Когда госу­дар­ство отсту­пает, впе­ред выхо­дит анде­гра­унд

Новост­ной ресурс: Radovka67 от 04.08.2021
автор: Лина Дани­ле­вич

Круг­лый стол с созда­те­лями про­екта «Смо­лен­ский архив — дру­гое кра­е­ве­де­ние» 

18 июля в смо­лен­ском кафе Aeblehaven состо­я­лась пре­зен­та­ция необыч­ного про­екта под назва­нием «Дру­гое кра­е­ве­де­ние» — в про­грамме зна­чи­лись меро­при­я­тия вроде «вир­ту­аль­ного мета­стран­ствия по местам смо­лен­ского неофи­ци­аль­ного искус­ства» и про­смотра видео-перформансов на боль­шом экране. Впро­чем, зри­тели при­шли в основ­ном под­го­тов­лен­ные. Так, в почти интим­ном кругу в мир почти офи­ци­ально шаг­нул резуль­тат более чем годо­вой кро­пот­ли­вой работы команды про­екта — вир­ту­аль­ной энцик­ло­пе­дии с арт-хроникой города 80–90-00‑х.

Про­шлое смо­лен­ской нефор­маль­ной куль­туры полу­чило пер­вые попытки осмыс­ле­ния в нуле­вые и деся­тые в цикле газет­ных пуб­ли­ка­ций писа­теля Олега Раз­умов­ского «Дру­гое кра­е­ве­де­ние» (цикл дал назва­ние новому архиву) и в под­бор­ках мате­ри­а­лов, раз­ме­щен­ных непо­сред­ствен­ными участ­ни­ками собы­тий в интер­нете — сперва в Живом Жур­нале, а потом и на фейс­буке.

Раз­роз­нен­ные под­борки исто­рий и сюже­тов, вос­по­ми­на­ний, фото­гра­фий и видео­за­пи­сей, пуб­ли­ка­ций и про­чих доку­мен­таль­ных арте­фак­тов эпохи, дол­гие годы суще­ствуя и про­яв­ля­ясь в раз­ных медиа сти­хийно, оче­видно давно напра­ши­ва­лись к объ­еди­не­нию и архи­ва­ции. Всё сошлось про­шлым летом, когда кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, пре­по­да­ва­тель и искус­ство­вед Яна Дво­енко при­няла реше­ние собрать все сохра­нив­ши­еся рари­теты смо­лен­ской нефор­маль­ной куль­туры в одном месте. Вскоре к ини­ци­а­тиве при­со­еди­ни­лись худож­ники Анна и Дмит­рий Зимины — втроем они сфор­ми­ро­вали ядро иссле­до­ва­тель­ской группы, а в каче­стве кон­суль­тан­тов высту­пили сами участ­ники собы­тий.

В начале 2021 года про­ект полу­чил под­держку Фонда пре­зи­дент­ских гран­тов. О том, как это про­изо­шло, как идет работа над архи­вом, что он будет из себя пред­став­лять и для чего вообще нужен этот тита­ни­че­ский труд, мы обсу­дили во время круг­лого стола, участ­ни­ками кото­рого стали Яна Дво­енко, Анна и Дмит­рий Зимины.

Яна, рас­скажи, как у тебя появи­лась идея про­екта?

Яна Дво­енко: Сперва она воз­никла в таком абстракт­ном виде. После того, как я вер­ну­лась из Петер­бурга в 2017 году, я начала зна­ко­миться с тем, что про­ис­хо­дит и про­ис­хо­дило в худо­же­ствен­ной жизни Смо­лен­ска, начала узна­вать авто­ров.

Как сей­час помню, я брала интер­вью у музы­канта и худож­ника Влада Мака­рова1 в Лопа­тин­ском саду — он сразу пред­ста­вил мне ретро­спек­тив­ный взгляд на очень широ­кий круг явле­ний, быв­ших в Смо­лен­ске не только в то время, в кото­рое я при­е­хала и кото­рое я застала, но и на всё, что было до. И мне захо­те­лось узнать об этом побольше. Тогда же Влад Мака­ров пере­дал мне часть ката­ло­гов, афиш с «Арт-бдений»2 и его соб­ствен­ных выста­вок, рас­ска­зал про раз­ные пло­щадки — и так я начала соби­рать мате­ри­алы, пока еще не систе­ма­ти­че­ски, время от вре­мени. Это была пас­сив­ная такая фаза.

Худож­ник Эду­ард Куле­мин3, кото­рый неда­леко от меня жил (и живет), тоже при­но­сил мне раз­ные мате­ри­алы, давал мне почи­тать смо­лен­ский сам­из­дат и свои пуб­ли­ка­ции. Тогда, погру­зив­шись в это, я поду­мала, что хорошо было бы изу­чить кар­тину этих явле­ний в ретро­спек­тив­ном ключе, чтобы посмот­реть, что оста­лось, какие есть связи в локаль­ном сооб­ще­стве. Я создала в Facebook закры­тую группу «Смо­лен­ский архив», куда стала при­гла­шать отдель­ных участ­ни­ков и про­сить их делиться сво­ими мате­ри­а­лами или про­сто обсуж­дать со мной, диле­тан­том, какие-то моменты — и мно­гие активно откли­ка­лись, за что им боль­шое спа­сибо.

Со вре­ме­нем воз­никла более устой­чи­вая идея — почему бы это всё не собрать и не опи­сать по хотя бы каким-то пери­о­дам? На тот момент в Смо­лен­ске как раз воз­никло Реги­о­наль­ное отде­ле­ние по Смо­лен­ской обла­сти ТСХР — Твор­че­ского Союза Худож­ни­ков Рос­сии, и появи­лась воз­мож­ность взяться за реа­ли­за­цию более систе­ма­ти­че­ски, кол­лек­тивно, всем вме­сте, чтобы это был какой-то более осо­знан­ный, что ли, проект.Музыкальный ринг, фев­раль 1988, Клуб ДСК, Смо­ленск 

Интер­вью ты для себя брала или для какого-то про­екта?

В первую оче­редь для себя, поскольку тогда я пла­ни­ро­вала дея­тель­ность гале­реи «Дом Моло­дежи»4 и пони­мала, что нужно лучше разо­браться в локаль­ном кон­тек­сте, чтобы иметь пред­став­ле­ние, какие можно делать выста­воч­ные про­граммы, кого при­гла­шать, кого с кем можно вме­сте выстав­лять, напри­мер. И, плюс, со вре­ме­нем у меня появи­лась идея напи­сать какой-то обзор­ный труд, собрать эти мате­ри­алы в один ката­лог. В общем, идея изда­ния и попу­ля­ри­за­ции укре­пи­лась в про­цессе сбора мате­ри­а­лов.

