15–19 мая 1986 , ЛДМ, Ленинград
из статьи С. Ковальского «Движение по диагонали»
Эта выставка оказалась кульминационной в деятельности ТЭИИ. Она не была открыта самими художниками в знак протеста против цензуры со стороны городской выставочной комиссии, которой открыто руководил сотрудник КГБ П.Коршунов.
Когда я мысленно восстанавливаю в памяти готовую экспозицию, язык не поворачивается назвать эту выставку несостоявшейся. Можно считать, что была освоена еще одна ступень на пути становления ТЭИИ, как объединения художников новой формации, четко осознающих свое место в контексте современной культуры.
Выставка состоялась несмотря на то, что существовавшая три дня экспозиция (почти как на выставке в ДК им. И. И. Газа в 1974‑м) официально не была открыта. Можно испытывать сожаление, что видело ее, помимо участников и создателей, две-три сотни близких художникам людей, вопреки сторожевому рвению администрации.
Рассказывая об этой выставке, на мой взгляд, лучшей из организованных Товариществом, вспоминаю свое наблюдение, что те, кто пытался ее раздергать, делали это, ощущая повышенную актуальность содержания и убедительное отражение сегодняшней реальности в противовес тому идиллически-обезличенному искусству официоза, служить которому они были призваны. В этом, наверное, причина столь жесткой позиции городской выставочной комиссии – любой ценой не допустить творческого становления Товарищества художников, свободных от государственной системы подавления личности в искусстве. Товарищества, которое от раза к разу все убедительнее показывало на своих выставках необходимость расширения понимания реализма и правдивое отображение всех граней нашей жизни на том уровне, когда становится невозможным существование пестуемого официозом, так называемого социалистического реализма – реализма раскрашенных восковых символов.
Товарищество продемонстрировало высокий профессиональный уровень и оригинальность работ, значимость которых было трудно было не отметить. (…)
К соцарту можно отнести творчество Всеволода Лисинова (г. Смоленск) – его историческую работу «1 Мая 1954 года» также запретили.
Всего было запрещено 44 работы 25 художников. Согласиться с этим было все равно, что запретить себе свободно дышать…