Выставка визу­аль­ной поэ­зии ПЛАТ­ФОРМА (сете­вой про­ект)

2003–2006

Выставка «Плат­форма» — это уни­каль­ный про­ект сете­вого сотруд­ни­че­ства авто­ров и кура­то­ров, стар­то­вав­ший зимой 2003/2004 гг. одно­вре­мен­ными экс­по­зи­ци­ями сразу в несколь­ких горо­дах мира: Кали­нин­граде, Дне­про­пет­ров­ске, Киеве, Чикаго, Вар­шаве, Пензе, Москве.

Мы хотим пред­ста­вить зри­телю явле­ние визу­аль­ной поэ­зии и работы при­знан­ных и моло­дых авто­ров. Имея в виду то, что визу­аль­ная поэ­зия не полу­чила в Рос­сии широ­кого рас­про­стра­не­ния, мы счи­таем эту задачу вполне акту­аль­ной. Рос­сий­ский зри­тель не знает рос­сий­ских же авто­ров, и нам хоте­лось бы вер­нуть их работы в Рос­сию хотя бы в циф­ро­вой форме. Для ино­стран­ного зри­теля, ска­жем, для студентов-славистов, выставка также будет инте­ресна.

В этом про­екте мы попы­та­лись соче­тать тех­но­ло­гию сете­вого куль­тур­ного про­екта с идеей вир­ту­аль­ной «пере­движ­ной выставки», когда ори­ги­нал работы исче­зает как тако­вой, будучи под­ме­нен репре­зен­та­цией циф­ро­вой копии.

«За что мы любим визу­аль­ную поэ­зию? Мы любим ее за то, что она есть нечто боль­шее, чем изоб­ра­же­ние, и нечто боль­шее, чем текст, не только по отдель­но­сти, но и вме­сте взя­тые. За ее маги­че­скую спо­соб­ность пре­вра­щать обы­ден­ное слово в элек­три­че­ское све­че­ние образа про­стым сло­же­нием с гео­мет­рией листа, за пара­док­саль­ную сво­боду скре­щи­вать про­стран­ство и вооб­ра­же­ние, рас­сла­и­вая дра­ма­тур­ги­че­ское тече­ние на мно­же­ство раз­но­мер­ных пото­ков, парал­лель­ных лишь визу­аль­ной плос­ко­сти, но сложно спле­тен­ных темпорально-семантическим вза­и­мо­дей­ствием. За тра­ги­че­скую силу углу­бить про­стую запя­тую до кори­дора памяти, нани­зы­вая на вос­по­ми­на­ния иро­нич­ные улыбки фото­гра­фи­че­ских оскол­ков стер­тых деся­ти­ле­тий. За то, что она помо­гает нам изме­нять наше созна­ние. Там, где чело­веку с линейно орга­ни­зо­ван­ным вос­при­я­тием мере­щатся при­зраки хаоса, поэт про­зре­вает воз­мож­но­сти дру­гих поряд­ков.»

В. Колот­вин


Идея, коор­ди­на­ция, сбор работ: Павел Настин nastin@polutona.ru
Кура­тор от КФ ГЦСИ, отбор и под­го­товка работ: Евге­ний Пала­мар­чук jonathan@polutona.ru
WWW: Геор­гий Жер­дев zherdev@inbox.ru

Про­ект осу­ществ­ля­ется при под­держке:
  • Кали­нин­град­ского фили­ала Госу­дар­ствен­ного цен­тра совре­мен­ного искус­ства ncca-kaliningrad.ru
  • Сайта «Сете­вая Сло­вес­ность» www.netslova.ru
  • Про­екта «Полу­тона» polutona.ru
  • Рус­ского Жур­нала www.russ.ru

Гале­рея:

Дмит­рий Зимин
Ста­тика
Э. Куле­мин
Про­ект «КОМ­МУ­ТА­ЦИЯ»

О КОМ? (О, КОМ!)
(коммен­та­рий к сете­вому арт-проекту «КОММУТА­ЦИЯ»)

Ском­ки­ва­ние листа — одна из рас­про­стра­нен­ных форм мани­пу­ля­ций с тек­стом, исполь­зу­е­мая в совре­мен­ной худо­же­ствен­ной прак­тике. При смя­тии бумаж­ных слоев за счет нало­же­ние визу­аль­ных, вер­баль­ных и зву­ко­вых ассо­ци­а­ций про­ис­хо­дит умно­же­ние смыс­лов с одно­вре­мен­ной их кон­цен­тра­цией. 

