Край­но­сти эпохи «цен­тро­вых». В Смо­лен­ске откры­лась выставка «дру­гого кра­е­ве­де­ния»

Газета: Рабо­чий путь от 21 авгу­ста 2021
автор: Ана­то­лий Соло­вья­ненко

«Край съест центр» — под таким назва­нием в КВЦ им. Тени­ше­вых откры­лась выставка (16+), посвя­щен­ная смо­лен­скому неофи­ци­аль­ному искус­ству 1980 — 2000‑х годов. 

В июле этого года в рам­ках про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» мест­ные худож­ники про­вели акцию «Блуж­да­ю­щий центр/неустойчивый край», в ходе кото­рой уста­но­вили в овраге за педу­ни­вер­си­те­том (на «тропе Хоши­мина») сим­во­ли­че­ский столб, на кото­ром раз­ме­щены раз­но­на­прав­лен­ные ука­за­тели с над­пи­сью «КРАЙ». Таким обра­зом, на пере­се­чен­ной мест­но­сти была обо­зна­чена услов­ная точка отсчета в системе меня­ю­щихся коор­ди­нат про­стран­ства и вре­мени.

По замыслу худож­ни­ков, раз­но­на­прав­лен­ный «КРАЙ» можно трак­то­вать как век­тор дви­же­ния пара­док­саль­ной рус­ской мысли и мета­фору поиска смысла. Край — это также тер­ри­то­ри­аль­ное обо­зна­че­ние места (род­ной край, даль­ние края, окра­ина).

Поня­тие «центр» в свое время стало зна­ко­вым для город­ских нефор­ма­лов — отсюда пошло назва­ние «цен­тро­вые» в отно­ше­нии ком­па­нии людей, тусо­вав­шихся у брон­зо­вого Оленя, в забро­шен­ном зда­нии дома-коммуны («Чай­нике») и блуж­дав­ших по окрест­но­стям пло­щади Ленина.

Теперь этот сим­во­ли­че­ский столб изоб­ра­жен на афише выставки «Край съест центр». Необыч­ное назва­ние экс­по­зи­ции — это строчка из песни смоленско-рижской группы «ЗГА», с 1990‑х годов рабо­та­ю­щей в зоне музы­каль­ного экс­пе­ри­мента.

В основе выставки лежат пер­со­наль­ные архивы Вла­ди­слава Мака­рова, Вла­ди­мира Мар­кова, Олега Раз­умов­ского, Эду­арда Кулё­мина, Юрия Мель­ни­кова, Олега Тищен­кова, гале­реи «40 квад­ра­тов», собран­ные и систе­ма­ти­зи­ро­ван­ные в рам­ках про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние».

- Время с конца 80‑х и до сере­дины 90‑х — один из самых ярких и пло­до­твор­ных пери­о­дов в исто­рии искус­ства нашего города. Стре­ми­тельно меня­ю­ща­яся ситу­а­ция пере­рож­де­ния одного госу­дар­ства в дру­гое, сво­бода и рас­ши­ре­ние гра­ниц, бли­зость к Москве и запад­ным рубе­жам поз­во­лили Смо­лен­ску стать цен­тром при­тя­же­ния для мас­штаб­ных меро­при­я­тий и идей.

С 1988 по 1996 год в городе сло­жи­лось и дей­ство­вало сооб­ще­ство, в кото­рое вхо­дили худож­ники, музы­канты, писа­тели, свя­зав­шие свою жизнь с искус­ством еще в совет­ское время. В этот пере­стро­еч­ный период по внут­рен­ней инер­ции авторы еще отно­сили себя к кон­тр­куль­туре, но уже вышли из под­по­лья.

При­ват­ные формы суще­ство­ва­ния неофи­ци­аль­ного искус­ства (квар­тир­ник, домаш­ние сту­дии) сме­ня­ются пуб­лич­ными: созда­ются само­ор­га­ни­за­ции, осно­ван­ные на гори­зон­таль­ных свя­зях и «испо­ве­ду­ю­щие раз­лич­ные прин­ципы совре­мен­ного искус­ства», про­хо­дят фести­вали и кол­лек­тив­ные выставки на раз­ных пло­щад­ках города. Сня­тие внеш­них и внут­рен­них огра­ни­че­ний спо­соб­ствует интен­сив­ному обще­нию еди­но­мыш­лен­ни­ков, бла­го­даря чему смо­лен­ское искус­ство откры­ва­ется миру и стре­ми­тельно обрас­тает свя­зями.

