Интер­вью с Вла­дом Мака­ро­вым

интер­вью для «Машин­ного отде­ле­ния»
Влад Макаров

На пустом месте ничего не появ­ля­ется. И в аме­ри­кан­ском сво­бод­ном джазе, и в евро­пей­ской импро­ви­за­ци­он­ной музыке про­сле­жи­ва­ется чет­кая соци­аль­ная и поли­ти­че­ская анга­жи­ро­ван­ность. «Чер­ные пан­теры» за оке­а­ном, мао­изм Кор­не­ли­уса Кор­дью (AMM), член­ство в ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Джона Тил­бёри и левые ори­ен­тиры Пола Рутер­форда (ISKRA 1903) — спи­сок можно про­дол­жать. Если гово­рить о рос­сий­ских музы­кан­тах, то скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что они пол­но­стью апо­ли­тичны. Так ли это?
– Пожа­луй, и к сожа­ле­нию. Меня все­гда удив­ляла в кол­ле­гах их при­зем­лён­ность и нере­флек­тив­ность в куль­тур­ном плане. О Новой музыке мало кто из них вообще что-либо знал. Даже Сер­гею Летову мне при­хо­ди­лось в те дав­ние вре­мена рас­ска­зы­вать (только Курё­хин был инфор­ми­ро­ван адек­ватно). Нашими дви­гало что-то дру­гое… вот хоро­ший при­мер — Чека­син. Вот истин­ный рус­ский адек­ват­ный жизни аван­гар­дист. Юрод­ству­ю­щий, ско­мо­ро­ше­ству­ю­щий, низ­вер­га­ю­щий и сотво­ря­ю­щий некое бытие, в кото­ром и жить-то и нельзя! Вот и всё тут! Какую тут надо искать рефлек­сию и эсте­тику? Не сво­бода, но воля…

Чем был вызван Ваш инте­рес к импро­ви­за­ци­он­ной музыке? Была ли это сугубо эсте­ти­че­ская пози­ция?
– Экзи­стен­ци­аль­ная. Эсте­ти­че­ская пози­ция сфор­ми­ро­ва­лась в про­цессе.

Давайте раз­бе­рёмся с джа­зом. В отли­чие от запад­ных кол­лег, в Рос­сии музы­канты, игра­ю­щие джаз, и адепты импро­ви­за­ци­он­ной музыки топ­чутся на одной лужайке. Насколько лично Вам близки «джазовички-бодрячки»?
– Для начала напомню, что кры­ла­тые слова «джазовички-бодрячки» были адре­со­ваны мною пер­вому составу ТриО в вось­ми­де­ся­тых, когда Сер­гей Летов при­гла­сил меня поиг­рать на выставке аван­гард­ной живо­писи на Малой Гру­зин­ской. Придя туда, я обна­ру­жил, что мой еди­но­мыш­лен­ник по фри играет весё­лень­кую музычку с какими-то музыкантами-духовиками: вал­тор­ной и тубой. При этом один пел что-то в блю­зо­вой манере. Я был в шоке и выдал Летову и в шутку и все­рьёз фразу: «где он нашел таких джазовичков-бодрячков?» Ими ока­за­лись два Аркаши — Шилк­ло­пер и Кири­ченко… Потом эта фраза так ребя­там понра­ви­лась, что при встрече с Шилк­ло­пе­ром тот все­гда мне её напо­ми­нает!

Так вот. Музыка джазовичков-бодрячков мне абсо­лютно далека в смысле испол­не­ния. Я, конечно, слу­шаю тра­ди­ци­он­ный джаз, и даже кое-что люблю, но эта музыка мне чужда. И думаю, вся­кие миксы для совре­мен­ного импрова мало­ин­те­ресны. Так уж пове­лось: тра­ди­ци­о­на­ли­сты дико нена­ви­дят так назы­ва­е­мую ими уни­чи­жи­тельно «соба­ча­тину», мы им так не отве­чаем, но таких содру­жеств найти трудно. Правда, есть один спо­соб еди­не­ния этих музык — обсте­бать тра­ди­цию, что успешно делают Чека­син, Бен­нинк, Мен­гель­берг и дру­гие «бодрячки-неджазовички» от пост­мо­дерна. Бог им судья, я в этом не участ­вую.