Дмит­рий, Анна, как вы попали в про­ект и на какой ста­дии?

Анна Зимина: Я начну изда­лека. В январе 2020 года, как Яна уже ска­зала, мы заре­ги­стри­ро­вали Реги­о­наль­ное отде­ле­ние по Смо­лен­ской обла­сти Обще­рос­сий­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Твор­че­ский Союз Худож­ни­ков Рос­сии». Пер­выми чле­нами нашего Союза были я, Дима, Яна, Куле­мин, Мака­ров, Лена Шума­хер5 и Сер­гей Комя­гин6. По сути, было такое ядро, в кото­рое вхо­дили и наши ста­рые аван­гар­ди­сты, и совре­мен­ные авторы, такие как Лена с Сер­геем. Яна пред­став­ляла отде­ле­ние, кото­рое зани­ма­лось тео­ре­ти­че­скими иссле­до­ва­ни­ями, так ска­жем, куль­тур­ной ситу­а­ции в городе.

Одной из целей созда­ния Союза было полу­чить воз­мож­ность для наших худож­ни­ков и людей, инте­ре­су­ю­щихся искус­ством, выйти на орга­ни­за­ци­онно дру­гой уро­вень. То есть, как орга­ни­за­ция мы могли уже запра­ши­вать финан­со­вую под­держку для реа­ли­за­ции про­ек­тов. Эта цель была одной из глав­ных.

Янин про­ект «Дру­гое кра­е­ве­де­ние» на тот момент как раз раз­ви­вался, и вес­ной или летом про­шлого года у нас воз­никла идея сде­лать сайт на основе этого про­екта, и в этот момент Дима активно при­со­еди­нился.

Дмит­рий Зимин: Была сде­лана тесто­вая вер­сия сайта. Beta-версия, назо­вем ее так.

А.З.: Яна зани­ма­лась содер­жа­нием, а Дима это содер­жа­ние адап­ти­ро­вал под ресурс.

Д.З.: Да, на том этапе мы с Анной не зани­ма­лись сбо­ром мате­ри­ала, этим зани­ма­лась только Яна. Наша часть была про­сто тех­ни­че­ская: загру­зить на сайт. Ста­тьи уже были готовы неко­то­рые.

А.З.: В тече­ние лета активно шла работа, а в сен­тябре у нас про­хо­дило оче­ред­ное засе­да­ние Союза, на кото­ром мы решали, какие про­екты будем реа­ли­зо­вы­вать, и Яна пред­ло­жила — а не подать ли нам на грант с «Дру­гим кра­е­ве­де­нием». И мы как-то ска­зали — а давайте.

Д.З.: Потому что это каса­ется почти всех участ­ни­ков Союза.

А.З.: На тот момент уже было понятно, что это очень серьез­ная и боль­шая работа, кото­рой нужно уде­лять очень много вре­мени и ресур­сов, банально опла­чи­вать сайт и под­дер­жи­вать – мало у кого есть на это сред­ства.

И мы как-то решили с лег­ко­стью — а давайте! Мы не уве­рены были совсем, что полу­чим под­держку, ско­рее было жела­ние попро­бо­вать, сде­лать первую заявку — а вдруг полу­чится. Соот­вет­ственно, мы офор­мили заявку на грант по про­екту «Смо­лен­ский архив «Дру­гое кра­е­ве­де­ние»», и в команду у нас вошли Яна как кура­тор содер­жа­тель­ной части про­екта, Дима как тех­ни­че­ский кура­тор про­екта, а, так как заявка пода­ва­лась от орга­ни­за­ции, то я как пред­се­да­тель Союза стала руководителем.Выставка неза­ви­си­мых худож­ни­ков Смо­лен­ска «Ок…но», 27 апреля 1990, Дом худож­ника, Смо­ленск 

И, конечно, когда при­шло изве­стие, что мы полу­чили грант, это было очень радостно и неожи­данно. Ска­жем так, осо­зна­ние того, что про­ект при­знали и посчи­тали воз­мож­ным его под­дер­жать, что в нем уви­дели не только какую-то местеч­ко­вую ини­ци­а­тиву людей, кото­рые в этом варятся — это было очень инте­ресно и вдох­нов­ля­юще.

Полу­ча­ется же, что для всех это новый опыт? Ни у кого не было такой прак­тики – ни в созда­нии сай­тов, ни в работе с архи­вами?

Д.З.: Архи­вами точно никто не зани­мался. Не знаю, как Яна, у неё, может, и были какие-то иссле­до­ва­тель­ские про­екты в связи с её спе­ци­фи­кой, кан­ди­дат­ские уже всё-таки за пле­чами. Наверно, есть и опыт работы со сбо­ром мате­ри­ала тоже.

Я.Д.: Да, дей­стви­тельно, опыт у меня такой был, но он не был свя­зан с худо­же­ствен­ными мате­ри­а­лами. Я защи­щала дис­сер­та­цию по лите­ра­туре и рабо­тала с лите­ра­тур­ными фон­дами.

Тут важно пояс­нить, что назы­ва­ется «Смо­лен­ским архи­вом». Име­ется в виду обра­ботка и сохра­не­ние – стрем­ле­ние к сохра­не­нию инфор­ма­ции, а этап осмыс­ле­ния и этап более подроб­ного опи­са­ния, систе­ма­ти­за­ции – он еще гря­дет. Архив в созна­нии людей свя­зан с инсти­ту­ций, то есть для того, чтобы соби­рать архив — его нужно где-то хра­нить. Архив соб­ственно леги­ти­ми­зи­рует некий инсти­тут. Мне хочется эту идею подо­рвать изнутри. В эпоху Интер­нета — воз­мо­жен откры­тый циф­ро­вой архив.АФиша про­екта «Перифе(е)рия», 11 декабря 1998, клуб Орфей, Смо­ленск 

Нетра­ди­ци­он­ная форма архива как раз ока­за­лась здесь очень умест­ной, поскольку это все­гда откры­тая вещь, не име­ю­щая сво­его финала. Напри­мер, как раз сей­час я напи­сала в редак­цию газеты «Гума­ни­тар­ный фонд»7 по поводу пуб­ли­ка­ций авто­ров смо­лен­ской неофи­ци­аль­ной лите­ра­туры, и ока­за­лось, что у них еще есть мате­ри­алы по смо­лен­ским авто­рам, и уже мне они стали адре­со­вы­вать вопросы, потому что они тоже сей­час зани­ма­ются само­ар­хи­ва­цией, у них один фонд этих газет…

Это как раз-таки форма сбора, сохра­не­ния, фик­са­ции и объ­еди­не­ния сооб­ще­ства. Мы не стре­мимся к какому-то суперу­ни­вер­саль­ному обоб­ще­нию или постро­е­нию тео­рий, потому что пока это про­сто невоз­можно.

