Смо­лен­ская кре­пость

Куль­тур­ная рево­лю­ция в «ключ-городе» 
Газета «Зав­тра» 25 марта 2008 
Автор: Олег Хлу­дов 

В эпоху, когда не только Боль­шой стиль — вопрос неося­за­е­мого буду­щего, но и вме­ня­е­мая госу­дар­ствен­ная стра­те­гия куль­тур­ного раз­ви­тия отсут­ствует, самое инте­рес­ное и важ­ное — суще­ство­ва­ние раз­но­об­раз­ных сред и сооб­ществ, активно и вни­ма­тельно откли­ка­ю­щихся на состо­я­ние обще­ства. Тем дра­го­цен­нее, когда подоб­ные объ­еди­не­ния суще­ствуют, живут и активно дей­ствуют в неод­но­кратно похо­ро­нен­ной рус­ской про­вин­ции. Это не высо­ко­мер­ный поиск ори­ги­наль­ных явле­ний, мест­ных «лев­шей». Нас инте­ре­суют пуль­си­ру­ю­щие сооб­ще­ства, под­лин­ные точки раз­ви­тия. 

Одним из цен­тров неза­ви­си­мой куль­туры явля­ется Смо­ленск, где уже не одно деся­ти­ле­тие суще­ствует мощ­ное и мно­го­мер­ное сооб­ще­ство худож­ни­ков, музы­кан­тов, поэтов. Это не пери­фе­рия куль­тур­ного про­цесса: идеи и кадры смо­лян активно питают сто­лич­ные цен­тры и даже вни­ма­тель­ные меж­ду­на­род­ные направ­ле­ния. Вла­ди­слав Мака­ров — один из стол­пов оте­че­ствен­ной импро­ви­за­ци­он­ной музыки, Эду­ард Кулё­мин — в пер­вом ряду наи­бо­лее замет­ных фигур совре­мен­ного рус­ского аван­гарда. Смо­ляне нахо­дятся в посто­ян­ном поиске нового языка, их твор­че­ство в неко­то­ром смысле мис­сия, бес­ком­про­мисс­ная и адек­ват­ная нашему слож­ному вре­мени. При этом они не боятся рабо­тать с фигу­рой буду­щего. Харак­терно назва­ние про­грамм­ной ста­тьи Кулё­мина — «Буду­щее есть!»: «На старте нового тыся­че­ле­тия невольно напра­ши­ва­ются ана­ло­гии с нача­лом про­шлого века. Сего­дня дея­тели искус­ства, пре­одо­лев период культ­мас­со­вого паци­физма, вновь бря­цают мета­фи­зи­че­ским ору­жием и в поле­мике пока­зы­вают зубы…Идеи кон­сер­ва­тив­ной рево­лю­ции, как аль­тер­на­тива апо­ка­лип­ти­че­скому дека­дансу, активно мус­си­ру­ются в интел­лек­ту­аль­ной среде. Фан­та­сти­че­ский кине­ма­то­граф в своих луч­ших про­яв­ле­ниях выхо­дит на уро­вень футур-философии. Мно­гие акции акту­аль­ных худож­ни­ков ори­ен­ти­ро­ваны на реа­би­ли­та­цию поня­тия «буду­щее» (пока­за­те­лен в этом плане про­ект «Novo — Ново­си­бирск»). В пику попу­ляр­ным в конце про­шлого сто­ле­тия упад­ни­че­ским лозун­гам «No future» («Без буду­щего») и «Now future» («Буду­щее сей­час») впе­ред­смот­ря­щие про­воз­гла­шают: Future forever («Буду­щее навсе­гда»). В хаосе пост­мо­дер­низма наме­тился век­тор устрем­лен­но­сти. На старте тыся­че­ле­тия вос­тре­бо­ваны новые про­грамм­ные заяв­ле­ния. Настало время писать мани­фе­сты». 