В Ваших эссе о годах минув­ших Вы посто­янно ука­зы­ва­ете на раз­роз­нен­ность и мар­ги­наль­ность адеп­тов новой музыки. Ника­кого един­ства во мне­ниях, ника­кой общей эсте­ти­че­ской пози­ции. Если объ­еди­не­ние — то крат­ко­вре­мен­ное, и закан­чи­ва­ю­ще­еся пол­ным раз­ры­вом отно­ше­ний. Неужели все было настолько плохо?
– Так ста­вить вопрос, навер­ное, нельзя — хорошо/плохо. Было — как было, и из этого потом Нечто появи­лось. Нельзя ска­зать, что уж очень пло­хое… Фено­мен ГТЧ (трио Гане­лин / Тара­сов / Чека­син), Курё­хина, Летова и его про­ек­тов, неук­лю­жий ОРКЕСТР МОС­КОВ­СКИХ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РОВ, мои, нако­нец. Кухня была дым­ная… Про­сто всё это дви­же­ние было полу­при­ду­шен­ным, как и мно­гие куль­тур­ные и не только, кстати ска­зать, про­цессы в Рос­сии вообще…

Про­шло два десятка лет. Ситу­а­ция изме­ни­лась? Скеп­сис уле­ту­чился?
– Вообще-то, если объ­ек­тивно, то очень мно­гое про­изо­шло, часто кар­ди­нально. Скеп­сис все­гда где-то при­пря­тан, но с ним жить и играть-то нельзя, поэтому лучше засу­нуть его в жопу!

Со скеп­си­сом всё ясно. А как Вы оце­ни­ва­ете своих моло­дых кол­лег? Кто из музы­кан­тов спо­со­бен выхва­тить знамя из рук мэтров?
– Я очень люблю общаться с моло­де­жью. Раньше у меня были и уче­ники. Вообще-то я поздно начал играть импров, почти в трид­цать лет, и поэтому все мои кол­леги были моложе меня. Пару лет назад, бла­го­даря Интер­нету и моей рез­кой актив­но­сти я обна­ру­жил совсем моло­дых музы­кан­тов. Вот, напри­мер — Илья Бело­ру­ков из Питера. И мы уже довольно много пере­иг­рали вме­сте. Мно­го­обе­ща­ю­щий сак­со­фо­нист совер­шенно новой фор­ма­ции, не отя­го­щён­ный нашими про­бле­мами… играет много и легко. Что будет дальше, трудно ска­зать. Будем наде­яться на луч­шее. Этот путь нелёг­кий.

Почему в совре­мен­ной Рос­сии импро­ви­за­ци­он­ная музыка раз­ви­ва­ется так вяло? В чем при­чина: в ней или в нас?
– Вопрос архи-сложный… Пер­вое — в нас, вто­рое — в музыке… А может наобо­рот…

И сле­дом — почему импро­ви­за­ци­он­ная музыка не чах­нет в евро­пей­ский стра­нах? В ней или в них все дело?
– Да можно ска­зать, что чах­нет! Уж так, как играли в 70–80‑е, не играют. Да, стали все очень каче­ственно играть, но суть этой музыки не только и не столько в «каче­ствен­но­сти». Дух усколь­зает. Энер­гия заме­ня­ется масте­ро­ви­то­стью. Хотя, то, что евро­пейцы при­внесли кон­цеп­ту­аль­ность — это плюс. На одном «Ух!» долго не про­тя­нешь.

