UNSUNG MUSIC (круг­лый стол BBC)

Би-би-си, про­грамма «Музы­каль­ная сту­дия — круг­лый стол»
Лон­дон. Фести­валь UNSUNG MUSIC «Невос­пе­тая музыка»
1996 18–20 июня

Ефим Бар­бан – Дже­ральд Вуд
(Би-би-си, про­грамма «Музы­каль­ная сту­дия — круг­лый стол »): Доб­рый вечер, у мик­ро­фона Дже­ральд Вуд.

С 18 по 20 июня в Лон­доне про­шла серия из трех кон­цер­тов, сво­его рода меж­ду­на­род­ный фести­валь музыки аван­гард­ного джаза и сво­бод­ной импро­ви­за­ции орга­ни­зо­ван­ный бри­тан­ской фир­мой грам­за­пи­сей Лео-рекордз, точ­нее ее вла­дель­цем Лео Фей­ги­ным. Назва­ние фести­валя «Unsung Music» я несколько вольно пере­вел как «Неспе­тая песня», видимо намек на невос­тре­бо­ван­ность этой музыки широ­кой пуб­ли­кой.
На кон­цер­тах высту­пили бри­тан­ские и рос­сий­ские и аме­ри­кан­ские музы­канты, рабо­та­ю­щие в сфере новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки.
Рос­сия на фести­вале была пред­став­лена «Оркест­ром мос­ков­ских ком­по­зи­то­ров» под руко­вод­ством Вла­ди­мира Мил­лера, квин­те­том сак­со­фо­ни­ста Вла­ди­мира Резиц­кого из Архан­гель­ска, вио­лон­че­ли­стом Вла­ди­сла­вом Мака­ро­вым из Смо­лен­ска и сак­со­фо­ни­стом из Вологды Эду­ар­дом Сив­ко­вым кото­рые высту­пили в ансам­бле с такими англий­скими музы­кан­тами как John Edwards, Tim Hodgkinson и дру­гими.
Аме­ри­кан­ский сак­со­фо­нист и ком­по­зи­тор один из лиде­ров аван­гард­ного джаза Энтони Брэкс­тон высту­пил в дуэте с певи­цей Лори Нью­тон. США были также пред­став­лены квар­те­том клар­не­ти­ста Джо Манери и трио гита­ри­ста Джо Мор­риса. С обшир­ной пост­мо­дер­нист­кой ком­по­зи­цией высту­пил вен­гер­ский ком­по­зи­тор Тибор Семзо. Пока­зали свои про­граммы бри­тан­ский ансамбль из Глазго “Green Room” и сеп­тет баси­ста Сай­мона Фелла.
ВВС доста­точно широко осве­щала эти кон­церты в несколь­ких своих пере­да­чах, мне же захо­те­лось разо­браться в судьбе этой невос­пе­той музыки, выяс­нить ее место в совре­мен­ном куль­тур­ном кон­тек­сте, про­яс­нить для себя эсте­ти­че­ские и содер­жа­тель­ные ее цен­но­сти. Тем более, что эта так назы­ва­е­мая новая музыка утвер­ждает себя вот уже 30 лет.
Вос­поль­зо­вав­шись тем, что вме­сте с рос­сий­скими музы­кан­тами в Лон­доне ока­за­лись веду­щие рос­сий­ские кри­тики, рабо­та­ю­щие и в сфере нового джаза и новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки Дмит­рий Ухов и Нико­лай Дмит­риев из Москвы, Алек­сандр Кан из Петер­бурга я решил про­ве­сти в своей музы­каль­ной сту­дии круг­лый стол с их уча­стием для обсуж­де­ния всех этих про­блем. В сту­дию был также при­гла­шен вио­лон­че­лист Вла­ди­слав Мака­ров вот уже 15лет зани­ма­ю­щийся искус­ством сво­бод­ной импро­ви­за­ции.
И так, музы­каль­ная сту­дия ВВС. За круг­лым сто­лом Вла­ди­слав Мака­ров, Нико­лай Дмит­риев, Дмит­рий Ухов и Алек­сандр Кан. Тема дис­кус­сии — Искус­ство сво­бод­ной импро­ви­за­ции в меня­ю­щимся мире. Ведет дис­кус­сию Дже­ральд Вуд. (Ефим Бар­бан)

