«Кре­пость» не смыло!

Ресурс: Readovka67 от 05.09.2021
автор: Посто­рон­ним В.

А смо­лен­ская поэ­зия живее всех живых! 

В суб­боту 28 авгу­ста в Смо­лен­ске наблю­да­лись два неор­ди­нар­ных и, как знать, свя­зан­ных между собой явле­ния, при­род­ное и куль­тур­ное. После обеда гря­нул мощ­ней­ший ливень, каких в городе не слу­ча­лось давно. А к вечеру в Культурно-Выставочном Цен­тре имени Тени­ше­вых состо­ялся поэ­ти­че­ский фести­валь «Смо­лен­ская кре­пость». Фести­валь также про­ис­хо­дит неча­сто — раз в год, на излете лета.

Время сбора при­бли­жа­лось, но не све­ти­лись пред­вку­ше­нием лица орга­ни­за­то­ров. Взгляды их сно­вали туда-сюда. То в небо, кото­рое будто и не соби­ра­лось свет­леть. То в про­гноз погоды на смарт­фо­нах, кото­рый был соли­да­рен с небом: рас­слабь­тесь, будет лить и лить. То в пустой холл КВЦ, куда не спе­шила сте­каться пуб­лика, может статься, отло­жив­шая куль­тур­ный поход из-за дождя. Но за пол­часа до начала небо рас­чи­сти­лось, а дождь смолк, будто закру­тили вен­тиль. «Голу­бев! — поду­мали, хотя и не ска­зали этого вслух орга­ни­за­торы. — Не зря на афишу вынесли».

Поэта Алек­сандра Голу­бева 15 лет как нет на свете, но дело его живет. Именно Голу­бев в конце 1980‑х осно­вал меж­ду­на­род­ное арт-объединение «КЭП­НОС». Именно Голу­бев вско­лых­нул тихую заводь губерн­ской куль­туры двумя фести­ва­лями «Арт-бдения», на кото­рые съез­жа­лись самые акту­аль­ные рос­сий­ские и зару­беж­ные поэты. Именно Голу­бев в 1998‑м сыг­рал реша­ю­щую роль в орга­ни­за­ции пер­вого фести­валя «Смо­лен­ская кре­пость» — и в изда­нии одно­имен­ного сбор­ника, ныне рари­тета. В 2019‑м фести­валь воз­ро­дили сорат­ники Голу­бева: Эду­ард Куле­мин и Сер­гей Синя­ков — и по мере сил ста­ра­ются соот­вет­ство­вать высо­ким стан­дар­там осно­ва­теля, при­вле­кая к чте­ниям смо­лен­ских и мос­ков­ских поэтов.

В списке участ­ни­ков имя Голу­бева фигу­ри­рует с помет­кой «везде и все­гда», и это не ради крас­ного словца. Алек­сандр, не только бле­стя­щий поэт, но и гени­аль­ный адми­ни­стра­тор, сла­вился уме­нием делать невоз­мож­ное. Всего-то — при­кру­тить дождь с того света. Автор заметки знал Голу­бева лично и запро­сто пред­став­ляет себе, как этот боро­да­тый гигант вет­хо­за­вет­ного фор­мата (120 кг веса, рост под 2 метра) мано­ве­нием длани устра­няет пре­пят­ству­ю­щие общему делу непри­ят­но­сти.

И непри­ят­но­сти устра­ни­лись, и иссякли небес­ные хляби, и люди при­шли в при­лич­ном коли­че­стве, и худож­ник и поэт Куле­мин про­чел строки друга:

«Я — тот, кто здесь.

Тот я — кто здесь.

Здесь тот — кто я.

Кто здесь — тот я».

После чего доба­вил при­зыв уже из себя:

«Метни налево и направо

свою взыс­ку­ю­щую мысль

и мно­го­чис­лен­ные травмы

им нанеси, не поле­нись»

Небес­ный Голу­бев никому травм посред­ством, ска­жем, мол­ний, нано­сить не стал, но, дума­ется, удо­вле­тво­ренно кряк­нул, и вечер про­дол­жился своим чере­дом. А именно — выступ­ле­нием примы фести­валя, извест­ней­шего мос­ков­ского поэта Евге­ния Лесина, стихи кото­рого пре­красно пони­ма­емы и при­ни­ма­емы в любой точке Рос­сии, поскольку они о насущ­ном. О любви, ковиде, пьян­стве и общей тщете бытия:

«Я боюсь тем­ноты и экс­таза,

Высоты и бес­сон­ных ночей.

А еще я боюсь уни­таза

И зуб­ных огол­те­лых вра­чей.

И не то чтобы все они грубы.

Про­сто жизнь наша не кара­вай.

Так вот сде­ла­ешь новые зубы,

А потом попа­дешь под трам­вай»

Снова вспом­ни­лось про Голу­бева, когда слово взял его дав­ний спо­движ­ник, поэт, жур­на­лист, педа­гог, побе­ди­тель кон­курса «Учи­тель Рос­сии», уро­же­нец Смо­лен­ска и моск­вич Павел Рыб­кин:

«Стихи при­хо­дят, как икота,

И ты хва­та­ешь воз­дух ртом.

Наверно, вспо­ми­нает кто-то.