В послед­ние лет десять импро­ви­за­ци­он­ная музыка ощу­тимо кач­ну­лась в сто­рону элек­тро­аку­стики. Даже Летов активно исполь­зует i‑book, что уж гово­рить о моло­дых ребя­тах. Насколько Вам инте­ре­сен этот сег­мент музыки? Довольны ли Вы опы­том сотруд­ни­че­ства с ком­пью­тер­ными музы­кан­тами?
– Для меня эта музыка фоно­вая, это фак­тура, и она может быть очень выра­зи­тель­ной. Я частенько играл послед­нее время с элек­трон­щи­ками. Вот, в Киеве в мае с Алек­сеем Бори­со­вым очень удачно. В Бер­лине и на СКИФе с швей­цар­цем Жилем Обри. В Киеве рабо­тает Алла Загай­ке­вич — заме­ча­тель­ный электро-акустический, если так можно ска­зать, ком­по­зи­тор, вот соби­ра­емся сотруд­ни­чать. Там кстати, и такие ребята KOTRA неплохо рабо­тают. Да и сын мой гита­рист не столько играет на элек­тро­ги­таре, сколько исполь­зует её для зву­ко­вых пла­стов, это уже дру­гая ведь музыка. Так, что я волей-неволей вовле­чен в эту музыку.

Судя по тому, как идут дела у запад­ных лей­б­лов, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щихся на импро­ви­за­ци­он­ной музыке, диски раз­ле­та­ются, как пирожки. Совре­мен­ная импро­ви­за­ци­он­ная музыка — что это? Сфор­ми­ро­вав­ша­яся пози­ция, эстет­ское позер­ство, ради­каль­ный жест или ком­мер­че­ская ниша?
– И то, и это, и ещё что-то…

Есть ли какие-то догадки по поводу послед­него «что-то»?
– Это что-то сугубо рус­ское, таин­ствен­ное и невы­ска­зы­ва­е­мое… мучи­тель­ное, мут­ное… как бы не про­пасть…

В про­дол­же­ние темы: не воз­ни­кает ли у Вас ощу­ще­ния, что изда­тель­ская дея­тель­ность мно­гих куль­то­вых пер­со­на­жей джа­зо­вой и импро­ви­за­ци­он­ной сцены пре­вра­ти­лась из про­во­ка­ции в про­фа­на­цию? Прежде всего, я имею в виду г‑на Зорна и его непре­рывно пло­до­но­ся­щий Tzadik.
– Здесь согла­сен. Как-то уж очень всё у них здо­рово и заме­ча­тельно, да и на поток постав­лено. Может завидно, что не можем мы про­ти­во­по­ста­вить им нашу Новую рус­скую ради­каль­ную музыку.

Суще­ствен­ный пласт рынка — компакт-диски япон­ских музы­кан­тов. Вам не еди­но­жды дово­ди­лось играть с ними на одной пло­щадке, поэтому не могли бы Вы в двух сло­вах опре­де­лить их отно­ше­ние к импро­ви­за­ци­он­ной музыке?
– Японцы очень пас­си­о­нарны, они мигом осва­и­вают чужие куль­туры, не отда­вая себе отчёт в тон­ко­стях исто­рии куль­туры наро­дов и их мен­таль­но­сти. Их пост­мо­дер­нист­ский под­ход вполне адек­ва­тен совре­мен­ной ско­рост­ной вир­ту­а­ло­ки­бе­робраз­ной жизни. Но в этом их энту­зи­азме есть и свои жем­чу­жины.

Совсем недавно Вы вер­ну­лись с круп­ного евро­пей­ского фести­валя. Какие впе­чат­ле­ния у Вас оста­вило это меро­при­я­тие? Не жале­ете о том, что при­гла­ше­ние было при­нято?
– Впе­чат­ле­ние раз­ное: с одной сто­роны, если учесть, что мы так редко участ­вуем в таких мас­штаб­ных меро­при­я­тиях — поэтому — Ух!!!; с дру­гой сто­роны — вся зву­чав­шая там музыка давно уже — де жа вю! В музыкально-эстетическом плане я нового для себя ничего не нашёл, не почерп­нул, ско­рее, наобо­рот, засо­мне­вался кое в каких своих оцен­ках… Да и то, что мы сами играли, было не очень ясным… это был некий эсте­ти­че­ский сум­бур, хотя, на фоне дру­гих, этот русско-тувинский драйв имел свою цен­ность именно бла­го­даря спон­тан­ному непред­ска­зу­е­мому раз­дол­бай­ству…