Д.З.: Да, это про­сто сбор дан­ных. Как я для себя вижу ситу­а­цию, инфор­ма­ция на сайте на дан­ный момент пред­став­лена больше в форме энцик­ло­пе­ди­че­ских дан­ных, нежели в виде какой-то иссле­до­ва­тель­ской работы, там нет ника­кого осо­бого автор­ского взгляда или каких-то мне­ний, кото­рые напи­саны сей­час вот. Сухие факты. Пока они попол­ня­ются такими малень­кими кру­пи­цами, и хорошо, что они нахо­дятся.

Если у нас появ­ля­ется воз­мож­ность выйти на что-то, чего не было в архиве у наших това­ри­щей — у Мака­рова, Куле­мина — а уда­ется найти это каким-то слу­чай­ным обра­зом в интер­нете или через дру­гих людей, о кото­рых, напри­мер, никто не знал — это вообще жем­чу­жины. Это при­ятно; если бы не было про­екта, эти мате­ри­алы, воз­можно бы, так и оста­лись не известны — а среди них попа­да­ются очень важ­ные дан­ные, тек­сты или фото­гра­фии.

И я думаю, конечно, что Яна права насчет откры­то­сти про­екта, потому что когда сайт будет готов, не исклю­чено, что люди, кото­рые с позна­ко­мятся, пой­мут, что у них тоже есть мате­риал, кото­рый может его допол­нить.

Я.Д.: Но, с дру­гой сто­роны, в нашей работе есть всё-таки и иссле­до­ва­тель­ский ком­по­нент. Сама струк­тура сайта — это не про­сто пере­чень само­ор­га­ни­за­ций, пер­со­на­лий и собы­тий (под «собы­ти­ями» мы под­ра­зу­ме­ваем в основ­ном связи, пока мы берем боль­шие кол­лек­тив­ные собы­тия, в кото­рых можно посмот­реть, кто, как, с кем вза­и­мо­дей­ство­вал).

Нужно ска­зать, что ни в одном похо­жем пред­при­я­тии — а сей­час уже есть, но немного, подоб­ные ини­ци­а­тивы: архив музея «Гаража» и Цим­мерли8, архив неофи­ци­аль­ного искус­ства — нигде нет подоб­ного деле­ния на раз­делы. Везде исполь­зуют так назы­ва­е­мую сплош­ную выборку и систему гипер­свя­зей. То есть, дается явле­ние, и пред­став­ля­ется всё, что в связи с ним есть, без раз­бивки на раз­делы, кроме разве что инсти­ту­ций и соби­ра­те­лей, вла­дель­цев архи­вов.

Мы пошли всё-таки по пути, кото­рый дол­жен упро­стить, как мне кажется, вос­при­я­тие мате­ри­ала. Мы попро­бо­вали пред­ста­вить исто­рию без ее напи­са­ния, через рекон­струк­цию свя­зей, ведь про­шлое не воз­ни­кает само собой, а явля­ется резуль­та­том куль­тур­ного кон­стру­и­ро­ва­ния. Мне кажется, что надо стре­миться не к уни­вер­саль­но­сти Исто­рии, а к объ­ек­тив­но­сти фак­тов и дать воз­мож­ность сооб­ще­ству самому гово­рить от сво­его лица.

Д.З.: То есть, через систе­ма­ти­за­цию.

Я.Д.: Систе­ма­ти­за­ция — это уже есть иссле­до­ва­ние.

А.З.: Всё-таки момент попу­ля­ри­за­ции этого насле­дия, ска­жем так, обя­зал нас орга­ни­зо­вать его в некую струк­туру, чтобы это был не про­сто свал мате­ри­ала — а всё-таки чело­век, кото­рый зай­дет на сайт, смог соста­вить общее впе­чат­ле­ние о пери­о­дике какого-то собы­тия, по каким-то лич­но­стям. Чтобы этот мате­риал легко было найти и с ним легко было рабо­тать.

Д.З.: Мате­ри­алы, кото­рые были предо­став­лены нам физи­че­ски, мы оциф­ро­вы­ваем. Из них печат­ные мате­ри­алы (книги, бук­леты, фото­гра­фии, нега­тивы и др.) — ска­ни­ру­ются, а мате­ри­алы боль­шого фор­мата (афиши, худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния) — фото­гра­фи­ру­ются. Далее идет этап цве­то­кор­рек­ции и под­го­товки циф­ро­вого файла к пуб­ли­ка­ции.

Здесь мы берем по мак­си­муму. Но если попа­да­ются архив­ные фото­гра­фии, кото­рых про­сто физи­че­ски нет хоро­шего каче­ства, но они ценны сами по себе — зна­чит, такие они и будут.

Я.Д.: Да, то есть, мы ста­ра­емся пред­ста­вить всё в луч­шем свете.

Вопрос про вре­мен­ные пери­оды, кото­рые вы рас­смат­ри­ва­ете — какие именно были выбраны и почему? Почему закан­чи­ва­ется на 2010‑м?

А.З.: Взяты были именно эти три деся­ти­ле­тия (с вось­ми­де­ся­тых по деся­тые), потому что, конечно, пла­ни­ру­ется, что архив раз­растется до вклю­че­ния в него каких-то совре­мен­ных уже исто­рий, но за тот про­ме­жу­ток вре­мени, кото­рый мы для себя опре­де­лили для пер­во­на­чаль­ной глу­бо­кой работы с про­ек­том — ока­за­лось, что охва­тить за это время три деся­ти­ле­тия будет опти­мально. Как пока­зы­вает прак­тика сей­час в про­цессе работы, мы, наверно, чуть-чуть пого­ря­чи­лись даже с тремя деся­ти­ле­ти­ями.

