме­ни­тым австрий­ским тром­бо­ни­стом Полом Швиг­нен­шлег­лем; в резуль­тате этого сотруд­ни­че­ства был выпу­щен исклю­чи­тельно удач­ный диск под назва­нием «Горя­чее лето в Бер­лине».

Мака­рову посчаст­ли­ви­лось позна­ко­миться с таким коли­че­ством людей, что опи­са­ния этих встреч стали более буд­нич­ными: «Мне все­гда очень нра­ви­лось играть с ино­стран­ными музы­кан­тами, тогда как рус­ские музы­канты все­гда отли­ча­лись иной, нежели у меня, эсте­ти­кой…».

12. Мак-Арт

В начале двух­ты­сяч­ного года, вдох­нов­лен­ный опы­том Сер­гея Летова и его зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щей ком­па­нией «Пен­та­грамма», Мака­ров чув­ствует необ­хо­ди­мость создать свою соб­ствен­ную марку Мак-Арт. Эта марка, выпу­стив­шая серию дис­ков по несколько экзем­пля­ров каж­дого, с кустарно выпол­нен­ными облож­ками и очень сла­бым рас­про­стра­не­нием, пред­ста­вила, однако, уни­каль­ную кол­лек­цию доку­мен­таль­ных сви­де­тельств того, как раз­ви­ва­лась музыка экс­тре­маль­ного направ­ле­ния в Рос­сии.

Эти записи чрез­вы­чайно важны и более чем достойны при­зна­ния, несмотря на сла­бое финан­си­ро­ва­ние (Мака­ров начал про­из­вод­ство, даже не имея ком­пью­тера…), явно недо­ста­точ­ный ком­мер­че­ский раз­мах в стране (речь не идет о ближ­нем и даль­нем зару­бе­жье!), порой сум­бур­ный харак­тер (на неко­то­рых дис­ках соче­та­лись слиш­ком раз­ные ком­по­зи­ции, тогда как можно было рас­пре­де­лить их по дис­кам, согласно един­ству вре­мени или места).

Эта малень­кая кол­лек­ция, собран­ная вио­лон­че­ли­стом, пред­став­ляет раз­лич­ные этапы его музы­каль­ной дея­тель­но­сти, его коле­ба­ния между импрес­си­о­нист­ским бру­и­тиз­мом и экс­прес­си­о­нист­скими пери­о­дами, раз­ли­ча­ю­щи­мися осо­бен­но­стями игры, и вклю­чает в себя несколько насто­я­щих жем­чу­жин. Напри­мер, пер­вым из этого ряда пред­став­лена ком­по­зи­ция, испол­нен­ная дуэ­том Мака­ров / Юде­нич в 1996 году, под назва­нием «Про­стран­ство — Мифо­ло­гия — Тишина». Выбор назва­ния для отрывка исклю­чи­тельно уда­чен, поскольку его про­слу­ши­ва­ние про­буж­да­ется силь­ные про­стран­ствен­ные ассо­ци­а­ции, при­чем в непо­сред­ственно гео­мет­ри­че­ском смысле.

Диск также дает воз­мож­ность услы­шать луч­шее из того, что играл Юде­нич (даже несмотря на сред­нее каче­ство зву­ча­ния удар­ных инстру­мен­тов), а именно его абстракт­ные импро­ви­за­ции. Дуэт порож­дает совер­шен­ный сим­биоз музыки двух раз­ных людей, создает потря­са­ю­щие арте­факты и, помимо зву­ков, дарит эмо­ции. Каж­дый из музы­кан­тов остав­ляет доста­точно места и сво­его парт­неру и ее вели­че­ству тишине, каж­дый спо­со­бен отдаться во власть без­удерж­ной импро­ви­за­ции.

