Жизнь за рам­ками (о Лиси­нове)

жур­нал: Смо­ленск №5 (117) 2010

автор: Полина Мель­ни­кова

В мае нынеш­него года извест­ный в Смо­лен­ске и далеко за его пре­де­лами худож­ник Все­во­лод Лиси­нов отме­тит свой 65-летний юби­лей, поз­во­ля­ю­щий взгля­нуть на про­жи­тые годы, под­ве­сти итоги и стро­ить даль­ней­шие планы. Что же было за эти дол­гие годы твор­че­ской работы, кото­рая явля­лась для худож­ника и целью и смыс­лом жизни?

Любовь к рисо­ва­нию про­яви­лась у него с самого дет­ства. Малень­ким маль­чи­ком Все­во­лод очу­тился в Китае – отца послали в Под­не­бес­ную рабо­тать на неф­те­про­мыс­лах. Раз­но­цвет­ные вышивки и рас­кра­шен­ные кар­тинки, уди­ви­тель­ной кра­соты базары с мно­же­ством дра­го­цен­но­стей, анти­квар­ных вещиц тон­кой работы, шел­ков навсе­гда оста­вили свой отпе­ча­ток в памяти буду­щего худож­ника. После окон­ча­ния школы, а было это уже в Ново­по­лоцке, Лиси­нов отпра­вился в Витебск, посту­пил на худ­граф и посте­пенно начал выра­ба­ты­вать свой непо­вто­ри­мый стиль. Яркие, с мно­же­ством орна­мен­тов, деко­ра­тив­ные ком­по­зи­ции – самое начало твор­че­ского пути. Уже здесь видны глав­ные осо­бен­но­сти лиси­нов­ского стиля — чистый, откры­тый цвет, лако­нич­ная линия, сти­ли­за­ция. Неболь­шие по фор­мату работы напо­ми­нают, ско­рее, дра­го­цен­но­сти – пере­ли­ва­ю­щи­мися на солнце цвет­ными бли­ками, – или восточ­ные мини­а­тюры.

А дальше – суро­вая проза жизни, поскольку совет­скому народу в те годы было нужно совсем не такое искус­ство. Попытки впи­саться в систему одна за дру­гой про­ва­ли­ва­лись: работа офор­ми­те­лем, пла­каты и лозунги – все это каза­лось невы­но­си­мым. Без работы, без вся­кой под­держки худож­ник про­дол­жал рабо­тать, с фана­тич­но­стью забы­вая о голоде, не обра­щая вни­ма­ния на окру­жа­ю­щий мир. Он был чужим для города Ново­по­лоцка — испач­кан­ный крас­ками, с усами раз­ного цвета – рыжим и чер­ным (таким уж его сде­лала при­рода), в пере­вя­зан­ных верев­кой ботин­ках (новые купить было не на что)… Тем не менее, были и поклон­ники. Одна­жды балет­мей­стер дома куль­туры неф­тя­ни­ков пред­ло­жил Лиси­нову рас­пи­сать балет­ный зал. Худож­ник был вдох­нов­лен. Купив на послед­ние деньги краски, при­нялся за работу. Рос­пись раз­ме­ром три на пять мет­ров была готова через четыре дня. «Импе­ра­тор­ский балет 18 века»: Моцарт дири­жи­рует оркест­ром, а дамы с кава­ле­рами тан­цуют менуэт. Малень­кие амур­чики в самом верху бес­страстно взи­рают на все про­ис­хо­дя­щее. Потря­са­ю­щая вооб­ра­же­ние совет­ского чело­века фреска про­дер­жа­лась четыре года, после чего все-таки была уни­что­жена.

Позд­нее Лиси­нов нахо­дит работу глав­ного худож­ника в Смо­лен­ском театре кукол, пере­би­ра­ется в Смо­ленск, где и живет по сей день. Работа в театре кукол была инте­рес­ной, но недол­гой – уйти при­шлось из-за кон­фликта с одним из режис­се­ров, не при­ни­мав­шим худо­же­ствен­ные пред­по­чте­ния Лиси­нова. Потом он устро­ился художником-оформителем в облк­ни­го­торг, но и здесь не зада­лось. Несколько мос­ков­ских зна­ко­мых Лиси­нова, извест­ные дис­си­денты, устро­и­тели буль­до­зер­ной выставки, доби­лись раз­ре­ше­ния на выезд из СССР и уехали в США. Тем, кто имел с ними дело, при­шлось несладко: Лиси­нова тут же выгнали с работы, и ника­кой надежды найти себе что-нибудь под­хо­дя­щее больше уже не было. Так для худож­ника начался один из самых тем­ных и дол­гих пери­о­дов жизни.