Поня­тие куль­тур­ной пери­фе­рии на дан­ном этапе как бы пере­стает суще­ство­вать. Каж­дый мог стать цен­тром, и каж­дый с помо­щью своей худо­же­ствен­ной прак­тики мог загля­нуть за край, — ком­мен­ти­рует выставку кура­тор про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» Яна Дво­енко.

Экс­по­зи­ция состоит из двух раз­де­лов. В пер­вом — нахо­дятся частич­ные рекон­струк­ции зна­ко­вых для смо­лен­ского кон­тек­ста куль­тур­ных явле­ний и собы­тий. Здесь пред­став­лены такие мас­штаб­ные про­екты, как фести­валь совре­мен­ного искус­ства «Арт-бдения» (1991 — 1992), кол­лек­тив­ная выставка «Вза­и­мо­дей­ствия после вза­и­мо­дей­ствия» (1995), акции ано­ним­ного арт-объединения 90‑х «Группы неиз­вест­ных худож­ни­ков».

В этом раз­деле зри­тель может при­нять уча­стие в инсце­ни­ровке акции «Спя­щая кра­са­вица», про­шед­шей у Оленя 27 июля 1996 года, впи­сав­шись в леген­дар­ное фото с худож­ни­ками, сим­во­лом города и над­пи­сью «Это сон». Здесь так же пред­став­лены сам­из­да­тов­ские аль­ма­нахи клуба аван­гар­ди­стов «КЭП­НОС» (1988 — 1999) и номера литературно-философского жур­нала «Слова» (2007).

Каж­дая рекон­струк­ция явля­ется важ­ной точ­кой в пони­ма­нии кол­лек­тив­ных настро­е­ний пере­стро­еч­ной эпохи и ее послед­ствий.

Вто­рая часть экс­по­зи­ции условно назы­ва­ется «Част­ные слу­чаи».

- Здесь можно озна­ко­миться с твор­че­ством отдель­ных авто­ров, вни­ма­ние кото­рых сосре­до­то­чено на сле­до­ва­нии опре­де­лен­ным мето­дам или раз­ви­ва­ю­щих инди­ви­ду­аль­ные прин­ципы в искус­стве. Экс­прес­сив­ную абстрак­цию Влада Мака­рова, аван­гард­ные шту­дии Люд­милы Поно­ма­ре­вой и ради­каль­ную живо­пись Вла­ди­мира Мар­кова можно читать как отдель­ные про­яв­ле­ния автор­ской воли в сле­до­ва­нии тра­ди­циям искус­ства ХХ века или их транс­фор­ма­ции, — пояс­няет Яна Дво­енко.

Оба раз­дела демон­стри­руют, как искус­ство и лите­ра­тура, суще­ство­вав­шие по краям офи­ци­аль­ного худо­же­ствен­ного про­цесса, ста­но­ви­лись цен­тром всего про­ис­хо­дя­щего в духов­ной, соци­аль­ной и поли­ти­че­ской жизни города.

- Сей­час стало обык­но­ве­нием у дея­те­лей куль­туры обра­щаться в про­шлое. Навер­ное, насто­я­щее небо­гато собы­ти­ями, даже оппо­зи­ци­он­ная тусовка при­молкла, отпра­вив­шись в курорт­ные места. Вот и мы тут решили упо­мя­нуть лихие 90‑е и то, что тво­ри­лось вокруг, и пока­зать, что Смо­ленск не глу­хая про­вин­ция, а куль­тур­ный центр неза­ви­си­мого искус­ства Сред­не­рус­ской воз­вы­шен­но­сти. Здесь пред­став­лены неза­бы­ва­е­мые для узкой группы аван­гар­ди­стов, но не изве­дан­ные для мас­со­вого зри­теля арте­факты той горя­чей эпохи. Цен­ность их нерав­но­значна, но отра­жает дух вре­мени. Пост­мо­дер­нист­ские аллю­зии на соц-арт и мета­фи­зи­че­ские иска­ния в эпоху пере­мен. Все это имело и имеет место быть, — рас­ска­зы­вает участ­ник выставки, худож­ник и музы­кант Вла­ди­слав Мака­ров.