Д.З.: Да, я думаю, что вполне 80‑х–90‑х хва­тило бы.Перфоманс Э. Куле­мина «Бал­лада о нави­га­торе», Смо­лен­ская филар­мо­ния, 10 фев­раля 1993г. Выставка «Поте­рян­ные головы» (фли­гель гале­реи Тени­ше­вой, 1997) с В. Мака­ро­вым и Ю. Мель­ни­ко­вым 

А.З.: То есть, можно было взять одно деся­ти­ле­тие, огра­ни­читься им, изу­чить его, потому что мате­ри­ала дей­стви­тельно очень много. И даже когда участ­ники собы­тий, такие как, напри­мер, Влад Мака­ров, это очень скру­пу­лезно архи­ви­ро­вали, всё равно есть моменты, кото­рые при­хо­дится пере­про­ве­рять — и уже полу­ча­ется, что так вот цели­ком дове­риться вос­по­ми­на­ниям чело­века не выхо­дит, потому что оста­ются какие-то несты­ковки, кото­рые нужно выяс­нять.

Еще почему решено было начать с 80‑х — потому что, слава богу, живы мно­гие участ­ники этих собы­тий, есть воз­мож­ность полу­чить их сви­де­тель­ства. А более ран­ние пери­оды — это слиш­ком серьез­ное и глу­бо­кое иссле­до­ва­ние, в кото­рое нужно отдельно погру­жаться; это отдель­ная исто­рия. Про­сто адек­ватно взве­ши­вая силы, мы пони­маем, что пока не потя­нем такую глу­бину.

Ну и огра­ни­чили деся­тыми по той при­чине, что пока… то, что после 2010-го про­ис­хо­дило, оно в доста­точно боль­шом мате­ри­але пред­став­лено в интер­нете.

Д.З.: Мы взяли как бы «доин­тер­не­тов­ский» период.

Я.Д.: И мы пра­вильно сде­лали в этом плане.

Д.З.: Потому что у нас стоит некий дед­лайн — это август. То есть, семь меся­цев длится про­ект, и как бы за семь меся­цев три деся­ти­ле­тия — вполне предо­ста­точно. Это период для основ­ного сбора мате­ри­а­лов. Такой срок мы для себя обо­зна­чили, потому что в авгу­сте пла­ни­ру­ется выставка, к этому вре­мени хоте­лось бы уже иметь пол­но­цен­ный рабо­та­ю­щий сайт. Понятно, что он будет попол­няться, но какая-то основа, кото­рой можно поль­зо­ваться и кото­рую можно вос­при­ни­мать в каче­стве насто­я­щего архива, уже должна быть.

Арте­факты, кото­рые вы сей­час нахо­дите — они про­хо­дят какую-то внут­рен­нюю выборку на куль­тур­ную цен­ность? И вообще нужна какая-то отфиль­тровка, выборка? Или пока берете всё под­ряд: что нахо­дите – оциф­ро­вы­ва­ете, выкла­ды­ва­ете?

Д.З.: Сей­час у нас мате­ри­алы про­хо­дят выборку только в отно­ше­нии свя­зей с опре­де­лен­ными пер­со­нами. У нас есть есть само­ор­га­ни­за­ции — КЭП­НОС9, раз­ные дуэты и трио — в кото­рые вхо­дят эти пер­соны, и, соот­вет­ственно, мы отби­раем мате­риал, кото­рый свя­зан и с пер­со­нами, и с орга­ни­за­ци­ями. Есть пере­чень меро­при­я­тий, к кото­рым имели отно­ше­ния эти сооб­ще­ства, и соот­вет­ственно весь мате­риал, кото­рый сей­час нахо­дится, идет в копилку этих меро­при­я­тий и пер­сон, и там уже выборка идет только по факту досто­вер­но­сти и точ­но­сти дати­ро­ва­ния.

А.З.: Я дополню здесь — если еще вопрос этот рас­смат­ри­вать в сто­рону автор­ских работ, то есть, насколько можно назвать работы того или иного чело­века при­над­ле­жа­щими к искус­ству или отне­сти к про­ход­ным вещам, то здесь мы пока вклю­чаем в архив те работы, кото­рые участ­во­вали в каких-либо выстав­ках, про­хо­див­ших, напри­мер, в 80‑е года. То есть, име­ется экс­по­зи­ция опре­де­лен­ной выставки, если в ней участ­во­вали работы наших (смо­лен­ских) авто­ров — эти работы в архиве будут пред­став­лены в оциф­ро­ван­ном виде. Нет такого, что берется какой-то автор и загру­жа­ется всё сплош­ня­ком.

Д.З.: Работы в виде гале­реи — они идут как доку­мен­та­ция собы­тий.

А.З.: То есть, мы сей­час раз­мыш­ляем, воз­можно ли вклю­чить в архив мак­си­маль­ное коли­че­ство работ, сде­лан­ных авто­ром, а не только те, кото­рые участ­во­вали в опи­сы­ва­е­мых нами выстав­ках, но пока окон­ча­тель­ного реше­ния нет. Поэтому пока огра­ни­чи­лись тем, что вклю­чаем работы, где-то исто­ри­че­ски засве­тив­ши­еся.

Я.Д.: Есть еще один момент, свя­зан­ный с тео­рией, за кото­рую я, опять-таки, отве­чаю. За послед­ние шесть лет (с 2014 по 2020 года) в раз­ных изда­тель­ствах вышло несколько похо­жих работ, посвя­щен­ных этим исто­ри­че­ским пери­о­дам, все они в той или иной сте­пени свя­заны с локаль­ным кон­тек­стом (Андрей Фоменко «Арха­и­сты, они же нова­торы» о кон­тек­сте петер­бург­ского искус­ства 80–90‑х, ста­тьи ката­лога «При­ру­чая пустоту: 50 лет совре­мен­ного искус­ства Урала») — и я вижу, что даже рабо­тая со сто­лич­ным кон­тек­стом, авторы иссле­до­ва­ний и непо­сред­ствен­ные участ­ники собы­тий при попытке опи­сать 80‑е – 90е заост­ряют вни­ма­ние на том, что это слож­ные пери­оды, кото­рые до сих пор с точки зре­ния тео­рии и исто­рии искус­ства никак не обо­зна­чены. Даже извест­ный сво­ими выстав­ками про сооб­ще­ство и искус­ство 90‑х Вик­тор Мизи­ано в интер­вью часто упо­ми­нает, что никто не хочет рабо­тать с этими пери­о­дами, по ним сложно делать выставки — ведь это тре­бует как-то обо­зна­чить эти смут­ные вре­мена, когда не было ника­ких иерар­хий и пере­де­лов. Воз­ни­кали само­на­зы­ва­ния тече­ний: мос­ков­ский акци­о­низм — потому что они сами назва­лись «мос­ков­ским акци­о­низ­мом», кон­цеп­ту­а­лизм — потому что были тео­ре­тики, те, кто тусо­ва­лись с кон­цеп­ту­а­ли­стами.