Дже­ральд Вуд — Меня все­гда зани­мал вопрос, какова роль этой музыки в куль­тур­ной жизни любой страны, какова ее функ­ция, зачем она суще­ствует, несмотря на ее невы­со­кую попу­ляр­ность, что она несет нового по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ными видами искус­ства и важна ли ее роль в фор­ми­ро­ва­нии эсте­ти­че­ского созна­ния, интел­лек­ту­аль­ного, духов­ного созна­ния нации. Если бы этой музыки не было, воз­ник какой-нибудь вакуум, заме­тили ее отсут­ствие. Для чего эта музыка и что она дает, в конце кон­цов, по срав­не­нию с дру­гими видами музы­каль­ного искус­ства чело­веку. Важно ли это, то над чем вы все бье­тесь.
Вла­ди­слав Мака­ров зани­ма­ется этим уже много лет и не полу­чает в зна­чи­тель­ной мере ни эко­но­ми­че­ских, ни соци­аль­ных диви­ден­дов. Как вы дума­ете, что вами дви­жет и несет ли ваша музыка что-то, что при ее отсут­ствии ощу­ща­лось как утрата чело­ве­че­ством.
В.Макаров — Мне кажется, что эта музыка несет высо­кий духов­ный потен­циал, момент же ее адап­та­ции в обще­стве, уже вто­рич­ное, как она вос­при­ни­ма­ется, как она живет потом, т.е. это сфера запре­дель­ная для меня. Ну а для меня лично это экзи­стен­ци­аль­ный про­цесс…

Д.Вуд - То есть вы зани­ма­е­тесь неко­то­рым транс­цен­ди­ро­ва­нием.


В.Макаров - Пожа­луй, так можно ска­зать.

Д.Вуд - Вы зна­ете, я выскажу сей­час довольно кощун­ствен­ную мысль, мои наблю­де­ния пока­зы­вают, что такого рода музыка, обла­дая уже раз­ра­бо­тан­ным язы­ком почти не раз­ви­ва­ю­щимся обла­дает опре­де­лен­ными худо­же­ствен­ными и эсте­ти­че­скими огра­ни­че­ни­ями, вы упо­тре­били слово –духов­ное содер­жа­ние, духов­ный потен­циал, мне кажется, что вот эти язы­ко­вые огра­ни­че­ния выра­зи­тель­ных средств, кото­рыми поль­зу­ются в импро­ви­за­ци­он­ной музыке, они и не дают воз­мож­но­сти созда­вать те высо­кие духов­ные арте­факты, кото­рые создает музыка тра­ди­ци­он­ная, музыка сим­фо­ни­че­ская обла­да­ю­щая более раз­ви­тым язы­ком или, во вся­ком слу­чае, потен­ци­а­лом спо­соб­ным к созда­нию чего то более высо­кого и зна­чи­тель­ного. У каж­дого вида искус­ства есть опре­де­лен­ный язык, кото­рый огра­ни­чен в какой-то сте­пени, может быть, эта музыка пред­на­зна­чена для чего-то дру­гого, более узкого, более экс­пе­ри­мен­таль­ного, более тех­ни­че­ского. Может быть, Дмит­рий Ухов про­яс­нит эту ситу­а­цию.