МНЕ­НИЕ

«Про­ект «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» направ­лен на попу­ля­ри­за­цию совре­мен­ного искус­ства нашего реги­она. Его основу состав­ляют меро­при­я­тия, кото­рые поз­во­лят спе­ци­а­ли­стам и обы­ва­те­лям узнать о том, как фор­ми­ро­ва­лись истоки совре­мен­ного искус­ства в нашем городе, кто был при­ча­стен из авто­ров (худож­ни­ков, музы­кан­тов, поэтов) к этому про­цессу, какие про­изо­шли клю­че­вые собы­тия. Не слу­чайно дан­ный про­ект был ини­ци­и­ро­ван именно Реги­о­наль­ным отде­ле­нием Твор­че­ского Союза худож­ни­ков Рос­сии по Смо­лен­ской обла­сти. Дело в том, что основ­ной костяк нашей орга­ни­за­ции состав­ляют твор­че­ские лич­но­сти, кото­рые при­ни­мали непо­сред­ствен­ное уча­стие в куль­тур­ных собы­тиях 1980 — 2010 гг. и по сей день явля­ются актив­ными дея­те­лями арт-процесса. Выставка «Край съест центр» пока­зы­вает про­ме­жу­точ­ные итоги полу­го­до­вой работы над про­ек­том. Впе­реди — изда­ние аль­бома и даль­ней­шее рас­ши­ре­ние архива», — рас­ска­зы­вает руко­во­ди­тель про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние», пред­се­да­тель Реги­о­наль­ного отде­ле­ния Твор­че­ского Союза худож­ни­ков Рос­сии по Смо­лен­ской обла­сти Анна Зимина.

Сайт про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние». 

СПРАВКА «РП»

«Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» — это онлайн-архив смо­лен­ского совре­мен­ного искус­ства. Основу про­екта состав­ляют част­ные мате­ри­алы, про­из­ве­де­ния и доку­менты, предо­став­лен­ные авто­рами. Пер­со­наль­ные сви­де­тель­ства были изу­чены, систе­ма­ти­зи­ро­ваны и ката­ло­ги­зи­ро­ваны по раз­де­лам.

«Дру­гое кра­е­ве­де­ние» — исто­ри­че­ское назва­ние газет­ной руб­рики в «Рабо­чем пути» писа­теля Олега Раз­умов­ского, посвя­щен­ной осмыс­ле­нию зна­ко­вых мест Смо­лен­ска сквозь

кон­тр­куль­тур­ную призму. Кон­цеп­ция архива стро­ится на идее иссле­до­ва­ния города путем рекон­струк­ции свя­зей внутри худо­же­ствен­ного сооб­ще­ства так назы­ва­е­мой «парал­лель­ной куль­туры» с 1980‑х по 2000‑е годы.

Собра­ние архива поз­во­ляет осмыс­лить опыт локаль­ного искус­ства в рос­сий­ском и интер­на­ци­о­наль­ном кон­тек­сте. Кроме сам­из­дата, фото­гра­фий с выста­вок, кон­цер­тов, пер­фор­ман­сов и фести­ва­лей, ката­ло­гов и архив­ных пуб­ли­ка­ций, ресурс будет попол­няться интер­вью с участ­ни­ками собы­тий, кри­ти­че­скими ста­тьями, видео и акту­аль­ными мате­ри­а­лами.

КСТАТИ

Выставка орга­ни­зо­вана в рам­ках про­екта «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние», осу­ществ­ля­е­мого Реги­о­наль­ным отде­ле­нием Обще­рос­сий­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Твор­че­ский союз худож­ни­ков Рос­сии» по Смо­лен­ской обла­сти при под­держке Фонда пре­зи­дент­ских гран­тов.

Ана­то­лий Соло­вья­ненко. 
Фото автора.