Попро­буй дога­дайся — Кто…»

Мос­ков­ская поэтесса Ека­те­рина Бог­да­нова читала не об икоте, но о коти­ках. А кон­крет­нее — о том, что они, как и дру­зья, уми­рают, и с этим ничего не поде­ла­ешь:

«ты выхо­дишь за ворота

пере­носка так легка

дома ждут лоток и плошки

ког­те­точка домик мышь

ты конечно погру­стишь

но недолго ведь известно

жен­щины они как кошки

то есть нет наобо­рот

кошек много как и жен­щин

и хоро­ших и пло­хих

много много их»

Коти­ков любят все, и пуб­лика про­ник­лась, но рас­слаб­ляться не сто­ило. Поскольку на сцену вышел смо­ля­нин Вла­ди­мир Мар­ков. Ныне почтен­ный кра­е­вед, в юно­сти он был поэтом суро­вого нрава, о чем и напом­нил:

«И запла­кав от отча­я­нья

Страшно я запил

И ее избил неча­янно,

От избытка сил»

Лирика, пус­кай и 30-летней выдержки, рабо­тала исправно: то есть для непу­га­ного чело­века могла ока­заться вер­баль­ным экви­ва­лен­том удара с ноги. Тем более, что харизма Мар­кова и поныне доста­точно бру­тальна, чтобы понять: крот­ким поэт и кра­е­вед с годами не стал.

Отдель­ные кон­сер­ва­тивно настро­ен­ные слу­ша­тели, воз­можно, ожи­дали, что поскольку фест назы­ва­ется «Смо­лен­ская кре­пость», то и стихи будут не про кре­пость алко­голь­ную или мен­таль­ную, а про­сто про ту, кото­рая стена. Чем-нибудь неж­ным мог бы тео­ре­ти­че­ски пора­до­вать такую пуб­лику гость из Ярцева Андрей Чай­кин, лау­реат и при­зер меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов и фести­ва­лей, при одном взгляде на кото­рого сразу видно: вот поэт. Но и он не так чтоб даро­вал пуб­лике покой:

«Рубите Друг Друга на дрова!

Любите Друг Друга в мура­вей­ни­ках!

Пугайте Друг Друга до бес­па­мят­ства!

Сме­шите Друг Друга для про­зре­ния!»

Искон­ную лирику с опцией выдох­нуть и отдох­нуть душой при­внес в меро­при­я­тие смо­ля­нин Алек­сандр Кок­ша­ров, веду­щий актер СДТ, поэт и член Союза рос­сий­ских писа­те­лей:

«Вечер тает словно птица,

Ветер в поле коло­ситься…

В василь­ках гуляет дева,

Вся из лун­ного напева…

Смот­рит дева в небеса —

Там без­мер­ность и краса»

Затем слово взял Олег Раз­умов­ский, чудом живой клас­сик и про­заик, извест­ный далеко за пре­де­лами Смо­лен­ска и пере­ве­ден­ный на ряд ино­стран­ных язы­ков. В рас­сказе «Слава» писа­тель в свой­ствен­ной ему жест­кой манере пове­дал о про­буж­де­нии созна­ния в рус­ском чело­веке, кото­рый даже если спит, бере­жет самое свя­тое: «Но крас­но­ко­жий пас­порт граж­да­нина СССР — герой­ски зажат насмерть в мозо­ли­стых руках моего Славы. Кто ты? Откуда? Куда и зачем? Так и не дал ответа».

«Выйду еле жив

В стельку пьян

Упаду в Мос­ков­ский фон­тан

Оку­нусь шаль­ной голо­вой

Захлеб­нусь мос­ков­ской водой»

— про­чи­тал поэт и легенда смо­лен­ского анде­гра­унда Юрий «Дилан» Щег­лов­ский. Опре­де­ленно вся­кое слу­ча­лось в Москве и с Сер­геем Синя­ко­вым, пере­ехав­шим из Смо­лен­ска в сто­лицу в конце 1990‑х. Род­ной город Синя­ков любит, пом­нит и наве­щает не только мыс­ленно в сти­хах, но и физи­че­ски при вся­кой воз­мож­но­сти. Да и как забу­дешь:

«Где воду в землю льёт колонка

И нет этой воды вкус­ней

Где на линя­лой фото­пленке

Мы с папой раз­гре­баем снег

Где за отко­сом ого­ро­дом

Успен­ский зеле­неет храм

Где до смерти зимой не подран

Мой кот и выле­чен от ран»

К сча­стью, у воз­рож­ден­ной «Смо­лен­ской кре­по­сти» нахо­дятся не только аст­раль­ные покро­ви­тели уровня Голу­бева, но и вполне ося­за­е­мые. В этом году неоце­ни­мую помощь в орга­ни­за­ции вечера ока­зала пред­се­да­тель Смо­лен­ского отде­ле­ния Твор­че­ского союза худож­ни­ков Рос­сии и руко­во­ди­тель про­екта «Смо­лен­ский архив: Дру­гое кра­е­ве­де­ние» Анна Зимина. Она же вру­чила заслу­жен­ный приз Евге­нию Лесину — фир­мен­ную настоль­ную игру от музея «Смо­лен­ская кре­пость», тезки и парт­нера фести­валя.

Лесин при­нял дар с бла­го­дар­но­стью и берег как зеницу ока — даже пуще соб­ствен­ных совсем све­жих сти­хов, кото­рые в тот же вечер были поте­ряны на афтер-пати в клубе «Кружка». Спу­стя несколько дней стихи нашлись и — вуаля — ока­за­лись именно про смо­лен­скую кре­пость, ту, что из кир­пича. Есть надежда, что поэт про­чи­тает их в сле­ду­ю­щем году, и люби­тели поэ­зии про башни и пашни оста­нутся услы­шан­ным довольны.

Посто­рон­ним В.