Осмыс­лить это с точки зре­ния цен­но­сти, зна­чи­мо­сти суще­ство­ва­ния таких явле­ний в прин­ципе сей­час доста­точно сложно. Поэтому, наверно, и мы не ста­вим перед собой такую задачу.

Подоб­ная оценка, заклю­ча­ю­щая, что это слож­ный период для оха­рак­те­ри­зо­вы­ва­ний, выде­ле­ния общих доми­нант, тече­ний и так далее — в прин­ципе, это общее место в исто­рии рос­сий­ского искус­ства сей­час. То есть, 60‑е — это понятно, их уже опи­сали и осмыс­лили, 70‑е тоже как-то при­кре­пи­лись, в основ­ном, бла­го­даря раз­ным поли­ти­че­ским собы­тиям, а вот 80‑е – 90‑е — ну вот так как-то полу­чи­лось…

И нуле­вые тут же, опять-таки. Вот прямо до деся­тых годов целый период сей­час назы­ва­ется про­сто «нуле­вые». Ино­гда пыта­ются каких-то «нео­ро­ман­ти­ков», «нео­клас­си­ков» выде­лить, еще кого-то, но это само­на­зы­ва­ния, и это в основ­ном про­сто резуль­тат работы арт-критики.

Что дают сей­час иссле­до­ва­ния нефор­маль­ной куль­туры? Зачем вообще это нужно? Потому что сей­час какой-то всплеск про­ис­хо­дит оче­видно в плане иссле­до­ва­ний.

Я.Д.: Поскольку исто­рия рос­сий­ского совре­мен­ного искус­ства не напи­сана еще. Нет какого-то такого труда, кото­рый осмыс­ляет весь кон­текст. Запад­ное искус­ство — оно вот опи­сы­ва­ется до 2015 года, кстати. И книги есть, кото­рые пере­из­да­ются: не надо далеко идти, это, напри­мер, огром­ный пост­струк­ту­ра­лист­ский труд Роза­линды Краус, Бен­джа­мина Бухло и дру­гих авто­ров «Искус­ство с 1900 года: модер­низм, анти­мо­дер­низм, пост­мо­дер­низм», кото­рый закан­чи­ва­ется круг­лым сто­лом 2015-го в послед­нем пере­из­да­нии, вышед­шем в про­шлом году. И пусть этот труд под­вер­га­ется посто­ян­ной кри­тике, поскольку боль­шую исто­рию напи­сать сложно, это все­гда будет под­вер­гаться напад­кам и стрем­ле­нию поре­флек­си­ро­вать на такие боль­шие темы –— но тем не менее, на Западе такой труд есть. А у нас нет, несмотря на то, что боль­шин­ство оче­вид­цев еще живы — хотя, может, кстати, с этим и свя­зано. Вот только в послед­нее время в связи с эпо­хой пан­де­мии ухо­дит век художников-концептуалистов, закан­чи­ва­ется, потому что мно­гие — Никита Алек­сеев10, Свен Гунд­лах11 — в пан­де­мию погибли. Все ухо­дят, звезды аван­гард­ной музыки в том числе.Инсталляция Э. Куле­мина «Стра­ницы любви», 1992, Цен­траль­ный выста­воч­ный зал, Смо­ленск, фести­валь «Артбдения-92» 

А.З.: А я дополню, наверно, с сугубо эмо­ци­о­наль­ной чело­ве­че­ской сто­роны как автор: для меня это очень важно, потому что мы все читаем тео­ре­ти­че­скую лите­ра­туру по искус­ству и дей­стви­тельно стал­ки­ва­емся с тем, что пре­красно знаем, что было за рубе­жом, как это всё раз­ви­ва­лось, в какой после­до­ва­тель­но­сти, видим, откуда рас­тет твор­че­ство того или иного автора, но при этом полу­ча­ется, что люди, кото­рые живут сей­час — в нашей стране — не имеют воз­мож­но­стей про­сле­дить свои корни.

Созда­ние пита­тель­ной почвы в виде инфор­ма­ции о том, кто тут что делал — это очень важно, вот для меня как автора это важно, потому что дает воз­мож­ность почув­ство­вать, что ты сто­ишь на какой-то твер­дой почве, а не нахва­тался чужого и твое твор­че­ство вырас­тает абсо­лютно вто­рич­ным. То есть, это жела­ние все-таки напол­нить свою работу тем, что было здесь — оно, мне кажется, ста­но­вится сей­час всё более акту­аль­ным. Банально в хоро­шем смысле такой твор­че­ский пат­ри­о­тизм. Мне кажется, это очень важ­ная вещь.

Я.Д.: Воз­де­лы­вать свой сад надо, как заве­щал Воль­тер.

А.З.: Это под­спуд­ное жела­ние создать подоб­ную атмо­сферу или почву в нашем про­екте при­сут­ствует — одно­значно.

Что каса­ется именно нашей локаль­ной темы: можно ли гово­рить о какой-то осо­бен­ной спе­ци­фике, каса­ю­щейся исто­рии смо­лен­ской нефор­маль­ной куль­туры? О чем-то, что отли­чало бы про­ис­хо­див­шее у нас от про­ис­хо­див­шего в сто­лице, ну или где-нибудь в про­вин­ции, но в дру­гих реги­о­нах? Что-то же у нас было, навер­ное, своё, что нас выде­ляет, выде­ляло в 80‑х, 90‑х?

Д.З.: Ну пол­но­ценно про это можно будет ска­зать, наверно, когда уже архив будет изу­чен.

Я.Д.: Есть гипо­тезы, кото­рые появи­лись, пока еще они только под­твер­жда­ются.