Тре­тья ком­по­зи­ция на диске — это под­лин­ный шедевр, рас­кры­ва­ю­щий нам мучи­тель­ные сомне­ния вио­лон­че­ли­ста. Пер­вая часть этой кол­лек­ции ни в чем не усту­пает куль­то­вым дис­кам ком­па­ний ICP и Incus… Тре­тья часть, нося­щая поэ­ти­че­ское назва­ние «Новые каприч­чио для вио­лон­чели и голоса», была запи­сана в Смо­лен­ске в 1999 году. Эту пла­стинку откры­вает дуэт Мака­рова и Миха­ила Давы­дова (вокал, гар­мо­ника), пред­ста­вив­ший шесть без­удерж­ных, экзо­тич­ных, но орга­нич­ных каприч­чио; далее сле­дуют три новые ком­по­зи­ции, испол­нен­ные дуэ­том с опер­ной певи­цей Люд­ми­лой Михай­ло­вой, кото­рая уди­ви­тель­ным обра­зом соеди­няет свое кон­тральто, воз­можно, пред­на­зна­чен­ное для какой-то неза­кон­чен­ной рус­ской оперы, с широ­кими вари­а­ци­ями зву­ков, вызы­ва­е­мых сме­лыми жестами вио­лон­че­ли­ста. Кроме этих дуэ­тов, на диске пред­став­лено соло, а в завер­ше­нии всего можно услы­шать отры­вок из «Евро­ази­ат­ского про­екта» (смотри диск «Music-Not-In-Itself»), явля­ю­щийся, навер­ное, глав­ным шедев­ром серии.

Диск «Мака­ров и дру­зья» пред­став­ляет собой сбор­ник ком­по­зи­ций, испол­нен­ных дуэ­том (за исклю­че­нием одного отрывка для квар­тета) с ино­стран­ными музы­кан­тами: Шелли Херш, Филом Мин­то­ном, Гре­гом Гуд­ма­ном, ЛаДон­ной Смит, Генри Кай­зе­ром и Эргар­дом Хер­том, кото­рые были запи­саны в период с 1989 по 2000 годы. Помимо соль­ных испол­не­ний, Мака­ров все­гда любил рабо­тать в дуэте или трио. Дан­ный диск наглядно демон­стри­рует обос­но­ван­ность такого выбора, поскольку дуэт предо­став­ляет доста­точно сво­боды для того, чтобы каж­дый из его участ­ни­ков мог пол­но­стью выра­зиться. Так, если испол­не­ния сов­местно с Хер­шем или Мин­то­ном абсо­лютно оше­лом­ляют, то пере­пле­те­ние зву­ков, изда­ва­е­мых стру­нами вио­лон­че­лей Мака­рова и ЛаДонны Смит, ока­зы­ва­ется довольно пикант­ным…

Диск «Музыка вне вре­мени» — это резуль­тат работы трио, обра­зо­ван­ного Мака­ро­вым вме­сте с тром­бо­ни­стом Вяче­сла­вом Гай­во­рон­ским и игра­ю­щим на бари­тоне и клар­нете Ником Руба­но­вым, чле­ном зна­ме­ни­той рок-группы АУК­ЦЫОН. Этот диск был запи­сан 11 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге. Именно он пред­став­ляет собой вто­рое по зна­че­нию изда­ние, выпу­щен­ное под мар­кой Мак-Арт; здесь можно услы­шать вели­че­ствен­ное соло вио­лон­че­ли­ста, под­черк­ну­тое рез­кими взле­тами духо­вых инстру­мен­тов. В более спо­кой­ных отрыв­ках вздохи клар­нета соче­та­ются с неяс­ными зву­ками вио­лон­чели, чтобы потом зай­тись в высо­кой трели, над кото­рой с гор­до­стью воз­вы­ша­ется тром­бон: это сво­его рода при­лив звука, апо­феоз, из кото­рого рож­да­ются абстракт­ные кар­тины, раз­рас­та­ю­щи­еся до неве­ро­ят­ных раз­ме­ров, а затем исче­за­ю­щие…

Именно так, в тече­ние несколь­ких минут, словно бы нака­ты­вает при­бой, оглу­ша­ю­щий эхом камер­ного зала и пери­о­ди­че­ски зву­ча­щим бари­то­ном, а в конце все трио пора­жает слу­ша­теля глу­би­ной извле­ка­е­мого из инстру­мен­тов звука.