Дмит­рий Ухов — Я пол­но­стью с вами согла­сен в том смысле, что огра­ни­че­ния по всем пара­мет­рам у этой музыки зна­чи­тельно боль­шие, чем мы с вами счи­тали лет 15 назад и много арти­ку­ли­ро­вали по этому поводу. Но, я все-таки счи­таю, что вынь новую импро­ви­за­ци­он­ную музыку из жизни, и опо­сре­до­ванно это будет очень заметно. Вопрос чисто эсте­ти­че­ский, во-первых, как я выяс­нил вот уже в тече­ние 4 лет фести­валя «Аль­тер­на­тива», новая импро­ви­за­ци­он­ная музыка ока­зы­ва­ется, чуть ли на един­ствен­ным полем вза­и­мо­дей­ствия, опять абсо­лютно раз­об­щен­ных миров: рок-музыки, джаза и ака­де­ми­че­ской. Поиг­рать вме­сте они могут только в ситу­а­ции новой импро­ви­за­ци­он­ной музыки, эти люди и узнать, как люди друг друга как сле­дует, потому что джа­зо­вый музы­кант, чтобы быть при­ня­тым в кон­сер­ва­тор­ский ист­эб­лиш­мент ты дол­жен напи­сать сим­фо­нию. Это пер­вый момент. И вто­рой момент, кото­рый гене­ти­че­ски новая импро­ви­за­ци­он­ная музыка уна­сле­до­вала от сво­его суб­страта джа­зо­вой импро­ви­за­ции, как мы когда-то назы­вали это сво­бод­ным джа­зом, это here & now «здесь и сей­час». Все-таки ситу­а­ция когда суще­ствует много ком­пью­тер­ных про­грамм и дети уже знают как дела­ется такая музыка, сим­фо­ни­че­ская музыка по при­роде ноти­ро­вана, попытки але­а­то­ри­че­ской музыки тоже давно уже позади, новая импро­ви­за­ци­он­ная музыка дает ощу­ще­ние пуб­лике, что они при­сут­ствуют на том, что нико­гда больше не повто­рится. И это пре­вра­ща­ется если не в празд­ник, то в то, что потом забы­ва­ется с тру­дом.
(зву­чит музыка Макарова-Юденича из импро­ви­за­ци­он­ного цикла «Пространство-мифология-тишина»)

Нико­лай Дмит­риев — Я не стал бы столь кате­го­рично как вы при­ни­жать эту музыку…

Д.Вуд — Я не при­ни­жаю, я пыта­юсь найти ее нишу….

Н.Дмитриев — Язы­ко­вые огра­ни­че­ния несо­мненны, потому что, здесь много не фик­си­ро­ван­ного, т.е. это живое выска­зы­ва­ние, кото­рое сродни фольк­лору и имеет массу огра­ни­че­ний.

Д.Вуд — Это не важно…может быть у нее есть более важ­ная функ­ция.

Н.Дмитриев — Да она есть, то, что она живая в отли­чие от очень мно­гих интел­лек­ту­ально выстро­ен­ных образ­цов музыки ака­де­ми­че­ской, эта музыка суще­ствует, живет для музы­кан­тов в первую оче­редь, для ауди­то­рии может быть во вто­рую, что не менее важно. Наи­бо­лее важно, на мой взгляд, может это оче­ред­ная волна, оче­ред­ная попытка, то, что назы­ва­лось в 50‑е годы. Про­ис­хо­дит сбли­же­ние новой ака­де­ми­че­ской музыки, ком­по­ни­ро­ван­ной, напи­сан­ной и этой живой импро­ви­за­ци­он­ной. В резуль­тате полу­ча­ется что-то новое, и на этом пути есть буду­щее, музыки той, кото­рая удо­вле­тво­рит нашим всем тре­бо­ва­ниям, идео­ло­ги­че­ским и язы­ко­вым с раз­ви­тыми струк­ту­рами и сохра­нит ту жизнь. Ту жиз­нен­ную силу иду­щую от кор­ней, от фольк­лора, через джаз, через чтобы то ни было. Это жизнь то, что у нас под ногами, это почва, оттолк­нув­шись от кото­рой мы попа­даем в никуда.

