О. Лиси­нова: +свет / ‑тень (выставка)

30 мая – 10 июля 2009, арт-галерея 40 квад­ра­тов, Смо­ленск

Текст из бук­лета:

На ней­траль­ной полосе

За время, кото­рое нужно, чтобы напи­сать пей­заж, порой успе­вает сме­ниться время года, и в своей работе худож­нику при­хо­дится руко­вод­ство­ваться вос­по­ми­на­ни­ями о том, какой была трава, каким — небо. Даже не вос­по­ми­на­ни­ями, а пред­став­ле­ни­ями о них. Кар­тина хра­нит соби­ра­тель­ный образ — такой модель была вчера, когда худож­ник был весел, поза­вчера, когда он гру­стил, такой она стала сего­дня. Фото­гра­фия – обычно кон­крет­ное про­шлое. Она – в своем пер­во­здан­ном пред­на­зна­че­нии – сродни газете: момент, пер­вич­ный срез исто­рии. Сей­час Ольга Лиси­нова рабо­тает фото­гра­фом в «Рабо­чем пути», и чита­тели видят ее работу еже­дневно, полу­чая инфор­ма­цию о собы­тиях, про­ис­хо­дя­щих в Смо­лен­ске. Посе­ти­тели выста­вок видят дру­гое. Назвать эти работы фото­гра­фией трудно – про­сто потому, что здесь вовсе нет мимо­лет­но­сти. Вспо­ми­на­ется золо­той век рус­ского искус­ства, аван­гард 20‑х годов ХХ века – Мале­вич, Кан­дин­ский, Тат­лин. Они исполь­зо­вали краски, Ольга Лиси­нова исполь­зует объ­екты. 

В при­роде суще­ствует некий шар крас­ного цвета, некое синее полотно, некая золо­ти­стая кутерьма. Они суще­ствуют сами по себе, поскольку такими были созданы, так заду­маны. Они для чего-то пред­на­зна­чены. Фото­ху­дож­ник Лиси­нова вынуж­дает их испол­нять несвой­ствен­ные им функ­ции – слу­жить фото­мо­де­лями. При этом она делает не порт­реты, а груп­по­вые снимки, где все три пред­по­ло­жи­тельно суще­ству­ю­щих в при­роде, выше­пе­ре­чис­лен­ных объ­екта зани­мают друг отно­си­тельно друга строго опре­де­лен­ное поло­же­ние. В полу­ча­ю­щихся ком­по­зи­циях есть настро­е­ние, есть экс­прес­сия или покой, и ощу­ще­ние это явля­ется след­ствием избран­ного цве­то­вого реше­ния. Есть ком­по­зи­ции «дожд­ли­вые», есть «сол­неч­ные». Есть «утрен­ние», есть «ноч­ные». Глав­ной осо­бен­но­стью худо­же­ствен­ных работ Ольги Лиси­но­вой явля­ется хруп­кость изоб­ра­жен­ного. Это очень необыч­ный мир — вроде посуд­ной лавки, в кото­рой норо­вит потоп­таться досу­жий слон; вроде Страны Оз. Видите: зон­тик, рюмка? Не кан­то­вать! 

Свою вось­мую пер­со­наль­ную выставку Ольга Лиси­нова назвала «+ свет / — тень» — по имени своих глав­ных инстру­мен­тов и соав­то­ров. Что бы ни было избрано в каче­стве модели, свет и тень – та неиз­мен­ная палитра, кото­рая все­ляет в изоб­ра­же­ние жизнь и при­дает ему настро­е­ние. Все все­гда начи­на­ется во тьме – в тем­ноте на сцене засты­вают арти­сты, в тем­ноте в глу­бине гор фор­ми­ру­ются алмазы, в тем­ноте рас­пе­ча­ты­ва­ется фото­бу­мага. И лишь с появ­ле­нием пер­вого луча света они обре­тают жизнь, всту­пают во вза­и­мо­дей­ствие с окру­жа­ю­щим миром, обре­тают цель и смысл. Уло­вить эти пере­мены и пыта­ется Ольга Лиси­нова.

экс­по­зи­ция

работы с выставки

упо­ми­на­ния