Спа­сибо Владу… (Инте­рью с Юде­ни­чем)

С. Гор­цев, («Тек­то­ника», №‑18, октябрь 1995) 

Музы­канты знают – у нас в городе не так много хоро­ших бара­бан­щи­ков. Михаил Юде­нич – один из них. Наша встреча про­изо­шла сразу после воз­вра­ще­ния Миха­ила из поездки в Хель­синки, где он высту­пал в составе оркестра Сер­гея Курё­хина. 

– Миша, для начала рас­скажи коротко о себе. Музыканты‑то тебя все знают, а вот чита­тели «Тек­то­ники», может быть, и не все… 

– Мне повезло, что в начале 80‑х годов я позна­ко­мился с Вла­дом Мака­ро­вым («Тек­то­ника» писала о нем в своем чет­вер­гом выпуске в про­шлом году – ред. ). Он и открыл мне глаза на мир музыки. Я счи­таю его своим учи­те­лем. Через него я позна­ко­мился в Риге с Нико­лаем Суд­ни­ком – чело­ве­ком, кото­рый зани­ма­ется неком­мер­че­ской музы­кой и кото­рый пред­ло­жил мне участ­во­вать в группе «Зга». В 1984 году мы запи­сали наш пер­вый аль­бом, кото­рый послали в Англию. Там им заин­те­ре­со­вался извест­ный бара­бан­щик и про­дю­сер Крис Кат­лер. Ему музыка понра­ви­лась, но он пред­ло­жил еще над ней пора­бо­тать. Не про­шло и 3‑4 года (улы­ба­ется), как вышла, нако­нец, наша пер­вая пла­стинка в Англии.

– А чем ты зани­мался до 1982 года? 

– Я был про­стым сту­ден­том мед­ин­сти­тута. Вуз я окон­чил в 1984 году, поэтому какое‑то время сов­ме­щал учебу и музыку. Потом 7 лет отра­бо­тал вра­чом…

– Вообще‑то врач и музыка – явле­ние довольно ред­кое… 

– Почему? Ска­жем, Розен­баум – врач ско­рой помощи.

– Я имею в виду музыку совре­мен­ную, нетра­ди­ци­он­ную. Выхо­дит, ты свою реаль­ную музы­каль­ную дея­тель­ность начал не в Смо­лен­ске, а в Риге? 

– Начал я в Смо­лен­ске с Вла­дом, а в Риге про­сто зна­чи­тельно уси­лил. Со «Згой» я ездил на фести­вали в Канаду, Аме­рику, Европу. Мы были вто­рые после С. Курё­хина рос­сий­ские участ­ники на Все­мир­ном фести­вале аван­гард­ной музыки в Мон­ре­але. В том составе участ­во­вал еще один смо­ля­нин – Вадим Пет­ренко. Скоро дол­жен быть издан еще один компакт‑диск в Аме­рике. По край­ней мере, ведутся пере­го­воры.

– А как скла­ды­ва­лись смо­лен­ские дела? 

– В Смо­лен­ске мы создали несколько лет назад трио «Дис­ци­плина»: я, Пет­ренко и Мосей­кин. Мы высту­пили пару раз в Смо­лен­ске, затем в Риге. Были опре­де­лен­ные планы, но какие‑то жиз­нен­ные про­блемы не поз­во­лили сохра­нить группу. И сей­час я сотруд­ни­чаю с груп­пой «Саб­вей».

– Ты дово­лен? 

– Я думаю, они сильно изме­ни­лись с тех пор, как играли рок‑н‑ролл. Сей­час это дру­гая музыка, и мне нра­вится. Музы­канты очень хоро­шие и глав­ное – могу рабо­тать сколько нужно.

– Как ты оце­ни­ва­ешь сего­дняш­нюю ситу­а­цию с музы­кой в городе? 

– Меня радует, что жизнь очень ожи­ви­лась. Про­хо­дят боль­шие кон­церты, много при­гла­шен­ных. Взять хотя бы Юру Меш­ков­ского… Это все очень здо­рово.

– А какая ситу­а­ция сей­час с аппа­ра­ту­рой, с базой. Цены‑то ого‑го… Не явля­ется ли это все тор­мо­зом? 

– Конечно, раньше было проще. Напри­мер, был в Доме моло­дежи рок‑клуб. Я счи­таю, это был очень хоро­ший период к жизни смо­лен­ского рока. Если бы клуба не было, неиз­вестно, как вообще бы все сло­жи­лось. По край­ней мере, навер­ное, не было бы таких соста­вов, как «Дис­ци­плина», «Магма», «Нянечка»… Это был силь­ный тол­чок в твор­че­стве.

– А почему все‑таки закрылся рок‑клуб, как ты дума­ешь? 

– Я думаю, что у музы­кан­тов не было долж­ной ответ­ствен­но­сти, не ценили то, что для них дела­лось. Как след­ствие, все раз­ва­ли­лось. Очень жаль.

– Ты только что вер­нулся из Фин­лян­дии. Рас­скажи подроб­нее о вашем выступ­ле­нии. 

– Нас при­гла­сил Сер­гей Куре­хии. Часть «Зги» – как часть оркестра Курё­хина. Мы высту­пали в зале на 800 чело­век. Само пред­став­ле­ние Сер­гея дли­лось где‑то часа два. Это было насто­я­щее шоу с кас­ка­де­рами, тан­цов­щи­цами, бале­том. Все выступ­ле­ние было постро­ено на каких‑то пара­док­сах. Напри­мер, Курё­хин испол­нил песню «Постой, паро­воз, не сту­чите колеса» под акком­па­не­мент «Зги» (улы­ба­ется). Диск‑жокеи делали вся­кие миксты между собой и вме­сте с Курё­хи­ным. Какие‑то ста­рушки выхо­дили, а под конец была даже спе­ци­ально спро­во­ци­ро­ван­ная драка. Все постро­ено на абсурде, сар­казме и иро­нии…

– Михаил, ну вот ты уже достиг опре­де­лен­ных высот, а что можно поже­лать начи­на­ю­щим? 

– Глав­ное – отно­ситься к музыке серьезно. Если хочешь чего‑то добиться. Зани­маться и зани­маться.

С. Гор­цев, («Тек­то­ника», №‑18, октябрь 1995) 

реги­о­наль­ные пер­соны