Поще­чина обще­ствен­ному вкусу (о Со_общении)

газета: Рабо­чий путь — от 05.04.2007 г. (№2504–2505)

автор: Ана­ста­сия Вла­ди­ми­рова

Меж­ду­на­род­ный медиа-арт-проект «Со_общение», стар­то­вав­ший в экс­по­цен­тре «Днепр» 25 марта, явля­ется мас­штаб­ным инфор­ма­тив­ным экс­кур­сом в совре­мен­ное искус­ство, лик­ви­ди­ру­ю­щим про­белы в зако­сте­не­лом про­вин­ци­аль­ном созна­нии и при­зы­ва­ю­щим твор­че­ских людей к обще­нию.

Выставка весьма пре­тен­ци­озна и раз­но­родна по содер­жа­нию ком­му­ни­ка­тив­ных пла­стов. Кол­лек­ция «Со_общение» на дан­ный момент вобрала в себя около сотни работ рос­сий­ских и зару­беж­ных авто­ров, выпол­нен­ных в раз­лич­ных жан­рах и сти­ли­сти­ках — фото­гра­фии, живо­писи, мэйл-арта, дигитал-арта и не только. В экс­по­зи­ции широко пред­став­лены жанры и сти­ли­стики визуально-поэтического направ­ле­ния. Это и соеди­не­ния фото­гра­фии с вер­баль­ными эле­мен­тами, обра­зу­ю­щее футу­ри­сти­че­ский кол­лаж, и спле­те­ния слов и отдель­ных букв в идео-граммы, и фигур­ные поэмы…

Иные работы вызы­вают шок: сов­мест­ный фото­про­ект Вик­тора Цур­га­нова — Эду­арда Куле­мина «Со_общение» (цикл «Про­буж­де­ние») вызы­вает неод­но­знач­ную реак­цию кине­ти­кой «голой правды» изоб­ра­жа­е­мого объ­екта. Вер­нее, субъ­екта, коим явля­ется идео­лог рафи­ни­ро­ван­ного арт-плевка в свя­тая свя­тых кон­сер­ва­тив­ной обще­ствен­но­сти Э. Куле­мин.

После уто­ми­тель­ных поис­ков смысла в мно­го­ли­кой гра­фике и чте­ния визу­аль­ных вир­шей осо­бенно при­ятно рас­сла­биться на лири­че­ских сгуст­ках света — «Све­то­гли­фах» Ольги Лиси­но­вой и полу­чить эсте­ти­че­ское насла­жде­ние, вслу­ши­ва­ясь в дина­мич­ный «Аль­тер­на­тив­ный джаз» лазе­ро­гра­фии Игоря Чер­нова. А затем пре­рвать релак­са­цию про­смот­ром прон­зи­тель­ных, дис­со­нанс­ных работ живо­писца Все­во­лода Лиси­нова. По мне­нию одного из посе­ти­те­лей экс­по­зи­ции, это свое­об­раз­ный «мани­фест мрач­ной радо­сти мар­ги­на­лов», крик души малень­кого чело­века, раз­дав­лен­ного жер­но­вами дей­стви­тель­но­сти.

Осо­бое место в выста­воч­ной плос­ко­сти про­екта отве­дено аскетически-утонченным и семан­ти­че­ски мно­го­уров­не­вым «портрето-натюрмортам» извест­ной мос­ков­ской фото­ху­дож­ницы Свет­ланы Пожар­ской. Все эти работы выпол­нены без уча­стия фото­ап­па­рата в тех­нике ска­но­гра­фии. Неброс­кие поэ­ти­че­ские пас­сажи Пожар­ской тре­буют вни­ма­ния и непре­мен­ной «дешиф­ровки» — каж­дая ска­но­грамма пред­став­ляет собой слож­ный поли­фо­ни­че­ский иеро­глиф, кото­рый безумно инте­ресно раз­га­ды­вать.

Для спе­ци­аль­ного гостя ком­му­ни­ка­тив­ной выставки Вилли Мель­ни­кова «про­ект «Со_общение» — это, в первую оче­редь, сим­вол адек­ват­ного пони­ма­ния людьми друг друга. Ведь довольно часто люди, гово­ря­щие на одном языке и исполь­зу­ю­щие одну и ту же лек­сику, не пони­мают друг друга. А пра­виль­ное вос­при­я­тие и интер­пре­та­ция инфор­ма­ции — самое глав­ное в обще­нии».

При­ме­ча­тельно, что на пре­зен­та­ции медиа-арт-проекта гос­по­дин Мель­ни­ков — худож­ник, уче­ный, поэт и поли­глот, в арсе­нале кото­рого 103 (!) языка, — был обла­чен в линг­во­го­бе­лен (это лишь один из визуально-поэтических жан­ров из твор­че­ских инно­ва­ций Мель­ни­кова), пред­став­ля­ю­щий собой настро­ен­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, напи­сан­ное на ста­ро­сла­вян­ской гла­го­лице, древ­не­иран­ском огаме, шумер­ской кли­но­писи, иврите, япон­ском и фран­цуз­ском язы­ках. Также спец­гость интри­го­вал пуб­лику импро­ви­за­ци­он­ным озву­чи­ва­нием фраг­мен­тов экс­по­зи­ции на раз­ных язы­ках «с целью ини­ци­и­ро­ва­ния смыс­ло­вых резо­нан­сов, до того мол­ча­ливо скры­ва­ю­щихся в выстав­лен­ных арт-объектах». Интер­вью с Вилли Мель­ни­ко­вым читайте на 14‑й стр. еже­не­дель­ника «РП».

Жаль, что в силу экспо-обстоятельств, вы уже не смо­жете уви­деть видео­ин­стал­ля­цию Э.Кулемина «Сво­ра­чи­вай!» (про­ект — фина­лист откры­того меж­ду­на­род­ного кон­курса худо­же­ствен­ных про­ек­тов «Арсенале-2006»), виде­о­пер­фор­мансы группы «Калимба» (Москва) и Сте­фана Локе (Бель­гия), а также насла­диться «ком­му­ни­ка­тив­ной саунд-импровизацией с эле­мен­тами пла­сти­че­ского выяв­ле­ния неких сущ­но­стей в про­стран­стве и вре­мени» в испол­не­нии Влада Мака­рова, Миха­ила Давы­дова, Игоря Хоменко, Сер­гея Мар­ты­нова и Анны Дущен­ко­вой. Выше­пе­ре­чис­лен­ные формы арт-коммуникации имели место быть на откры­тии про­екта…

P.S. Выставка рабо­тает
с 25 марта по 22 апреля еже­дневно с 12.00 до 19.00. Вход сво­бод­ный.

дру­гие пер­соны