Три деся­ти­ле­тия кон­тр­куль­туры: смотри, как Край съест центр

Новост­ной ресурс: Radovka67 от 07.08.2021
автор: Лина Дани­ле­вич

Про­ект «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» запус­кает первую мас­штаб­ную кол­лек­тив­ную выставку локаль­ного совре­мен­ного искус­ства 80–90-00‑х 

Экс­по­зи­ция из двух раз­де­лов с рекон­струк­ци­ями, ред­кими арте­фак­тами и ори­ги­наль­ными рабо­тами откро­ется 11 авгу­ста в КВЦ имени Тени­ше­вых.

Этой выстав­кой вир­ту­аль­ная энцик­ло­пе­дия смо­лен­ской совре­мен­ной куль­туры «Дру­гое кра­е­ве­де­ние» под­во­дит пер­вые итоги своей иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти. За семь меся­цев актив­ной работы команде про­екта уда­лось собрать и систе­ма­ти­зи­ро­вать инфор­ма­цию о трид­цати авто­рах и восьми само­ор­га­ни­зо­ванн­ных ини­ци­а­ти­вах и мас­штаб­ных собы­тиях, про­ис­хо­див­ших в Смо­лен­ске с начала 80‑х и до конца нуле­вых — лавину мате­ри­а­лов и арте­фак­тов.

Бун­тар­ское назва­ние собрав­шей всё самое инте­рес­ное выставки «Край съест центр» — строчка из песни смоленско-рижской группы «ЗГА», одних из героев кон­тр­куль­туры 90‑х. Это не гимн людо­едов, а фор­мула к пони­ма­нию: так идео­логи экс­по­зи­ции пере­дают свое виде­ние спе­ци­фики того вре­мени в смо­лен­ском искус­стве, с его раз­мы­тием гра­ниц и фак­ти­че­ским упразд­не­нием поня­тия куль­тур­ной пери­фе­рии. Как счи­тает кура­тор выставки и автор про­екта «Дру­гое кра­е­ве­де­ние» Яна Дво­енко, «каж­дый тогда мог стать цен­тром и каж­дый с помо­щью своей худо­же­ствен­ной прак­тики мог загля­нуть за край».

Содер­жа­ние выставки обе­щает быть не менее неза­у­ряд­ным. В пер­вой части экс­по­зи­ции будут нахо­диться частич­ные рекон­струк­ции зна­ко­вых для смо­лен­ского кон­тек­ста выста­вок — фести­валя совре­мен­ного искус­ства «Арт-бдения» (1991, 1992), выставки-инсталляции «Вза­и­мо­дей­ствия после вза­и­мо­дей­ствия» (1995) и послед­ней выставки куль­то­вого ано­ним­ного арт-объединения девя­но­стых «Группы неиз­вест­ных худож­ни­ков» «Отте­перь» (2010).

Эта часть экс­по­зи­ции под­ра­зу­ме­вает также эле­мент интер­ак­тива: каж­дый зри­тель смо­жет почув­ство­вать себя немно­жечко боге­мой и при­нять уча­стие в инсце­ни­ровке акции «Спя­щая кра­са­вица», про­шед­шей у «Оленя» 27 июля 1996 года, и повто­рить леген­дар­ное фото с худож­ни­ками, сим­во­лом города и над­пи­сью «Это сон»; или посе­тить «читаль­ный зал» клуба аван­гар­ди­стов «КЭП­НОС» (1988–1999) и его после­до­ва­те­лей литературно-философского жур­нала «Слова» (2007).

Вто­рая часть экс­по­зи­ции полу­чила назва­ние «Част­ные слу­чаи» и, как нетрудно дога­даться, будет посвя­щена твор­че­ству отдель­ных авто­ров — мощ­ных лич­но­стей аван­гар­ди­стов, таких как Влад Мака­ров, Люд­мила Поно­ма­рева, Вла­ди­мир Мар­ков, Эду­ард Куле­мин, Юрий Мель­ни­ков, Олег Тищен­ков. Их имена хорошо зна­комы всем цени­те­лям искус­ства.

В основе гло­баль­ной экс­по­зи­ции лежат пер­со­наль­ные архивы Влада Мака­рова, Вла­ди­мира Мар­кова, Олега Раз­умов­ского, Эду­арда Куле­мина, Юрия Мель­ни­кова, Олега Тищен­кова и гале­реи «40 квад­ра­тов». Выставка «Край съест центр» будет про­хо­дить в тече­ние целого месяца, на про­тя­же­нии кото­рого зри­те­лей также ожи­дают экс­кур­сии, мастер-классы и круг­лый стол с худож­ни­ками города.

Откры­тие выставки «Край ест центр» состо­ится 11 авгу­ста (на откры­тии вход сво­бод­ный, в дру­гие дни — по вход­ному билету). Адрес: КВЦ им. Тени­ше­вых, ул. Прже­валь­ского д.3

Про­ект «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» реа­ли­зу­ется РО ООО «Твор­че­ский Союз Худож­ни­ков Рос­сии» по Смо­лен­ской обла­сти с исполь­зо­ва­нием гранта Пре­зи­дента Рос­сий­ской Феде­ра­ции, предо­став­лен­ного Фон­дом пре­зи­дент­ских гран­тов.