Газета: Рабочий путь от 21 августа 2021
автор: Анатолий Соловьяненко
«Край съест центр» — под таким названием в КВЦ им. Тенишевых открылась выставка (16+), посвященная смоленскому неофициальному искусству 1980 — 2000‑х годов.
В июле этого года в рамках проекта «Смоленский архив: другое краеведение» местные художники провели акцию «Блуждающий центр/неустойчивый край», в ходе которой установили в овраге за педуниверситетом (на «тропе Хошимина») символический столб, на котором размещены разнонаправленные указатели с надписью «КРАЙ». Таким образом, на пересеченной местности была обозначена условная точка отсчета в системе меняющихся координат пространства и времени.
По замыслу художников, разнонаправленный «КРАЙ» можно трактовать как вектор движения парадоксальной русской мысли и метафору поиска смысла. Край — это также территориальное обозначение места (родной край, дальние края, окраина).
Понятие «центр» в свое время стало знаковым для городских неформалов — отсюда пошло название «центровые» в отношении компании людей, тусовавшихся у бронзового Оленя, в заброшенном здании дома-коммуны («Чайнике») и блуждавших по окрестностям площади Ленина.
Теперь этот символический столб изображен на афише выставки «Край съест центр». Необычное название экспозиции — это строчка из песни смоленско-рижской группы «ЗГА», с 1990‑х годов работающей в зоне музыкального эксперимента.
В основе выставки лежат персональные архивы Владислава Макарова, Владимира Маркова, Олега Разумовского, Эдуарда Кулёмина, Юрия Мельникова, Олега Тищенкова, галереи «40 квадратов», собранные и систематизированные в рамках проекта «Смоленский архив: другое краеведение».
- Время с конца 80‑х и до середины 90‑х — один из самых ярких и плодотворных периодов в истории искусства нашего города. Стремительно меняющаяся ситуация перерождения одного государства в другое, свобода и расширение границ, близость к Москве и западным рубежам позволили Смоленску стать центром притяжения для масштабных мероприятий и идей.
С 1988 по 1996 год в городе сложилось и действовало сообщество, в которое входили художники, музыканты, писатели, связавшие свою жизнь с искусством еще в советское время. В этот перестроечный период по внутренней инерции авторы еще относили себя к контркультуре, но уже вышли из подполья.
Приватные формы существования неофициального искусства (квартирник, домашние студии) сменяются публичными: создаются самоорганизации, основанные на горизонтальных связях и «исповедующие различные принципы современного искусства», проходят фестивали и коллективные выставки на разных площадках города. Снятие внешних и внутренних ограничений способствует интенсивному общению единомышленников, благодаря чему смоленское искусство открывается миру и стремительно обрастает связями.
Понятие культурной периферии на данном этапе как бы перестает существовать. Каждый мог стать центром, и каждый с помощью своей художественной практики мог заглянуть за край, — комментирует выставку куратор проекта «Смоленский архив: другое краеведение» Яна Двоенко.
Экспозиция состоит из двух разделов. В первом — находятся частичные реконструкции знаковых для смоленского контекста культурных явлений и событий. Здесь представлены такие масштабные проекты, как фестиваль современного искусства «Арт-бдения» (1991 — 1992), коллективная выставка «Взаимодействия после взаимодействия» (1995), акции анонимного арт-объединения 90‑х «Группы неизвестных художников».
В этом разделе зритель может принять участие в инсценировке акции «Спящая красавица», прошедшей у Оленя 27 июля 1996 года, вписавшись в легендарное фото с художниками, символом города и надписью «Это сон». Здесь так же представлены самиздатовские альманахи клуба авангардистов «КЭПНОС» (1988 — 1999) и номера литературно-философского журнала «Слова» (2007).
Каждая реконструкция является важной точкой в понимании коллективных настроений перестроечной эпохи и ее последствий.
Вторая часть экспозиции условно называется «Частные случаи».
- Здесь можно ознакомиться с творчеством отдельных авторов, внимание которых сосредоточено на следовании определенным методам или развивающих индивидуальные принципы в искусстве. Экспрессивную абстракцию Влада Макарова, авангардные штудии Людмилы Пономаревой и радикальную живопись Владимира Маркова можно читать как отдельные проявления авторской воли в следовании традициям искусства ХХ века или их трансформации, — поясняет Яна Двоенко.
Оба раздела демонстрируют, как искусство и литература, существовавшие по краям официального художественного процесса, становились центром всего происходящего в духовной, социальной и политической жизни города.
- Сейчас стало обыкновением у деятелей культуры обращаться в прошлое. Наверное, настоящее небогато событиями, даже оппозиционная тусовка примолкла, отправившись в курортные места. Вот и мы тут решили упомянуть лихие 90‑е и то, что творилось вокруг, и показать, что Смоленск не глухая провинция, а культурный центр независимого искусства Среднерусской возвышенности. Здесь представлены незабываемые для узкой группы авангардистов, но не изведанные для массового зрителя артефакты той горячей эпохи. Ценность их неравнозначна, но отражает дух времени. Постмодернистские аллюзии на соц-арт и метафизические искания в эпоху перемен. Все это имело и имеет место быть, — рассказывает участник выставки, художник и музыкант Владислав Макаров.
МНЕНИЕ
«Проект «Смоленский архив: другое краеведение» направлен на популяризацию современного искусства нашего региона. Его основу составляют мероприятия, которые позволят специалистам и обывателям узнать о том, как формировались истоки современного искусства в нашем городе, кто был причастен из авторов (художников, музыкантов, поэтов) к этому процессу, какие произошли ключевые события. Не случайно данный проект был инициирован именно Региональным отделением Творческого Союза художников России по Смоленской области. Дело в том, что основной костяк нашей организации составляют творческие личности, которые принимали непосредственное участие в культурных событиях 1980 — 2010 гг. и по сей день являются активными деятелями арт-процесса. Выставка «Край съест центр» показывает промежуточные итоги полугодовой работы над проектом. Впереди — издание альбома и дальнейшее расширение архива», — рассказывает руководитель проекта «Смоленский архив: другое краеведение», председатель Регионального отделения Творческого Союза художников России по Смоленской области Анна Зимина.
Сайт проекта «Смоленский архив: другое краеведение».
СПРАВКА «РП»
«Смоленский архив: другое краеведение» — это онлайн-архив смоленского современного искусства. Основу проекта составляют частные материалы, произведения и документы, предоставленные авторами. Персональные свидетельства были изучены, систематизированы и каталогизированы по разделам.
«Другое краеведение» — историческое название газетной рубрики в «Рабочем пути» писателя Олега Разумовского, посвященной осмыслению знаковых мест Смоленска сквозь
контркультурную призму. Концепция архива строится на идее исследования города путем реконструкции связей внутри художественного сообщества так называемой «параллельной культуры» с 1980‑х по 2000‑е годы.
Собрание архива позволяет осмыслить опыт локального искусства в российском и интернациональном контексте. Кроме самиздата, фотографий с выставок, концертов, перформансов и фестивалей, каталогов и архивных публикаций, ресурс будет пополняться интервью с участниками событий, критическими статьями, видео и актуальными материалами.
КСТАТИ
Выставка организована в рамках проекта «Смоленский архив: другое краеведение», осуществляемого Региональным отделением Общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России» по Смоленской области при поддержке Фонда президентских грантов.
Анатолий Соловьяненко.
Фото автора.