Смо­ленск назы­вают «ключ-город». В раз­ное время через него про­хо­дили на Москву с Запада бод­рые и весё­лые орды заво­е­ва­те­лей, а потом, раз­би­тые и угрю­мые, воз­вра­ща­лись восво­яси. Неко­то­рые поко­ри­тели земли рус­ской надолго задер­жи­ва­лись в Смо­лен­ске, при­внося в этот исконно рус­ский город эле­менты своей запад­ной куль­туры. Смо­ленск всё пере­ма­лы­вал, впи­ты­вал, оста­ва­ясь при этом самим собой. Здесь есть поль­ский костёл, немец­кая кирха, в цен­тре города стоят фран­цуз­ские пушки. Мно­го­чис­лен­ные памят­ники про­слав­ляют защит­ни­ков с такими име­нами, как Барклай-де-Толли и Баг­ра­тион. Даже Успен­ский собор носит явно выра­жен­ные эклек­ти­че­ские черты, стран­ным обра­зом соеди­няя в себе пра­во­сла­вие и като­ли­цизм. Здесь, вопреки утвер­жде­нию Кип­линга, Запад схо­дится с Восто­ком. И нача­лось это сли­я­ние ещё с неза­па­мят­ных вре­мён, когда в эти края устре­ми­лись, а затем пере­ме­ша­лись пле­мена южных сла­вян и запад­ных при­бал­тий­ских наро­дов. 

Позд­нее зод­чий Фёдор Конь воз­двиг кре­пост­ную стену, кото­рая должна была по идее пре­пят­ство­вать чуже­зем­ному про­ник­но­ве­нию. Только не помогла. Наше­ствия и вли­я­ния про­дол­жа­лись. 

На про­тя­же­нии два­дца­того века Смо­ленск в силу сво­его выгод­ного гео­гра­фи­че­ского поло­же­ния (рядом Москва, Питер, При­бал­тика) про­дол­жал испы­ты­вать на себе бла­го­твор­ное вли­я­ние раз­ных куль­тур, в том числе и аль­тер­на­тив­ных. В два­дца­тые годы сюда при­ез­жал и высту­пал Вла­ди­мир Мая­ков­ский, здесь тво­рили мест­ные поэты-футуристы, суще­ство­вало объ­еди­не­ние про­грес­сив­ного искус­ства «Бед­лам», читал лек­ции худож­ник и фило­соф Кази­мир Мале­вич, суще­ство­вала школа его после­до­ва­те­лей. Всё это не могло пройти бес­следно. 

В 70‑е в ключ-городе обра­зо­ва­лось некое куль­тур­ное под­по­лье, состо­я­щее из худож­ни­ков, музы­кан­тов, поэтов и писа­те­лей. В ядро вхо­дили люди, ищу­щие новые худо­же­ствен­ные формы выра­же­ния и жадно впи­ты­ва­ю­щие в себя всё про­грес­сив­ное, чем богата была как рус­ская земля, так и ближ­нее зару­бе­жье. Музы­кант Влад Мака­ров, худож­ник Все­во­лод Лиси­нов и про­заик Олег Раз­умов­ский иссле­до­вали доступ­ный им куль­тур­ный ареал (тот же Питер, Москву, При­бал­тику) на пред­мет всего нового и пере­до­вого. Завя­за­лись инте­рес­ные зна­ком­ства: с мос­ков­скими кон­цеп­ту­а­ли­стами, питер­скими дея­те­лями кон­тр­куль­туры, объ­еди­нив­ши­мися в скво­тах на Пуш­кин­ской 10, риж­скими аван­гар­ди­стами, груп­пи­ро­вав­ши­мися вокруг аль­ма­наха «Тре­тья модер­ни­за­ция». Боль­шую роль в про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти играл тогда куль­тур­тре­гер Алек­сандр Пет­ро­чен­ков. Мобиль­ный и энер­гич­ный чело­век, он много путе­ше­ство­вал по стране. Общался с выда­ю­щи­мися людьми: музы­кан­тами Сер­геем Курё­хи­ным, Нико­лаем Суд­ни­ком, фило­со­фом Ефи­мом Бар­ба­ном, худож­ни­ками с Пуш­кин­ской 10, «Мить­ками» и мно­гими дру­гими, теперь уже куль­то­выми фигу­рами. 