Вот в какой-то сте­пени ино­гда — не на тема­ти­че­ском уровне и не в фор­мах но мне кажется, что в Смо­лен­ске сильно вли­я­ние исто­ри­че­ского аван­гарда — то что назы­ва­ется «пер­вый рус­ский аван­гард». Не знаю уже, мисти­фи­ци­ро­вала ли я это, потому что я так много посвя­тила этой исто­рии с изо­сту­дией УНО­ВИСа12 в Смо­лен­ске, не знаю, но мне кажется, что это пре­об­ла­да­ние у нас больше намного, чем вли­я­ние пост­мо­дер­низма, напри­мер, в дру­гих каких-то кон­текстах. В том же мос­ков­ском кон­тек­сте, свя­зан­ном опять-таки с мос­ков­ским акци­о­низ­мом, кото­рый сразу для себя выбрал такую раз­ру­ша­ю­щую пост­мо­дер­нист­скую игру в каче­стве одной из стра­те­гий. Мне кажется, что где-то то в фор­мах — в инте­ресе к визу­аль­ной поэ­зии, к работе с про­стран­ством города, к каким-то выста­воч­ным фор­мам — про­яв­ля­ется это вли­я­ние исто­ри­че­ского аван­гарда; где-то в кон­крет­ных апел­ля­циях и выборе в каче­стве ори­ен­та­ции; где-то в фор­мах кол­лек­тив­ного и ано­ним­ного твор­че­ства. Но это вли­я­ние… я чувствую.Акция О. Раз­умов­ского «Умно­же­ние реаль­но­сти», 1988, Дом моло­дёжи 

Я не боль­шой спе­ци­а­лист в вопро­сах твор­че­ского созна­ния, я не знаю, могут ли какие-то такое вещи про­яв­ляться неосо­знанно. Обычно под тра­ди­цией, ска­жем так, под общей кан­вой мы пони­маем какую-то осо­знан­ную дея­тель­ность. Здесь, мне кажется, такая полу­осо­знан­ная ори­ен­та­ция на исто­ри­че­ский аван­гард больше, чем на пост­мо­дер­низм.

Мы не гонимся, наверно, за назы­ва­нием — но что-то такое вот чув­ству­ется, что хоте­лось бы либо под­твер­дить, либо опро­верг­нуть, либо оно так и оста­нется каким-то таким при­зра­ком.

Д.З.: Мне кажется, что в Смо­лен­ске аль­тер­на­тив­ная куль­тура очень раз­но­об­раз­ная. Видимо, из-за того, что у нас пред­став­лены вообще раз­ные медиа — и лите­ра­тура, и музыка, и изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство. И даже в рам­ках только изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства есть про­ти­во­по­лож­ные по под­ходу авторы: у Лиси­нова13, напри­мер, — тра­ди­ци­он­ный под­ход, у Куле­мина — кон­цеп­туль­ный. Очень все раз­ные — и невоз­можно объ­еди­нить всех в одну общую какую-то школу.

Я.Д.: Это смотря как рас­смат­ри­вать исто­рию искусств. Это тоже такой вопрос. Если вы рас­смат­ри­ва­ете аван­гард как пик раз­ви­тия модер­низма, а кон­цеп­ту­а­лизм — как момент, когда модер­низм в прин­ципе закан­чи­ва­ется, как обну­ле­ние вообще всех форм (это кон­цеп­ту­а­лизм и мини­ма­лизм) — то тогда, если рас­смат­ри­вать это в таком, в бюр­ге­ров­ском14 ключе, это уже полу­ча­ется, что вот период кон­цеп­ту­а­лизма у Куле­мина был не очень дол­гим, и он сам был ско­рее модер­ни­стом. Он стре­мится больше к тому, чтобы быть на пике, в аван­гарде.

И можно выде­лить базо­вые вещи: напри­мер, что исто­рия локаль­ного искус­ства все­гда дер­жа­лась на очень узком круге людей, эти люди зани­ма­лись раз­ными видами твор­че­ства, у них был раз­ный под­ход к про­фес­си­о­на­лизму, но все­гда это был некий син­тез, то есть, все рабо­тали вме­сте — музы­канты, худож­ники, лите­ра­торы, и все вза­и­мо­про­ни­кали и стре­ми­лись делать кол­лек­тив­ные вещи. Но это свя­зано с тем, что локаль­ный кон­текст очень узкий.

Послед­ний вопрос, полу­ча­ется: немного фило­соф­ский. Какая эпоха в исто­рии смо­лен­ской нефор­маль­ной куль­туры — из того, что вы сей­час затра­ги­ва­ете, то есть, трех деся­ти­ле­тий — вам кажется наи­бо­лее инте­рес­ной? И какие усло­вия, по-вашему, необ­хо­димы для фор­ми­ро­ва­ния какого-то локаль­ного куль­тур­ного всплеска? Есть ли они сей­час?

Д.З.: Ну, девя­но­стые. То есть, вся дея­тель­ность именно смо­лен­ского реги­о­наль­ного кон­тек­ста свя­зана в боль­шей сте­пени с девя­но­стыми. Это самое раз­но­об­раз­ное и самое бога­тое на инте­рес­ные про­екты время. Если судить по архи­вам, даже по фото­гра­фиям с экс­по­зи­ций… почему мы сей­час не делаем так экс­по­зи­ции — я не пони­маю.

Я.Д.: Согла­шусь.

Д.З.: Хотя у нас сей­час, кажется, больше опыта. У нас открыт доступ ко всем дан­ным. Это можно делать всё что угодно! Но в плане подачи выставки стали какими-то совсем тра­ди­ци­он­ными. Они немного…

А.З.: Скуч­ные.

Д.З.: Назо­вем, да — скуч­ная подача. Неза­ви­симо от содер­жа­ния, подача очень тра­ди­ци­он­ная. В тех про­ек­тах, в девя­но­стых, любую вещь пыта­лись обыг­ры­вать: вплоть до того, что кар­тины ста­ви­лись на пол, какие-то ста­ви­лись про­сто в ряд на полу, какие-то вот, напри­мер, у Куле­мина сто­яли под углом в 45 гра­ду­сов. Потом к этим кар­ти­нам под­би­ра­лись какие-то реди-мейды, нахо­ди­лись вза­и­мо­связи, или авторы друг с дру­гом объ­еди­ня­лись на общие темы. То есть, люди высту­пали как соав­торы, и выставка пре­вра­ща­лась в общий автор­ский кон­цеп­ту­аль­ный про­дукт, где высту­пал не каж­дый как лич­ность, как «я делаю» какие-то инди­ви­ду­аль­ные вещи и «я» один сам по себе. Они делали свои вещи, но высту­пали как некий кол­лек­тив, и выставки выгля­дели очень цель­ными. Вот эта подача меня про­сто пора­жает.

