Осо­бый взгляд на искус­ство и кра­е­ве­де­ние

Газета: Смо­лен­ская газета от 22 авгу­ста 2021
автор: Ольга Сур­кова

В КВЦ имени Тени­ше­вых откры­лась выставка совре­мен­ного искус­ства «Край съест центр». Её назва­ние – строчка из песни смоленско-рижской группы девя­но­стых «ЗГА». И в экс­по­зи­ции тоже основ­ное вни­ма­ние уде­лено именно девя­но­стым, хотя в целом речь идёт о нефор­маль­ном твор­че­стве смо­лян в вось­ми­де­ся­тых – нуле­вых годах…

Выставка «Край съест центр» – часть про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние». Её орга­ни­за­торы – реги­о­наль­ное отде­ле­ние «Твор­че­ского союза худож­ни­ков Рос­сии».

– Эта выставка – итог нашей работы над про­ек­том «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние», – гово­рит руко­во­ди­тель про­екта Анна ЗИМИНА. – Точ­нее – пер­вый итог, поскольку окон­ча­тельно про­ект завер­шать пока рано. Потому что коли­че­ство мате­ри­ала, кото­рый ещё можно найти, огромно. Мы вооду­шев­лены исто­рией совре­мен­ного искус­ства и обя­за­тельно про­дол­жим работу над его попу­ля­ри­за­цией.

Экс­по­зи­ция состоит из двух раз­де­лов. В пер­вом пока­зана частич­ная рекон­струк­ция зна­ко­вых для смо­лен­ского кон­тек­ста выста­вок пере­стро­еч­ной эпохи. Во вто­ром, полу­чив­шем назва­ние «Част­ные слу­чаи», – твор­че­ство отдель­ных авто­ров, кото­рым уда­лось оста­вить свой след в искус­стве: Влада Мака­рова, Люд­милы Поно­ма­рё­вой, Вла­ди­мира Мар­кова, Эду­арда Кулё­мина, Юрия Мель­ни­кова, Олега Тищен­кова.

– Нам было важно пока­зать, что совре­мен­ное искус­ство может суще­ство­вать и в таком неболь­шом городе, как Смо­ленск, – пояс­няет кура­тор про­екта Яна ДВО­ЕНКО. – При­чём в самых раз­ных фор­мах. Это и груп­по­вые само­ор­га­ни­за­ции, объ­еди­не­ния, выставки, и част­ные слу­чаи – худож­ники с ярко выра­жен­ным соб­ствен­ным сти­лем. Есть даже вари­ант неко­его твор­че­ского насле­дия: клуб аван­гар­ди­стов «КЭП­НОС» и про­дол­жа­тели их тра­ди­ций – жур­нал «Слова». Наде­юсь, что в конеч­ном счёте в обще­стве будут больше вни­ма­ния обра­щать на те про­цессы, кото­рые суще­ствуют по краям жизни, нежели навя­зы­вать одну цен­траль­ную пози­цию. Выставка как раз об этом.

Даже при бег­лом взгляде на экс­по­зи­цию при­вле­кает вни­ма­ние оби­лие инфор­ма­ции. В ней – то, что поз­во­лит если не понять, то хотя бы обо­зна­чить некие вехи совре­мен­ного искус­ства даже самым не посвя­щён­ным в его тон­ко­сти зри­те­лям. А может, и почув­ство­вать атмо­сферу тех ярких собы­тий, какими, без­условно, были фести­валь совре­мен­ного искус­ства «Арт-бдения», кол­лек­тив­ная выставка «Вза­и­мо­дей­ствия после вза­и­мо­дей­ствия» или послед­няя выставка «Группы неиз­вест­ных худож­ни­ков» «Отте­перь».