А.Кан – Вот это послед­нее заме­ча­ние наи­бо­лее вер­ное и пло­до­твор­ное. Резуль­тат, кото­рый может дать вот это быто­ва­ние НИМ Она воз­никла как кон­цепт, как абстракт­ный экс­прес­си­о­низм, как чер­ный квад­рат Мале­вича, т.е. это было некое идео­ло­ги­че­ское, эсте­ти­че­ская даже эти­че­ская догма, кото­рая была воз­ве­дена ее апо­ло­ге­тами в абсо­лют. А дальше идти было некуда, дальше насту­пил есте­ствен­ный тупик. И этот тупик мы все наблю­даем на про­тя­же­нии послед­него деся­ти­ле­тия. Выход из этого тупика мог быть только один – в обо­га­ще­нии смеж­ных форм музы­каль­ного твор­че­ства, эсте­ти­че­скими, зву­ко­выми, что чрез­вы­чайно важно, зву­ко­выми наход­ками, най­ден­ными в этой музыке. И это активно про­ис­хо­дит на про­тя­же­нии послед­него деся­ти­ле­тия в запад­ной музыке. Есть огром­ное коли­че­ство музы­кан­тов кото­рые, не важно откуда вышли, будь то Генри Тред­гил, вышед­ший изна­чально из джаза, кото­рый пре­вра­тился в круп­ного серьез­ного ком­по­зи­тора, кото­рый исполь­зует эле­менты нового джаза, будь то Джон Зорн кото­рый вышел из ради­каль­ного белого экс­тре­мист­ского аван­гарда, кото­рый теперь соче­тает какие-то эле­менты еврей­ской музыки, рока, еще чего-то. Про­ис­хо­дит инте­рес­ное сли­я­ние, соче­та­ние, про­ис­хо­дит обо­га­ще­ние. У нас я это ощу­щаю, к сожа­ле­нию гораздо мень­шей сте­пени, у нас сохра­ня­ется пока сек­тант­ство, сохра­ня­ется мир изо­ли­ро­ван­ный от боль­шой куль­туры. Вот фести­валь «Аль­тер­на­тива» осве­ща­ется газе­той Ком­мер­сант, ну одним сюже­том на ТВ, ну и что !? Все равно на обще­куль­тур­ный кон­текст, на обще­куль­тур­ную эсте­ти­че­скую ситу­а­цию в стране наша музыка, к сожа­ле­нию не вли­яет.
Даже круп­ные, а у нас есть круп­ные музы­канты, напри­мер, наи­бо­лее инте­рес­ный Гай­во­рон­ский, ну и что Гай­во­рон­ский? Какое вли­я­ние ока­зало твор­че­ство Гай­во­рон­ского на кого либо, кто его знает, где это, что это ?..
( зву­чит музыка Гай­во­рон­ского — Вол­кова )

Д.Вуд – Я поз­волю себе малень­кое резюме, все что ска­зали навело меня на две мысли, во-первых, очень важ­ный момент по поводу этой музыки, ее спон­тан­ное начало, т.е. импро­ви­зи­ру­ю­щий чело­век на сцене, музи­ци­ру­ю­щий. Может эта музыка в какой-то сте­пени вос­ста­нав­ли­вает древ­нюю тра­ди­цию отсут­ствие посред­ника между ком­по­зи­то­ром и пуб­ли­кой, может она создает уни­вер­саль­ную музы­каль­ную лич­ность, кото­рая одно­вре­менно явля­ется и ком­по­зи­то­ром и испол­ни­те­лем и в какой-то сте­пени слу­ша­те­лем. И созда­ние такого рода музыки, сама идея спон­тан­но­сти вос­стает про­тив заор­га­ни­зо­ван­но­сти и офи­ци­аль­ной мерт­вя­чины окру­жа­ю­щего мира, может быть в этом и есть смысл этой музыки. В конце кон­цов, такого рода дей­ствия были загнаны во внутрь иудео-христианской циви­ли­за­цией, раци­о­наль­ной в своей основе. Может это про­тест про­тив все­об­щей раци­о­наль­но­сти, воз­ник­шей в мире.
И вто­рой момент, о кото­ром кос­венно ска­зал А.Кан, это созда­ние новой уни­вер­саль­ной куль­туры, миро­вой Может это и идея гло­баль­ной инте­гра­ции, кото­рая наблю­да­ется наряду с реги­о­на­ли­за­цией одно­вре­менно. Но, тем не менее, общая тен­ден­ция мира, это тен­ден­ция к гло­ба­ли­за­ции. И вот может быть новая музыка, она в какой о сте­пени созна­тельно или бес­со­зна­тельно впи­тала в себя эту тен­ден­цию и явля­ется един­ствен­ным искус­ством, кото­рое суще­ствует парал­лельно с под­линно реаль­ной тен­ден­цией, то есть воз­ни­кает лабо­ра­то­рия для созда­ния новой уни­вер­саль­ной куль­туры. Неда­ром ска­зался у музы­кан­тов новой музыки такой инте­рес к неев­ро­пей­ским музы­каль­ным куль­ту­рам. Изыми такого рода музыку из евро­пей­ской музыки и эта тен­ден­ция исчез­нет, поскольку в застыв­ших фор­мах ака­де­ми­че­ского искус­ства такая тен­ден­ция воз­ник­нуть не может, поскольку она опе­ри­рует исто­ри­че­ски застыв­шими сти­лями. Здесь же откры­тость такого рода музыки поз­во­ляет ей не только бла­го­даря сво­ему экс­пе­ри­мен­та­тор­скому харак­теру , и тому что она объ­еди­нена и гео­гра­фи­че­ски. Эти музы­канты встре­ча­ются на мно­гих фести­ва­лях как это про­ис­хо­дит сей­час в Лон­доне, как это воз­ни­кает в Виль­нюсе, где фести­валь носит уже меж­ду­на­род­ный харак­тер. Может смысл этой музыки и заклю­ча­ется в этих двух аспек­тах. В созда­нии новой уни­вер­саль­ной миро­вой куль­туры. А к этому видимо и идет. И к тому, чтобы пре­вра­тить музыку в явле­ние экзи­стен­ци­аль­ное, а не в некий арте­факт, слу­жа­щих чисто эсте­ти­че­скому меди­ти­ро­ва­нию.
Согласны ли вы со мной?

