8‑ая общая выставка ТЭИИ

15–19 мая 1986 , ЛДМ, Ленин­град

из ста­тьи С. Коваль­ского «Дви­же­ние по диа­го­нали»

Эта выставка ока­за­лась куль­ми­на­ци­он­ной в дея­тель­но­сти ТЭИИ. Она не была открыта самими худож­ни­ками в знак про­те­ста про­тив цен­зуры со сто­роны город­ской выста­воч­ной комис­сии, кото­рой открыто руко­во­дил сотруд­ник КГБ П.Коршунов.

Когда я мыс­ленно вос­ста­нав­ли­ваю в памяти гото­вую экс­по­зи­цию, язык не пово­ра­чи­ва­ется назвать эту выставку несо­сто­яв­шейся. Можно счи­тать, что была осво­ена еще одна сту­пень на пути ста­нов­ле­ния ТЭИИ, как объ­еди­не­ния худож­ни­ков новой фор­ма­ции, четко осо­зна­ю­щих свое место в кон­тек­сте совре­мен­ной куль­туры.

Выставка состо­я­лась несмотря на то, что суще­ство­вав­шая три дня экс­по­зи­ция (почти как на выставке в ДК им. И. И. Газа в 1974‑м) офи­ци­ально не была открыта. Можно испы­ты­вать сожа­ле­ние, что видело ее, помимо участ­ни­ков и созда­те­лей, две-три сотни близ­ких худож­ни­кам людей, вопреки сто­ро­же­вому рве­нию адми­ни­стра­ции.

Рас­ска­зы­вая об этой выставке, на мой взгляд, луч­шей из орга­ни­зо­ван­ных Това­ри­ще­ством, вспо­ми­наю свое наблю­де­ние, что те, кто пытался ее раз­дер­гать, делали это, ощу­щая повы­шен­ную акту­аль­ность содер­жа­ния и убе­ди­тель­ное отра­же­ние сего­дняш­ней реаль­но­сти в про­ти­во­вес тому идиллически-обезличенному искус­ству офи­ци­оза, слу­жить кото­рому они были при­званы. В этом, навер­ное, при­чина столь жест­кой пози­ции город­ской выста­воч­ной комис­сии – любой ценой не допу­стить твор­че­ского ста­нов­ле­ния Това­ри­ще­ства худож­ни­ков, сво­бод­ных от госу­дар­ствен­ной системы подав­ле­ния лич­но­сти в искус­стве. Това­ри­ще­ства, кото­рое от раза к разу все убе­ди­тель­нее пока­зы­вало на своих выстав­ках необ­хо­ди­мость рас­ши­ре­ния пони­ма­ния реа­лизма и прав­ди­вое отоб­ра­же­ние всех гра­ней нашей жизни на том уровне, когда ста­но­вится невоз­мож­ным суще­ство­ва­ние песту­е­мого офи­ци­о­зом, так назы­ва­е­мого соци­а­ли­сти­че­ского реа­лизма – реа­лизма рас­кра­шен­ных вос­ко­вых сим­во­лов.

Това­ри­ще­ство про­де­мон­стри­ро­вало высо­кий про­фес­си­о­наль­ный уро­вень и ори­ги­наль­ность работ, зна­чи­мость кото­рых было трудно было не отме­тить. (…)

К соцарту можно отне­сти твор­че­ство Все­во­лода Лиси­нова (г. Смо­ленск) – его исто­ри­че­скую работу «1 Мая 1954 года» также запре­тили.

Всего было запре­щено 44 работы 25 худож­ни­ков. Согла­ситься с этим было все равно, что запре­тить себе сво­бодно дышать…