С. Горцев, («Тектоника», №‑18, октябрь 1995)
Музыканты знают – у нас в городе не так много хороших барабанщиков. Михаил Юденич – один из них. Наша встреча произошла сразу после возвращения Михаила из поездки в Хельсинки, где он выступал в составе оркестра Сергея Курёхина.
– Миша, для начала расскажи коротко о себе. Музыканты‑то тебя все знают, а вот читатели «Тектоники», может быть, и не все…
– Мне повезло, что в начале 80‑х годов я познакомился с Владом Макаровым («Тектоника» писала о нем в своем четвергом выпуске в прошлом году – ред. ). Он и открыл мне глаза на мир музыки. Я считаю его своим учителем. Через него я познакомился в Риге с Николаем Судником – человеком, который занимается некоммерческой музыкой и который предложил мне участвовать в группе «Зга». В 1984 году мы записали наш первый альбом, который послали в Англию. Там им заинтересовался известный барабанщик и продюсер Крис Катлер. Ему музыка понравилась, но он предложил еще над ней поработать. Не прошло и 3‑4 года (улыбается), как вышла, наконец, наша первая пластинка в Англии.
– А чем ты занимался до 1982 года?
– Я был простым студентом мединститута. Вуз я окончил в 1984 году, поэтому какое‑то время совмещал учебу и музыку. Потом 7 лет отработал врачом…
– Вообще‑то врач и музыка – явление довольно редкое…
– Почему? Скажем, Розенбаум – врач скорой помощи.
– Я имею в виду музыку современную, нетрадиционную. Выходит, ты свою реальную музыкальную деятельность начал не в Смоленске, а в Риге?
– Начал я в Смоленске с Владом, а в Риге просто значительно усилил. Со «Згой» я ездил на фестивали в Канаду, Америку, Европу. Мы были вторые после С. Курёхина российские участники на Всемирном фестивале авангардной музыки в Монреале. В том составе участвовал еще один смолянин – Вадим Петренко. Скоро должен быть издан еще один компакт‑диск в Америке. По крайней мере, ведутся переговоры.
– А как складывались смоленские дела?
– В Смоленске мы создали несколько лет назад трио «Дисциплина»: я, Петренко и Мосейкин. Мы выступили пару раз в Смоленске, затем в Риге. Были определенные планы, но какие‑то жизненные проблемы не позволили сохранить группу. И сейчас я сотрудничаю с группой «Сабвей».
– Ты доволен?
– Я думаю, они сильно изменились с тех пор, как играли рок‑н‑ролл. Сейчас это другая музыка, и мне нравится. Музыканты очень хорошие и главное – могу работать сколько нужно.
– Как ты оцениваешь сегодняшнюю ситуацию с музыкой в городе?
– Меня радует, что жизнь очень оживилась. Проходят большие концерты, много приглашенных. Взять хотя бы Юру Мешковского… Это все очень здорово.
– А какая ситуация сейчас с аппаратурой, с базой. Цены‑то ого‑го… Не является ли это все тормозом?
– Конечно, раньше было проще. Например, был в Доме молодежи рок‑клуб. Я считаю, это был очень хороший период к жизни смоленского рока. Если бы клуба не было, неизвестно, как вообще бы все сложилось. По крайней мере, наверное, не было бы таких составов, как «Дисциплина», «Магма», «Нянечка»… Это был сильный толчок в творчестве.
– А почему все‑таки закрылся рок‑клуб, как ты думаешь?
– Я думаю, что у музыкантов не было должной ответственности, не ценили то, что для них делалось. Как следствие, все развалилось. Очень жаль.
– Ты только что вернулся из Финляндии. Расскажи подробнее о вашем выступлении.
– Нас пригласил Сергей Курехии. Часть «Зги» – как часть оркестра Курёхина. Мы выступали в зале на 800 человек. Само представление Сергея длилось где‑то часа два. Это было настоящее шоу с каскадерами, танцовщицами, балетом. Все выступление было построено на каких‑то парадоксах. Например, Курёхин исполнил песню «Постой, паровоз, не стучите колеса» под аккомпанемент «Зги» (улыбается). Диск‑жокеи делали всякие миксты между собой и вместе с Курёхиным. Какие‑то старушки выходили, а под конец была даже специально спровоцированная драка. Все построено на абсурде, сарказме и иронии…
– Михаил, ну вот ты уже достиг определенных высот, а что можно пожелать начинающим?
– Главное – относиться к музыке серьезно. Если хочешь чего‑то добиться. Заниматься и заниматься.
С. Горцев, («Тектоника», №‑18, октябрь 1995)