Един­ствен­ное, что сумел найти Все­во­лод Лиси­нов, — место обход­чика теп­ло­вых сетей. Тон­кий, впе­чат­ли­тель­ный, интел­ли­гент­ный чело­век попал в цар­ство про­стых, как сов­ко­вая лопата, нико­гда не про­сы­ха­ю­щих рабо­тяг, в мир, будто бы поза­им­ство­ван­ный из поэмы Вене­дикта Еро­фе­ева, только еще более бес­про­свет­ный. Впро­чем, среда, в кото­рой он невольно ока­зался, дала тол­чок твор­че­ству. Выстра­дав изнутри, про­пу­стив через себя этот мир, худож­ник создает работы, кото­рые ни до него, ни после было про­сто не с чем срав­нить. Так появи­лась на свет «под­валь­ная серия». Тут и жан­ро­вые сцены — игра в карты, опо­хмелка, пере­кур, и порт­реты сле­са­рей, и под­валь­ные кошки, и даже обна­жен­ные жен­щины, ведь любовь, какая уж ни есть, живет и в под­ва­лах… Тогда же худож­ник начи­нает писать пей­зажи: его при­тя­ги­вает неустро­ен­ная жизнь захо­луст­ных уло­чек, бараки, поко­сив­ши­еся избы.

В это время Лиси­нов зна­ко­мится с ленин­град­скими худож­ни­ками и начи­нает участ­во­вать в выстав­ках Това­ри­ще­ства экс­пе­ри­мен­таль­ного изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Это — един­ствен­ная отду­шина, един­ствен­ная воз­мож­ность общаться с себе подоб­ными, поскольку попытка нала­дить отно­ше­ния с «офи­ци­аль­ными» худож­ни­ками, чле­нами Союза, наткну­лась на стену непри­я­тия. Так, в своем мире насо­сов и задви­жек и мано­мет­ров худож­ник жил и рабо­тал девять лет, до самой пере­стройки: одна смена начи­на­лась в 6 утра, вто­рая дли­лась до полу­ночи, а в про­ме­жутки между сме­нами худож­ник рабо­тал над сво­ими кар­ти­нами. Когда Все­во­лода Лиси­нова, нако­нец, «открыли», ему было 46 лет. Его рабо­тами заин­те­ре­со­ва­лись ино­странцы: аме­ри­канцы, немцы, фран­цузы стали поку­пать его кар­тины, на эти деньги можно было жить и пол­но­стью погру­зиться в твор­че­ство. Инте­рес к Рос­сии, под­няв­шей желез­ный зана­вес, был велик, а искус­ство «под­по­лья» поль­зо­ва­лось заслу­жен­ной попу­ляр­но­стью. Худож­ник побы­вал с выстав­ками в Европе, пора­бо­тал несколько меся­цев в гале­рее в США. Кос­ну­лась эта «отте­пель» и нашего города. В Смо­лен­ске появи­лось отде­ле­ние Гума­ни­тар­ного фонда им. Пуш­кина. Стали про­хо­дить фести­вали, выставки, в наш город при­ез­жали извест­ные в мире искус­ства люди.

Лиси­нова заме­тили, о нем заго­во­рили. В 1991 году впер­вые выстав­лен­ный «Под­валь­ный цикл» вызвал у демо­кра­ти­че­ской обще­ствен­но­сти бурю вос­тор­гов: «В Смо­лен­ске пер­вый раз выстав­ля­лись работы Все­во­лода Лиси­нова, див­ного худож­ника, не одна­жды пред­став­лен­ного за рубе­жом и на корню ску­па­е­мого аме­ри­кан­цами, — писала в 1992 году Мария Арба­това, кото­рая уже тогда была «извест­ным сто­лич­ным пуб­ли­ци­стом». — Неужели все эти кар­тины уедут? Неужели наши гале­реи про­спят и этого худож­ника, скром­ного, интел­ли­гент­ного чело­века, не уме­ю­щего так ком­мер­че­ски при­стра­и­вать свои вроде бы неком­мер­че­ские про­из­ве­де­ния, как это налов­чился делать весь наш андер­гра­унд?». То в одном, то в дру­гом серьез­ном жур­нале появ­ля­ются стра­ницы с цвет­ными репро­дук­ци­ями работ Лиси­нова, и авторы заме­ток захо­дятся в любви к рус­ской про­вин­ции, порож­да­ю­щей гениев. «Все­во­лод Лиси­нов – потен­ци­аль­ная сен­са­ция. Раз уви­дев его работы, — будь то пей­заж, город­ской или сель­ский быто­вой жанр, услов­ный порт­рет в пей­заже и жанре, натюр­морт, — их уже не спу­та­ешь ни с чьими полот­нами: печать осмыс­лен­ной ори­ги­наль­но­сти – здесь тавро каче­ства. … Худож­ник легко рас­кры­ва­ется зри­телю, вызы­вая в нем ответ­ный при­лив добра и рас­по­ло­же­ния к пер­вому встреч­ному, к ненаст­ной погоде и серому полу­дню, а затем к сво­ему вечно «теп­лень­кому» соседу и неве­зу­чей «роди­мой сто­ро­нушке», — рас­ска­зы­вал высо­ко­ло­бым чита­те­лям жур­нал «Социум». «Неужто и вправду при­зна­ние най­дет Лиси­нова при жизни, да еще и на Родине?» — зада­ва­лись вопро­сом «Изве­стия». К сожа­ле­нию, нет.