Н.Дмитриев, В Мака­ров — Да. Да согласны.

А.Кан — Я не пол­но­стью согла­сен, счи­таю что, вы вот гово­рили, что пуб­лика ста­но­вится сви­де­те­лем про­цесса непо­сред­ствен­ного созда­ния музыки, про­цесса «здесь и сей­час». Мне кажется вот пора нашего упо­е­ния вот этим давным- давно про­шла. Сей­час когда совре­мен­ная миро­вая куль­тура уже пол­но­стью впи­тала в себя этни­че­ские фольк­лор­ные эле­менты, когда здесь напри­мер на сцене Ройял Фести­вал Холл одно­вре­менно высту­паю с нашими музы­кан­тами шаманы. Все это пол­но­стью вос­при­нято и адап­ти­ро­вано миро­вой пуб­ли­кой. Сей­час уже невоз­можно уди­вить, пора­зить слу­ша­теля непо­сред­ствен­ным актом спон­тан­ного музи­ци­ро­ва­ния, сей­час важен резуль­тат, про­дукт. А вот каков этот про­дукт. А это уже содер­жа­ние, смысл.

Д.Вуд — Да это очень важ­ная про­блема. Но, на мой взгляд, это про­блема ско­рее пост­мо­дер­низма, чем нового искус­ства, что где созда­ние арте­факта под­ме­нено раз­ного рода акци­ями, где созда­ние арте­факта под­ме­нено раз­ного рода опи­са­ни­ями и доку­мен­та­ци­ями. Я думаю, это про­блема не новой музыки, а пост­мо­дер­нист­ских видов искусств, кото­рые пыта­ются заме­нить это акци­ями или хепе­нин­гом, где деструк­ция гла­вен­ствует над твор­че­ской идеей. Но нам сле­дует это отде­лить, хотя в реаль­ной жизни все это сме­ша­лось, модер­нист­ское и пост­мо­дер­нист­ское. И кажется, что реально стрем­ле­ние к созда­нию про­из­ве­де­ния искус­ство суще­ствует, несмотря на импро­ви­за­ци­он­ность. Неда­ром реак­цией на але­а­то­ри­че­скую, сво­бод­ную музыку воз­никло стрем­ле­ние на струк­тур­ную ком­по­зи­цию. Вот в твор­че­стве Брэкс­тона, как реак­ция на музыку позд­него Кол­трейна.
( зву­чит Марш живот­ных «Оркестра мос­ков­ских ком­по­зи­то­ров» )

фото­хро­ника