Про­цесс ском­ки­ва­ния = жест+текст+действие+звук.

Мета­фора комка мно­го­значна. Вот к при­меру лишь неко­то­рые смыс­ло­вые ассо­ци­а­ции: 

- жест отча­я­ния (ском­ки­ва­ние бумаж­ного листа с неудав­шимся тек­стом);

- уплот­не­ние, сгу­сток (снеж­ный ком, ком в горле…);

- сжа­тие, напря­же­ние (сжаться в комок, комок нер­вов…);

- упо­ря­до­чен­ный хаос, рефор­ми­ро­ван­ный кос­мос;

- сози­да­ние через раз­ру­ше­ние и т.п.

Суще­ствует боль­шое коли­че­ство слов, име­ю­щих в своей кор­не­вой основе бук­вен­ное соче­та­ние «КОМ», и при упо­треб­ле­нии в дан­ном кон­тек­сте при­об­ре­та­ю­щих ряд допол­ни­тель­ных смыс­лов (коммер­ция, компиля­ция, команда, комикс, комод, компот и т.д.). На наш взгляд наи­бо­лее адек­ватно идее про­екта поня­тие «коммута­ция». Про­ис­хо­дит оно от латин­ского commutatio, что озна­чает изме­не­ние, пере­мена. В линг­ви­стике ком­му­та­ция — это метод иссле­до­ва­ния, опи­ра­ю­щийся на то, что при изме­не­нии в одном плане языка про­ис­хо­дят изме­не­ния в дру­гом его плане. В нашем слу­чае наблю­да­ется целый ряд изме­не­ний: транс­фор­ма­ция тек­сту­аль­ного ряда в визу­аль­ные, сме­ще­ние смыс­ло­вых пла­стов, изме­не­ние созна­ния под воз­дей­ствием уви­ден­ного и про­чи­тан­ного и т.п. 

Новые ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии поз­во­ляют фор­ми­ро­вать тек­сто­вые комки, при­да­вая им «неру­ко­твор­ную» пла­сти­че­скую форму, без физи­че­ского воз­дей­ствия на бумаж­ную основу. В дан­ном слу­чае про­цесс ском­ки­ва­ния осу­ществ­ля­ется при помощи ряда ком­пью­тер­ных про­грамм. Само слово «ком» (com) при­об­ре­тает допол­ни­тель­ное тех­но­ло­ги­зи­ро­ван­ное зна­че­ние.

Дан­ная серия работ явля­ется резуль­та­том интернет-акции «Ском­кан­ные строки». В ходе ее про­ве­де­ния участ­ни­кам было пред­ло­жено предо­ста­вить автору про­екта несколько строк соб­ствен­ного сочи­не­ния на тему ском­ки­ва­ния, кото­рыми они готовы пожерт­во­вать во имя обре­те­ния сверх­тек­сту­аль­ного смысла. В даль­ней­шем эти жерт­вен­ные вирши под­верг­лись обра­ботке на ком­пью­тере и при помощи спе­ци­аль­ных гра­фи­че­ских про­грамм были «ском­каны» до полу­че­ния «неру­ко­твор­ного комка», кото­рому при­сва­и­ва­лось имя автора ском­кан­ных строк (напри­мер «Неру­ко­твор­ный комок им. А.С.Пушкина.»). В ряде слу­чаев кура­тор про­екта брал на себя ини­ци­а­тиву и выби­рал строки по сво­ему усмот­ре­нию, учи­ты­вая что эле­мент волюн­та­ризма изна­чально зало­жен в идее ском­ки­ва­ния. В серию вклю­чены также работы выпол­нен­ные на основе нетек­сту­аль­ного мате­ри­ала, но по своей кон­фи­гу­ра­ции соот­вет­ству­ю­щие кон­цеп­ции про­екта.