То, что в то время про­росло и рас­цвело в умах и серд­цах устав­ших от посто­ян­ного лице­ме­рия и лжи людей, в серой повсе­днев­но­сти и забо­тах о хлебе насущ­ном, быстро засохло. Эмо­ци­о­наль­ный всплеск про­шел, словно и не было. Вла­сти, дав­шие было Лиси­нову про­стор­ную мастер­скую, сме­ни­лись, а новые потре­бо­вали боль­шие деньги за аренду поме­ще­ния. Все вер­ну­лось на круги своя! Лиси­нов — пен­си­о­нер, сей­час полу­чает пен­сию чуть больше про­жи­точ­ного мини­мума. Зва­ний не имеет, в сове­тах при чинов­ни­ках не чис­лится. Больно смот­реть со сто­роны на судьбу талант­ли­вого, не похо­жего ни на кого, насто­я­щего худож­ника – вот уж воис­тину нет про­рока в своем оте­че­стве. Гово­рят, живем в новой Рос­сии, только вот система, рас­цвет кото­рой при­шелся на годы застоя, исправно функ­ци­о­ни­рует, нет ни новых голов, ни нового под­хода, все увязло, и Кафка снова стал былью.

Куль­туре, в высо­ком смысле слова, вни­ма­ния у нас не уде­ля­ется вовсе. Област­ной депар­та­мент пестует меро­при­я­тия, кото­рые выгля­дят со сто­роны кре­стьян­скими празд­ни­ками при небо­га­тых дво­рян­ских усадь­бах. Про­сто стыдно ста­но­вится за наш такой неко­гда куль­тур­ный, про­све­щен­ный город, пода­рив­ший миру мно­гих заме­ча­тель­ных, извест­ных людей! Несмотря на бес­ко­неч­ные обе­ща­ния, в городе до сих пор нет нор­маль­ного выста­воч­ного зала. Вот-вот, вот-вот, теперь к юби­лею города…. Но мы живем сей­час. К сво­ему юби­лею Все­во­лод Лиси­нов пла­ни­ро­вал устро­ить выставку, поме­ще­ние для кото­рой ему любезно обе­щали предо­ста­вить сотруд­ники смо­лен­ского музея-заповедника – фли­гель на улице Тени­ше­вой, рядом с музеем «Рус­ская ста­рина». Там вроде бы должны были поме­нять пол – ста­рый пред­став­ляет для посе­ти­те­лей насто­я­щую опас­ность: про­ва­ли­ва­ется, так и ноги пере­ло­мать можно! Но деньги, выде­лен­ные на ремонт, как водится, куда-то делись, и осмот­рев зал, худож­ник и музей­щики решили от выставки отка­заться – стыдно звать гостей в такую вот обста­но­вочку. Почему ему стыдно? Почему не стыдно вла­стям? Сколько можно кри­чать, что куль­тура – кра­е­уголь­ной камень нации, что именно от нее зави­сит, какими будут после­ду­ю­щие поко­ле­ния и буду­щее Рос­сии вообще? Решая насущ­ные про­блемы, нельзя забы­вать о том, что оста­нется от нашего поко­ле­ния, о том, что мы пере­да­дим потом­кам. Уж очень не хочется, чтобы о нас вспо­ми­нали как о вар­ва­рах, уни­что­жив­ших досто­я­ние вели­кой импе­рии, созда­ва­е­мое веками.