«Свет в ночи»: арт-революция в Смо­лен­ске

газета: Рабо­чий путь, 19.05.2005
автор: Ана­ста­сия Пет­ра­кова

В ночь с 14 на 15 мая в Смо­лен­ске про­изо­шло собы­тие, выби­ва­ю­ще­еся из узких рамок тра­ди­ци­он­ного искус­ства, — в Исто­ри­че­ском музее про­изо­шла свое­об­раз­ная арт-революция «Свет в ночи». «Свет» — высо­ко­тех­но­ло­гич­ная инстал­ля­ция в рам­ках Евро­пей­ской акции «Музей­ная ночь-2005». Акция про­во­дится еже­годно и объ­еди­няет ряд музеев раз­ных стран, кото­рые одно­вре­менно в час икс, про­во­дят меро­при­я­тия, под­чи­нен­ные еди­ной тема­тике. Разу­ме­ется, куль­тур­ной. Основ­ная цель шоу — при­влечь вни­ма­ние пуб­лики к музеям, их кол­лек­циям и уль­тра­но­вым воз­мож­но­стям. В дан­ном слу­чае в каче­стве пло­ща­док для демон­стра­ции совре­мен­ного арт-искусства. При­ме­ча­тельно, что в этом году к акции под­клю­чи­лись около 700 евро­пей­ских искус­ство­вед­че­ских хра­ни­лищ и только три рос­сий­ских. В том числе и Смо­лен­ский госу­дар­ствен­ный музей-заповедник. 

ДАЕШЬ ПОЭ­ЗИЮ И ВИДЕО­АРТ!

Про­грамма акции была сме­лой, про­вин­ци­ально разу­ха­би­стой и… пери­фе­рийно мало­бюд­жет­ной. Однако при­влечь вни­ма­ние пуб­лики уда­лось: посмот­реть шедевры миро­вого видео­арта, предо­став­лен­ные круп­ней­шим собра­нием меди­а­ис­кус­ства в Рос­сии — сто­лич­ным Цен­тром «Медиа­Арт­Лаб» (в показ были вклю­чены видео­фраг­менты из зна­ме­ни­тых запад­ных кол­лек­ций — Цен­тра Жоржа Пом­пиду (Фран­ция), Цен­тра искус­ства и меди­а­тех­но­ло­гий (Гер­ма­ния) и т.п.), послу­шать живую музыку а‑ля «Кафе-Блюз», насла­диться созер­ца­нием арт-проектов смо­лен­ских авто­ров Елены Чекри­зо­вой и Ана­ста­сии Шве­до­вой, Эду­арда Куле­мина, Елены Арайс и Ольги Сидо­ро­вой, Ольги Лиси­но­вой, Тимо­фея Ведеш­кина и Алек­сея Янкова, прой­тись в ночи с экс­кур­со­во­дом по музей­ным залам в суб­боту в Исто­ри­че­ский музей при­шли сотни смо­лян. И хоть мне­ния зри­те­лей о «Музей­ной ночи» раз­ни­лись от абсо­лют­ных мину­сов до абсо­лют­ных плю­сов по шкале лич­ных и куль­ту­ро­ло­ги­че­ских при­стра­стий, ночка уда­лась. 

«НЕРУ­КО­ТВОР­НЫЕ КОМКИ» 

По мне­нию Эду­арда Куле­мина, автора арт-проекта «Ком­му­та­ция» (и части ее — акции «Ском­кан­ные строки»), при эле­мен­тар­ном физи­че­ском смя­тии листка за счет нало­же­ния визу­аль­ных, вер­баль­ных и зву­ко­вых ассо­ци­а­ций про­ис­хо­дит умно­же­ние смыс­лов с одно­вре­мен­ной их кон­цен­тра­цией. Сво­его рода ком­му­та­ция — в дан­ном слу­чае изме­не­ние, вле­ку­щее за собой транс­фор­ма­цию тек­сту­аль­ного ряда в визу­аль­ный, сме­ще­ние смыс­ло­вых пла­стов плюс изме­не­ние созна­ния под воз­дей­ствием уви­ден­ного и про­чи­тан­ного. В ходе про­ве­де­ния акции участ­ни­кам было пред­ло­жено пожерт­во­вать автору про­екта несколько строк соб­ствен­ного сочи­не­ния на тему «сКОМ­ки­ва­ния» во имя обре­те­ния вир­шами сверх­тек­сту­аль­ного смысла. Разу­ме­ется, при­да­ние вир­шам «неру­ко­твор­ной» пла­сти­че­ской формы с помо­щью спе­ци­аль­ных гра­фи­че­ских про­грамм. Тво­ре­ния были сжаты до полу­че­ния исКО­Мого «неру­ко­твор­ного комка», кото­рому при­сва­и­ва­лось имя автора. В серию «упо­ря­до­чен­ного хаоса» также были вклю­чены работы, выпол­нен­ные на основе нетек­сту­аль­ного мате­ри­ала, но по своей кон­фи­гу­ра­ции соот­вет­ству­ю­щие кон­цеп­ции про­екта. Что и посчаст­ли­ви­лось уви­деть всем при­сут­ство­вав­шим. 

ДИА­ЛОГ С МАШИ­НОЙ

И не только уви­деть, но и услы­шать вполне гра­мотно сриф­мо­ван­ный бред «вир­ту­аль­ного поэта» — «Кибер-Пушкина». Впро­чем, насла­ждаться муль­ти­ме­дий­ной инстал­ля­цией Сер­гея Тете­рина (Пермь) было весьма затруд­ни­тельно — то, что несла эта «гово­ря­щая голова» с «искус­ствен­ным интел­лек­том», за гра­нью здра­вого смысла. Но если учесть тен­ден­цию к совер­шен­ство­ва­нию ана­ло­гич­ных стихо-программ, воз­можно, в ско­ром буду­щем необ­хо­ди­мость в автор­ском писа­нии сти­хов отпа­дет. Или же поэтам при­дется пре­взойти себя и пойти на рево­лю­ци­он­ные твор­че­ские инно­ва­ции, чтобы под­твер­дить духов­ное пре­вос­ход­ство чело­века над маши­ной. Про­ект, демон­стри­ру­ю­щий новые пер­спек­тивы вза­и­мо­дей­ствия искус­ствен­ного интел­лекта и тра­ди­ци­он­ного искус­ства, между про­чим, очень серьез­ный: два года назад «Кибер-Пушкин» был пред­став­лен в Museumguartier (Австрия), три года назад — в Тре­тья­ков­ской гале­рее и мос­ков­ском Музее кино. 

«РЕАЛЬ­НОЕ БЕС­ПРЕД­МЕТ­НОЕ» 

Работы фото­ху­дож­ницы Ольги Лиси­но­вой потря­сают утон­чен­но­стью и изыс­кан­но­стью. Эта хао­ти­че­ская пляска раз­бро­сан­ных на мато­вом про­стран­стве фото­гра­фии абстракт­ных кон­струк­ций пред­ме­тов рож­дает самые неожи­дан­ные смыс­ло­вые ассо­ци­а­ции. Рас­смат­ри­вая снимки Ольги (также кажу­щи­еся неру­ко­твор­ными), впа­да­ешь в транс на грани запре­дель­ных аллю­зий. В любом слу­чае, опи­сы­вать ощу­ще­ния, воз­ни­ка­ю­щие в момент погру­же­ния в стран­ный мир реаль­ных абстрак­ций Ольги, бес­смыс­ленно. Это нужно ви-деть!

P.S. Выставка рабо­тает
с 25 марта по 22 апреля еже­дневно с 12.00 до 19.00. Вход сво­бод­ный.