Music-Not-In-Itself: это цен­траль­ный кон­цепт твор­че­ства Мака­рова, в кото­ром объ­еди­ня­ется музы­каль­ное и визу­аль­ное начало. На этом диске пред­став­лены два про­екта, создан­ные в рам­ках раз­ра­ботки кон­цепта и запи­сан­ные 27 апреля и 20 авгу­ста 2001 года в сту­дии «Центр» в Москве. Также, как и на дру­гих аль­бо­мах, здесь пред­став­лены раз­лич­ные вари­анты игры, от соло до квар­те­тов.

Так, напри­мер, можно услы­шать дуэт с виолончелистом-виртуозом Алек­сеем Айги, дуэт с сак­со­фо­ни­стом Эдвар­дом Сив­ко­вым, бле­стяще и жестко игра­ю­щим пар­тии аль­тов, трио, состо­я­щее из Айги / Мака­рова / Аль Сеха­но­вича, послед­ний из кото­рых вли­вает свой голос во все виражи серьез­ной музыки вне вре­мени, нако­нец, ком­по­зи­ция, запи­сан­ная с трио «Polonais Boys Band» для фести­валя сво­бод­ного джаза.

Бону­сом на этом диске идет бес­по­доб­ная ком­по­зи­ция «Евразий­ский про­ект», запи­сан­ная в Смо­лен­ске 27 ноября 1996 года, сов­местно с пев­цом Отку­ном Достаем из Рес­пуб­лики Тува и Вади­мом Пет­ренко (элек­три­че­ская гитара и пульт зву­ко­ре­жис­сера): это под­поль­ная гени­аль­ная и демо­ни­че­ская музыка, полу­при­ми­тив­ная и полу­фу­ту­ри­сти­че­ская, кото­рая могла бы стать вели­ко­леп­ным оформ­ле­нием для «Стал­кера» Тар­ков­ского… Эта пьеса и ком­по­зи­ция, откры­ва­ю­щая аль­бом, пре­вра­щают его в одну из жем­чу­жин марки Мак-Арт и, сверх того, в вер­шину всей пира­миды новой рус­ской музыки.

В 2003 году, после успеш­ных кон­цер­тов в Бер­лине, Мака­ров создает новый лейбл — «Xtra-Records», пред­на­зна­чен­ный для записи всех своих про­шлых и буду­щих музы­каль­ных дости­же­ний в этом городе.

Пер­вый диск «Горя­чее лето в Бер­лине» пред­став­ляет запись кон­церта от 28 авгу­ста, где Мака­ров играл вме­сте с сыном Евге­нием и тром­бо­ни­стом Полом Швиг­нен­шлег­лем: это — то хао­тич­ное музы­каль­ное дви­же­ние, то мед­лен­ное сколь­же­ние от света к тьме.

На вто­ром диске, кото­рый гото­вится к выпуску, можно будет про­слу­шать кон­церт, запи­сан­ный в начале сен­тября в Мадд Клубе: это выступ­ле­ние «Нового рус­ского про­екта», полу­чив­шего назва­ние «Ром, мифо­ло­гия, стиль», в кото­ром участ­во­вал Вале­рий Хенес.

Так, поне­многу, сна­чала Рос­сия, а потом и Гер­ма­ния откры­лись навстречу твор­че­ству Вла­ди­слава Мака­рова. Хочется тихонько про­шеп­тать: «Давай же, еще чуть дальше на Запад!»

(пере­вод с фран­цуз­ского с любез­ного раз­ре­ше­ния автора)
Ста­тья на specialradio.ru