30 мая – 10 июля 2009, арт-галерея 40 квадратов, Смоленск
Текст из буклета:
На нейтральной полосе
За время, которое нужно, чтобы написать пейзаж, порой успевает смениться время года, и в своей работе художнику приходится руководствоваться воспоминаниями о том, какой была трава, каким — небо. Даже не воспоминаниями, а представлениями о них. Картина хранит собирательный образ — такой модель была вчера, когда художник был весел, позавчера, когда он грустил, такой она стала сегодня. Фотография – обычно конкретное прошлое. Она – в своем первозданном предназначении – сродни газете: момент, первичный срез истории. Сейчас Ольга Лисинова работает фотографом в «Рабочем пути», и читатели видят ее работу ежедневно, получая информацию о событиях, происходящих в Смоленске. Посетители выставок видят другое. Назвать эти работы фотографией трудно – просто потому, что здесь вовсе нет мимолетности. Вспоминается золотой век русского искусства, авангард 20‑х годов ХХ века – Малевич, Кандинский, Татлин. Они использовали краски, Ольга Лисинова использует объекты.
В природе существует некий шар красного цвета, некое синее полотно, некая золотистая кутерьма. Они существуют сами по себе, поскольку такими были созданы, так задуманы. Они для чего-то предназначены. Фотохудожник Лисинова вынуждает их исполнять несвойственные им функции – служить фотомоделями. При этом она делает не портреты, а групповые снимки, где все три предположительно существующих в природе, вышеперечисленных объекта занимают друг относительно друга строго определенное положение. В получающихся композициях есть настроение, есть экспрессия или покой, и ощущение это является следствием избранного цветового решения. Есть композиции «дождливые», есть «солнечные». Есть «утренние», есть «ночные». Главной особенностью художественных работ Ольги Лисиновой является хрупкость изображенного. Это очень необычный мир — вроде посудной лавки, в которой норовит потоптаться досужий слон; вроде Страны Оз. Видите: зонтик, рюмка? Не кантовать!
Свою восьмую персональную выставку Ольга Лисинова назвала «+ свет / — тень» — по имени своих главных инструментов и соавторов. Что бы ни было избрано в качестве модели, свет и тень – та неизменная палитра, которая вселяет в изображение жизнь и придает ему настроение. Все всегда начинается во тьме – в темноте на сцене застывают артисты, в темноте в глубине гор формируются алмазы, в темноте распечатывается фотобумага. И лишь с появлением первого луча света они обретают жизнь, вступают во взаимодействие с окружающим миром, обретают цель и смысл. Уловить эти перемены и пытается Ольга Лисинова.