Газета: Независимая газета от 08.09.2021
автор: Григорий Логинов
Фестиваль «Смоленская крепость» стоит!
Фестиваль «Смоленская крепость» демонстрирует то, что Смоленск нынче входит в число ведущих поэтических центров страны. Он прошел в рамках выставки с говорящим названием «Край съест центр» и привлек немало поэтов из этого самого центра. Смоленская крепость – многозначное сочетание слов. Для начала это одна из самых больших кирпичных крепостей мира. Протяженность ее стен – 6500 м. Для сравнения: Нижегородский кремль – 2045 м, Московский – 2235 м. Есть музей крепости. В Пятницкой башне когда-то находился ресторан «Смоленская крепость», чьи стены украшали картинки питерского художника и поэта Гавриила Лубнина со стихотворными подписями. В 1990‑х существовал такой локальный водочный бренд. Для поддержания крепости (жаль, что без всякой ответной поддержки) в 1998 году в Смоленске вышел одноименный сборник стихов – с соответствующей этикеткой на обложке. Инициатором издания стало творческое объединение КЭПНОС: Клуб Экспериментальной Поэзии и НОвого иСкусства. КЭПНОС среди прочего отметился организацией международного фестиваля искусств «Арт-бдения». В нем в начале 1990‑х принимали участие лидеры московского клуба «Поэзия» и гости из-за рубежа. Эмблемой события была одна из башен Смоленской крепости (предположительно – Громовая) со слетевшей крышей…
В 2019 году крыша слетела снова: в городе прошел поэтический фестиваль «Смоленская крепость». Он был организован ключевыми участниками того самого сборника конца 1990‑х – Сергеем Синяковым и Эдуардом Кулеминым. COVID-19 помешал провести очередной фестиваль по графику, в 2020‑м. Но к августу 2021-го контекст мероприятия стал гораздо интереснее. За это время успел стартовать проект «Смоленский архив: Другое краеведение» – о городских локациях, связанных с артистической жизнью Смоленска.
«Проект инициирован Смоленским отделением Творческого союза художников России, – рассказала руководитель этого проекта Анна Зимина. – В феврале 2021-го мы получили президентский грант. Главная цель – сбор архивных данных, посвященных неофициальной культуре Смоленска с начала 1980‑х и до конца 2010‑х годов. Промежуточным итогом этой работы стала художественная выставка «Край съест центр» в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых. И вот, уже в рамках этой выставки, был организован фестиваль «Смоленская крепость – 2». У нас в архиве есть раздел «Самоорганизации». КЭПНОС занимает в нем особое место. Выпущенный им сборник «Смоленская крепость» был как раз хорошим примером такой самоорганизации. То же самое можно сказать и о фестивале. Поэтому нам показалось логичным дать ему приют в КВЦ Тенишевых, в помещении выставки».
Открыл фестиваль «Вступительным маршем» участник выставки, смоленский поэт и художник Эдуард Кулемин: «Приди, пока еще не поздно,/ необоснованный такой,/ и в состоянии коматозном/ раскинь убийственной мозгой».
Вечер вел, сам то и дело участвуя в чтениях, Сергей Синяков. Это он пригласил в Смоленск московских гостей, например поэта Екатерину Богданову. Она покорила публику стихами про котов: «Ветеринары делают из котов наркотики/ Тем, что спасают им жизнь, а иногда и здоровье./ В результате коты временно с нами, а мы пьем антипсихотики,/ Чтобы не думать о будущем без кота – о времени вдовьем».
Синякову удалось собрать вместе столичных гостей, смолян и даже молодых авторов из районных центров Смоленской области. Интересные стихи прочитал Андрей Чайкин из Ярцева: «Я хотел бы поднять тост и страну, но/ хватает меня лишь на тост. И я пью, запивая душой, а мой/ дед запивал в 41‑м. И если бы я в тот год играл с Гитлером/ в гольф, то он услышал бы фразу: Не надо, Адольф».
В будущем году Смоленская крепость отметит 420-летие. Вполне возможно, что одноименный поэтический фестиваль пройдет следующим летом более масштабно и поэты будут читать стихи прямо на ее стенах и башнях.
Смоленск