Силь­ный талант. Худож­ник Лиси­нов из Смо­лен­ска

жур­нал: Социум, № 3, 1994 
автор: Сер­гей ГОР­БУ­НОВ

Все­во­лод ЛИСИ­НОВ — потен­ци­аль­ная сен­са­ция. В его полот­нах яркая южная интен­сив­ность цвета соеди­ни­лась с бла­го­ду­шием, про­сто­той и откры­то­стью рус­ского лубка. Раз уви­дев работы Лиси­нова,– будь то пей­заж, город­ской или сель­ский быто­вой жанр, услов­ный порт­рет в пей­заже и жанре, натюр­морт,– их уже не спу­та­ешь ни с чьими полот­нами: печать осмыс­лен­ной ори­ги­наль­но­сти — здесь тавро каче­ства. Не сек­рет, что любов­ное вына­ши­ва­ние живо­пис­ных обра­зов заря­жает их искрен­но­стью и теп­ло­той состра­да­тель­ного чело­ве­че­ского чув­ства. Бла­го­даря этому худож­ник легко рас­кры­ва­ется зри­телю, вызы­вая в нем ответ­ный при­лив добра и рас­по­ло­же­ния сна­чала к пер­вому встреч­ному, ненаст­ной погоде и серому пол­дню, что кажутся ныне уже и не столь удру­ча­ю­щими, а затем к сво­ему вечно «теп­лень­кому» соседу и неве­зу­чей «роди­мой сто­роне — сто­ро­нушке». Пей­заж Лиси­нова — явле­ние неза­у­ряд­ное. Отда­вая дань внешне деко­ра­тив­ному началу, худож­ник не был бы самим собой, ни пойди он вглубь и ни найди в избран­ной теме нечто эпи­че­ски серьез­ное, то, что спо­собно пре­об­ра­зить затра­пез­ный рос­сий­ский вид в кра­соч­ную поэму. В незна­чи­тель­ном обна­ру­жить зна­чи­тель­ное, в при­род­ном чело­ве­че­ское, в игре погоды эсте­ти­че­ское — вот круг реша­е­мых здесь задач. Глав­ная харак­тер­ная черта этого таланта — поиск сути вещей, суще­ствен­ного в обычном.Что каса­ется город­ского жанра, то здесь пре­об­ла­дает сти­хия «под­ги­тар­ного» дво­ро­вого фольк­лора, цере­мон­ных кухон­ных бдений-посиделок и дру­же­ских рас­пи­тий где придется.В кар­ти­нах «под­валь­ного цикла» прес­ная быто­вуха на тему «пья­ный сле­сарь на рабо­чем месте» обре­тает черты фан­та­сти­че­ской реаль­но­сти, а свет лампы или фонаря, бро­са­ю­щий на все окрест отблеск маги­че­ского дей­ства, ста­но­вится смыс­ло­вым цен­тром замкну­той все­лен­ной город­ского скопища-капища. От низ­ких реа­ли­сти­че­ских истин «по факту» к живо­пис­ной фило­со­фии про­вин­ци­аль­ной забы­то­сти и чело­ве­че­ской заху­да­ло­сти — таков путь мысли худож­ника. При­под­ни­мая дей­стви­тель­ность — обла­го­ра­жи­вать чув­ства, и, поры­ва­ясь к мета­фи­зи­час­ким высо­там — наде­лять смыс­лом явлен­ное нам в буднях!Знать не оску­дела еще…

пуб­ли­ка­ция