– То, что сде­лали орга­ни­за­торы этой выставки, – про­сто уни­кально, – счи­тает музы­кант Вадим ПЕТ­РЕНКО, участ­ник уже упо­мя­ну­той группы «ЗГА». – Им уда­лось вос­со­здать, ожи­вить и задо­ку­мен­ти­ро­вать собы­тия, о кото­рых уже мало кто пом­нит. Смо­ленск – неболь­шой город, но здесь оби­тают какие-то совер­шенно неве­ро­ят­ные люди, кото­рые тво­рят и выра­щи­вают смыслы: изоб­ра­зи­тель­ные, музы­каль­ные, теат­раль­ные. И то, что ребя­там уда­лось по сусе­кам наскре­сти и обо­зна­чить, – про­сто чудес­ная подвиж­ни­че­ская исто­рия. Мы ведь в то время даже не заду­мы­ва­лись, какие это может иметь послед­ствия, насколько это важно и акту­ально, – про­сто делали, и всё. И, как пра­вило, без воз­мож­но­сти зафик­си­ро­вать на фото или видео. А теперь можно ко всему при­кос­нуться, вспом­нить и про­ана­ли­зи­ро­вать. Это как некие руко­писи, кото­рые теперь не сго­рят.

– Всё сде­лано на хоро­шем совре­мен­ном уровне и очень здо­рово подано, – допол­няет худож­ник Влад МАКА­РОВ, чьё твор­че­ство вошло в раз­дел «Част­ные слу­чаи». – Хотя самих арте­фак­тов всё-таки не хва­тает. У меня мно­гое с тех вре­мён не сохра­ни­лось. Да и атмо­сферу собы­тий пере­дать для тех, кто в них не участ­во­вал, очень трудно. Ведь глав­ной нашей целью было про­явить себя, пока­зать своё твор­че­ство. Сей­час это можно назвать «духом вре­мени», а тогда был про­сто порыв добраться до какой-то худо­же­ствен­ной истины.

На выставке есть свой читаль­ный зал, где, сидя в кресле, можно поли­стать номера жур­нала «Слова». И есть фото­зона в виде рекон­струк­ции пер­фор­манса «Рус­ское чудо», кото­рый был устроен в 1996 году у Оленя на Бло­нье. Орга­ни­за­торы при­зы­вают всех активно фото­гра­фи­ро­ваться, выкла­ды­вать снимки в Сети и ста­но­виться частью исто­рии совре­мен­ного искус­ства, кото­рая про­дол­жа­ется…

Авто­ри­тет­ное мне­ние

Арсе­ний ШТЕЙ­НЕР, арт-критик, вице-президент «Твор­че­ского союза худож­ни­ков Рос­сии»:

– Пока ехал сюда из Москвы, вспо­ми­нал недав­ний сериал про вам­пи­ров в Смо­лен­ске. Его опи­са­ние в сетях зву­чало при­мерно так: «Смо­ленск – ничем не при­ме­ча­тель­ный город в Цен­траль­ной Рос­сии». Это озна­чает только то, что ребята наняли писать текст школь­ни­ков, кото­рые ни разу в жизни не выез­жали из сво­его даль­него Под­мос­ко­вья. Ведь если и можно о каком-то рус­ском городе ска­зать «ничем не при­ме­ча­тель­ный», то уж точно не о Смо­лен­ске.

Смо­лен­ское реги­о­наль­ное отде­ле­ние «Твор­че­ского союза худож­ни­ков Рос­сии» – одно из самых моло­дых, но бой­ких. Меньше чем через два года после своей орга­ни­за­ции они сумели не только собрать заме­ча­тель­ную выставку, но и полу­чить под реа­ли­за­цию этого про­екта пре­зи­дент­ский грант.

На мой взгляд, тут ценны даже не сами экс­по­наты, мате­ри­алы. Ценна атмо­сфера и общая обста­новка, кото­рую орга­ни­за­то­рам уда­лось вос­ста­но­вить с помо­щью доку­мен­та­ции и экс­по­зи­ци­он­ного реше­ния, – тех пре­крас­ных лет, когда пере­стройка только закон­чи­лась, а Эду­ард Кулё­мин был моло­дым и бой­ким.

Фото: КВЦ имени Тени­ше­вых