Девя­но­стые для меня — это пик такого твор­че­ского под­хода к самой орга­ни­за­ции выста­воч­ных про­странств. И для меня, я сей­час думаю, это пик вообще дея­тель­но­сти смо­лен­ского аван­гарда, если можно назвать это аван­гар­дом — парал­лель­ной куль­туры. Воз­можно, это свя­зано с тем, что, как пра­вильно об этом гово­рит Куле­мин, появ­ле­ние интер­нета свело на нет необ­хо­ди­мость делать такие инте­рес­ные про­екты. В сеть ушла часть того, что дела­лось вне сети. И поэтому, воз­можно, совре­мен­ные выста­воч­ные про­екты немного оскуд­нели, стали скуч­ными в своей подаче.

Нет ни одного года в 90‑х, чтобы не было какого-то собы­тия. То есть, это деся­ти­ле­тие не про­валь­ное по собы­тиям — раз, и не про­валь­ное по содер­жа­ниям этих собы­тий. 90‑е были очень раз­но­об­раз­ными: и в музы­каль­ном плане, и в лите­ра­тур­ном, и в худо­же­ствен­ном. Это пик.

В 2000‑х, конечно, уже всё пошло на спад. Сразу ощу­ща­ется, что это реально уже дру­гая эпоха, дру­гое время. Пер­со­нажи те же, но уже дру­гое всё.

А 80‑е, если уже закон­чить мысль по эпо­хам — как пра­вило, пред­став­лены не смо­лен­ским кон­тек­стом, а, как я это назы­ваю: смо­лен­ские пер­соны на выезде. Когда реги­о­наль­ные пер­со­нажи участ­во­вали в каких-то не смо­лен­ских меро­при­я­тиях. Очень много было выезд­ных собы­тий, в част­но­сти, у Мака­рова. В Смо­лен­ске у нас только в конце 80‑х обра­зо­вался КЭП­НОС, локаль­ная дея­тель­ность 80‑х свя­зана с ним.

Я.Д.: Да, дей­стви­тельно тут можно согла­ситься с Димой: 90‑е — это всплеск. Обра­ща­ясь к тем же тео­ре­ти­кам социо­ло­гии, поли­то­ло­гии, фило­со­фии — 90‑е по мно­гим при­чи­нам стали всплес­ком. Потому что в это время госу­дар­ство ото­шло в сто­рону. Арон­сон15, Митенко16, Пет­ров­ская17назы­вают это время пиком поли­тики сооб­ще­ства, когда как раз-таки все объ­еди­ня­лись друг с дру­гом, все активно вза­и­мо­дей­ство­вали, появ­ля­лись боль­шие про­екты — типа «Арт-бдений». И это было нор­мально: 150–200 чело­век при­везти в Смо­ленск и устро­ить здесь огром­ный фести­валь, в кото­ром при­ни­мают уча­стие и музы­канты, и поэты, и худож­ники — потому что в это время госу­дар­ство как бы отсту­пило от своих основ­ных функ­ций, и на его месте акти­ви­зи­ро­ва­лись сооб­ще­ства в самых раз­ных про­яв­ле­ниях, от митин­гов до орга­ни­за­ции выста­вок, клу­бов и т.д. Это про­сто всё ста­но­ви­лось не под­поль­ным. Всё выхо­дило наружу.

Д.З.: Цен­зура ушла в 90‑х, откры­лась сво­бода для твор­че­ства.

Я.Д.: Да, ушла цен­зура, но её и в 80‑х уже фак­ти­че­ски не было. По поводу цен­зуры еще отме­тил Чер­нов: у нас в 80‑е уже и не было такой силь­ной номен­кла­туры. И цен­зуры. Было спо­кой­ное сооб­ще­ние с Ригой. Опять-таки вопросы цен­зуры — это были тогда вопросы «на местах». А то, что все поняли, что можно объ­еди­ниться, потому что госу­дар­ство ото­шло, зани­ма­ется какими-то сво­ими вопро­сами, сме­ной вла­сти, и здесь можно «нам», народу наконец-то занять какие-то лиди­ру­ю­щие пози­ции — вот это отме­ча­ется дей­стви­тельно везде.

Это же под­твер­жда­ется в откры­то­сти пло­ща­док. Сколько в Смо­лен­ске в 90‑е появи­лось воз­мож­но­стей везде выста­виться, и прямо с раз­ма­хом. И выста­воч­ный зал на Конен­кова, и Драм­те­атр — прак­ти­че­ски все офи­ци­аль­ные орга­ни­за­ции открыли свои двери для вся­ких экс­пе­ри­мен­таль­ных про­ек­тов, очень сме­лых.

Д.З.: Ну они откры­вали по незна­нию.

Я.Д.: А почему этим незна­нием было не вос­поль­зо­ваться? Вот в том числе отве­чая на вопрос, что спо­соб­ствует всплес­кам — вот такие моменты и спо­соб­ствуют (сме­ется). Пони­ма­ешь? Незна­ние, какая-то груп­по­вая работа энту­зи­а­стов. Ну я не думаю, что Орлова18 хоть раз пожа­лела о том, что она сде­лала на Конен­кова все эти выставки.

Д.З.: Нет, конечно.

Я.Д.: Или Драм­те­атр, напри­мер, в кото­ром опи­сы­ва­ется такая вак­ха­на­лия, что, ну как бы, они явно не отда­вали себе отчет, что подоб­ное вообще будет.

Или вот худо­же­ствен­ная гале­рея отда­вала фли­гель в те же 90‑е в каче­стве пло­щадки для каких-то аль­тер­на­тив­ных выска­зы­ва­ний.

И помимо фли­геля — а это для Смо­лен­ска уже много, одна пло­щадка — это много, по опыту могу ска­зать (сме­ется)… она объ­еди­нила сооб­ще­ство — но у меня еще есть ката­логи аук­ци­о­нов! Устра­и­ва­лись аук­ци­оны, на кото­рых про­да­вали всё. В 2006 году. Для меня это вообще загадка. Это какой-то шлейф из 90‑х, кото­рый про­тя­нулся еще до нуле­вых.

Вот для меня самое зага­доч­ное, самое инте­рес­ное время, если отве­чать на этот вопрос фило­соф­ский — это как раз-таки нуле­вые. Мне инте­ресно там, где неиз­вестно ничего, или мало что вообще, и есть только начала, зачатки. А где-то конец. А где-то конец с нача­лом встре­ча­ется. Вот я сей­час хочу заняться этим вре­ме­нем более активно, потому что да, можно зако­паться дей­стви­тельно в 90‑х, где много про­ек­тов, пере­кре­ще­ний, скре­ще­ний и ком­му­ни­ка­ций, свя­зей между горо­дами и всего такого инте­рес­ного — но с точки зре­ния зати­шья и спада меня инте­ре­сует это время, потому что зати­шье и спад тоже инте­ресно опи­сать и понять, почему было так. Какие-то при­чины лежат на поверх­но­сти, а на какие-то хоте­лось бы посмот­реть более при­стально. Может быть, во всем рос­сий­ском кон­тек­сте про­яв­ля­ется некая смена одного дру­гим в это время.