Где и когда состо­я­лось то выступ­ле­ние, за кото­рое Вам точно нико­гда не будет стыдно?
– Так трудно отве­тить, потому что для меня каж­дое серьёз­ное выступ­ле­ние — это очень ответ­ствен­ный экзи­стен­ци­аль­ный акт (я же редко пуб­лично играю), эта музыка суще­ствует как внут­рен­няя необ­хо­ди­мость, по выра­же­нию Кан­дин­ского. Я даже рас­смат­ри­ваю это в онто­ло­ги­че­ском аспекте, как при­ра­ще­ние бытия… Часто мешает пло­хой звук, орга­ни­за­ци­он­ный напряг, быто­вые про­блемы — вот что плохо. А музыка живёт своей жиз­нью, мы её извле­каем, часто в муках и с болью. Ну, если более при­зем­лённо, это игры с хоро­шими музы­кан­тами. Раньше мне каза­лось, что с ино­стран­ными, теперь я нахожу удо­воль­ствие играть со сво­ими.

Как выгля­дит иде­аль­ный состав, с кото­рым Влад Мака­ров желал бы запи­сать сов­мест­ную пла­стинку или отыг­рать на серьёз­ной пло­щадке?
– Тут раз на раз не при­хо­дится. Могут быть раз­ные хоро­шие парт­нёры. Сего­дня мне хочется сыг­рать с одним, зав­тра с дру­гим. У каж­дого есть что-то своё. Вот дол­гое время меч­тал сыг­рать с Кри­сом Кат­ле­ром — сыг­рал, что-то не то… Ещё бы попро­бо­вать без Фрита. Вот поду­мы­ваю, как бы Джона Эдвардса выта­щить, кажется, иде­аль­ный парт­нёр. Прак­тика пока­зы­ваем мне, что мой луч­ший состав — это трио вио­лон­чель, удар­ные и что-то фоно­вое. Вот элек­тро­ника, если акку­рат­ная. Вто­рой соли­ру­ю­щий инстру­мент: сакс, любой духо­вой или голос сразу делает из меня акком­па­ни­а­тора. А в моей вио­лон­чели есть всё одно­вре­менно: и соло, и дуэт, и акком­па­не­мент. Име­ю­щий уши — да услы­шит!

В послед­нее время Вы всё чаще заго­ва­ри­ва­ете о жела­нии запи­сать гитар­ный аль­бом. Не жале­ете о том, что в своё время пред­по­чли вио­лон­чель гитаре?
– Нет. Гитара оста­ется, у неё осо­бая мис­сия. Это мой еже­днев­ный инстру­мент. Это тру­до­вая лошадка. А вио­лон­чель — это муза, к ней нужно при­ка­саться только в исклю­чи­тель­ном состо­я­нии. Недавно вот с Бело­ру­ко­вым много гитар­ных дуэ­тов запи­сали. Буду писать и соль­ный гитар­ный. Недавно купил элек­тро­аку­стику. Дру­гой, чем про­сто у аку­стики, роко­вый звук, инте­ресно полу­ча­ется.

Ваш сын — музы­кант, гита­рист. Не тесно отцам и детям на одной тер­ри­то­рии? Не воз­ни­кает мыс­лей о том, что Макаров-младший пошёл не по той тро­пинке?
– Сын по про­фес­сии актер, и гитара для него — допол­не­ние к его арти­сти­че­ской натуре. У него дру­гое отно­ше­ние к музыке, более меди­та­тив­ное, он мыс­лит зву­ко­выми пей­за­жами. Часто мне кажется, что он не так играет, но я не вме­ши­ва­юсь, потом слу­шаю, и пра­вильно, что он играет по-другому, а то было бы два Макарова-старшего. Но он очень чув­ствует мою музыку в про­цессе игры, ино­гда кажется, как никто! Хотя вроде играет что-то своё. С ним уди­ви­тельно легко играть.

09.2007