Анна, есть, может, тоже люби­мые темы или пери­оды, кото­рыми осо­бенно инте­ресно зани­маться?

А.З.: Ну для меня, наверно, всё-таки это будут 80‑е.

Вот инте­ресно: девя­но­стые, нуле­вые и вось­ми­де­ся­тые.

А.З.: Да, абсо­лютно в силу субъ­ек­тив­ных вещей, даже не столько, может быть, отно­ся­щихся к про­екту, сколько свя­зан­ных с какой-то носталь­гией по тому вре­мени, кото­рое я помню как самое счаст­ли­вое в своей жизни. Поэтому для меня, если вот так поверх­ностно абсо­лютно, и о пер­вом, что при­хо­дит в голову, отве­чая на этот вопрос — то это исклю­чи­тельно вось­ми­де­ся­тые.

Про­ект реа­ли­зу­ется Реги­о­наль­ным отде­ле­нием ТСХР по Смо­лен­ской обла­сти при под­держке Фонда пре­зи­дент­ских гран­тов.

Фото в мате­ри­але: Дмит­рий Ряб­цев.

_____

1 Влад Мака­ров (1950) – худож­ник, вио­лон­че­лист, осно­ва­тель и вдох­но­ви­тель «смо­лен­ской школы импро­ви­за­ци­он­ной музыки».

2 «Арт-бдения» – меж­ду­на­род­ный фести­валь совре­мен­ного искус­ства, про­хо­див­ший в Смо­лен­ске в 1991–1992 гг.

3 Эду­ард Куле­мин (1960) – смо­лен­ский аван­гард­ный худож­ник, поэт, автор ряда интер­ме­ди­аль­ных про­ек­тов.

4 Гале­рея совре­мен­ного искус­ства «Дом моло­дежи» (Смо­ленск, 2019–2020). Яна дво­ечка высту­пила ини­ци­а­то­ром откры­тия гале­реи, явля­лась кура­то­ром с откры­тия по ноябрь 2019).

5 Елена Шума­хер (1969) – смо­лен­ская худож­ница, рабо­та­ю­щая на стыке экс­прес­си­о­низма, при­ми­ти­визма и абстрак­ци­о­низм.

6 Сер­гей Комя­гин – смо­лен­ский художник-абстракционист (1970).

7 «Гума­ни­тар­ный фонд» неза­ви­си­мая газета, посвя­щен­ная совре­мен­ному искус­ству. Выхо­дила в Москве с 1989 по 1994 год. В газете пуб­ли­ко­ва­лись Алек­сандр Голу­бев и Эду­ард Куле­мин.

8 Худо­же­ствен­ный музей Цим­мерли в уни­вер­си­тете Рут­герса (Нью-Брасуик, США), вклю­ча­ю­щий боль­шую кол­лек­цию рус­ского и совет­ского нон­кон­фор­мист­ского искус­ства.

9 КЭП­НОС – меж­ду­на­род­ное аван­гард­ное твор­че­ское объ­еди­не­ние, осно­ван­ное в Смо­лен­ске в ноябре 1988 года. По одной из вер­сий назва­ние объ­еди­не­ния рас­шиф­ро­вы­ва­ется как Клуб Экс­пе­ри­мен­таль­ной Поэ­зии и Нового искус­ства. В раз­ное время в объ­еди­не­ние вхо­дили Вла­ди­слав Мака­ров, Алек­сандр Голу­бев, Эду­ард Куле­мин, Сер­гей Беги­нин, Андрей Муко­нин и Лидия Бала­шова, Олег Раз­умов­ский, худож­ники Все­во­лод Лиси­нов, Юрий Мель­ни­ков, Олег Тищен­ков, музы­кант Вале­рий Пав­лов, Андрей Бавчен­ков, Вадим Пет­ренко.

10 Никита Алек­сеев – совет­ский и рос­сий­ский худож­ник, участ­ник группы «Кол­лек­тив­ные дей­ствия», осно­ва­тель дви­же­ния АПТАРТ. Скон­чался в марте 2021г. в воз­расте 68 лет.

11 Свен Гунд­лах – рос­сий­ский худож­ник, поэт, музы­кант, один из осно­ва­те­лей арт-группы «Мухо­моры» и рок-группы «Сред­не­рус­ская воз­вы­шен­ность». Скон­чался в декабре 2020г. в воз­расте 61 года.

12 УНО­ВИС («Утвер­ди­тели нового искус­ства») — аван­гард­ное худо­же­ствен­ное объ­еди­не­ние, создан­ное Кази­ми­ром Мале­ви­чем в Витеб­ске (Бела­русь). Про­су­ще­ство­вало с 1920 по 1922 гг. Смо­лен­ский филиал УНО­ВИСа, став­ший пер­вым фили­а­лом объ­еди­не­ния за пре­де­лами Витеб­ска, был открыт в 1920г.

13 Все­во­лод Лиси­нов (1945) – смоленский-художник, отли­ча­ю­щийся само­быт­ной деко­ра­тив­ной тех­ни­кой.

14 Петер Бюр­гер (1936–2017) – немец­кий фило­лог, исто­рик и социо­лог новей­шей лите­ра­туры и искус­ства, автор книги «Тео­рия аван­гарда». Впер­вые опре­де­лил худо­же­ствен­ный аван­гард как прак­тику, упразд­ня­ю­щую обще­ствен­ный инсти­тут искус­ства.

15 Олег Арон­сон (1964) – рос­сий­ский искус­ство­вед, тео­ре­тик кино и теле­ви­де­ния, фило­соф.

16 Павел Митенко (1977) – арт-критик и иссле­до­ва­тель рос­сий­ского совре­мен­ного искус­ства.

17 Елена Пет­ров­ская (1962) – рос­сий­ский фило­соф, антро­по­лог и куль­ту­ро­лог

18 Тамара Орлова (1957) – и.о. дирек­тора музея скульп­туры С.Т. Конен­кова в Смо­лен­ске (с 2015 г.). С 1991 года воз­глав­ляла выста­воч­ный зал музея, с 2006 года – Худо­же­ствен­ную гале­рею.