Насто­я­щая куль­тур­ная рево­лю­ция про­изо­шла в Смо­лен­ске в конце 80‑х, как раз нака­нуне боль­ших пере­мен. В 1989 году группа энту­зи­а­стов от искус­ства — поэтов, про­за­и­ков, худож­ни­ков и музы­кан­тов — объ­еди­ня­ются в неза­ви­си­мый твор­че­ский союз, полу­чив­ший назва­ние КЭП­НОС. Ини­ци­а­то­рами этого про­грес­сив­ного объ­еди­не­ния стали музы­кант и худож­ник Вла­ди­слав Мака­ров, поэты Алек­сандр Голу­бев и Эду­ард Кулё­мин, про­заик Олег Раз­умов­ский. Позд­нее к ним при­со­еди­ни­лись худож­ники Все­во­лод Лиси­нов, Юрий Мель­ни­ков, Олег Тищен­ков, музы­кант и пер­фор­ман­сист Вале­рий Пав­лов, поэты Сер­гей Беги­нин, Андрей Муко­нин и поэтесса Лидия Бала­шова. 

На пер­вых порах боль­шую помощь объ­еди­не­нию ока­зала мест­ная газета «Смена», в редак­ции кото­рой про­изо­шла пер­вая поэ­ти­че­ская тусовка КЭП­НОСа. Про­из­ве­де­ния начи­на­ю­щих авто­ров понра­ви­лись, и вскоре после­до­вала пуб­ли­ка­ция их тво­ре­ний. 

Пер­вое поэтически-музыкальное выступ­ле­ние с уча­стием музыкантов-авангардистов Мака­рова, Пав­лова, Юде­нича и Пет­ренко, а также поэтов Голу­бева и Кулё­мина, имело место быть в только что открыв­шемся Доме моло­дёжи. Народ жаж­дал нового, искрен­него, не баналь­ного. Посему зал ДМ был забит до отказа. Зву­чал фри-джаз и про­грес­сив­ный рок. Кэп­но­совцы высту­пили с боль­шим успе­хом. Они, про­дол­жая тра­ди­ции футу­ри­стов, обе­ри­утов, дада­и­стов, сюр­ре­а­ли­стов и кон­цеп­ту­а­ли­стов на новом этапе раз­ви­тия искусств, сим­во­ли­зи­ро­вали про­рыв впе­рёд в таин­ствен­ное непред­ска­зу­е­мое буду­щее. 

Даль­ней­шие частые и мно­го­чис­лен­ные выступ­ле­ния чле­нов объ­еди­не­ния про­хо­дили при пол­ных залах в сте­нах Дома работ­ни­ков про­све­ще­ния. Зри­тели, в основ­ном сту­денты и моло­дёжь, на ура при­ни­мали эти шоу с эле­мен­тами пер­фор­манса и хэп­пи­нинга. Позд­нее более широ­кая и менее под­го­тов­лен­ная пуб­лика, пред­став­ля­ю­щая собой кон­сер­ва­тив­ное боль­шин­ство, встре­тила выступ­ле­ния аван­гар­ди­стов не очень дру­же­любно. Про­во­ка­ци­он­ные акции, направ­лен­ные на буди­ро­ва­ние созна­ния, рас­смат­ри­ва­лись как пося­га­тель­ство на устои. Аван­гард­ный джаз, бес­пред­мет­ная или кон­цеп­ту­аль­ная живо­пись, стихи и проза в духе потока созна­ния вос­при­ни­ма­лась как шар­ла­тан­ство и вызы­вали оттор­же­ние. Наи­бо­лее агрес­сив­ные зри­тели и слу­ша­тели пред­ла­гали участ­ни­кам «стран­ных игр» уби­раться куда-нибудь подальше (назы­ва­лись извест­ные куль­тур­ные цен­тры) и не бес­по­ко­ить мир­ный сон обы­ва­теля. 

Про­вин­ция испо­кон веков живёт своей тихой, усто­яв­шейся жиз­нью и с боль­шой неохо­той при­ни­мает вся­кого рода инно­ва­ции. В этом есть поло­жи­тель­ный момент (сохра­ня­ются тра­ди­ции) и отри­ца­тель­ный — тор­мо­же­ние раз­ви­тия обще­ства. Сей­час во вре­мена боль­ших пере­мен этот вопрос не менее, а, ско­рее всего, более актуа­лен, чем два­дцать лет тому назад. Заме­чено также, что всё новое в смысле идей вос­при­ни­ма­ется ост­рее всего именно дея­те­лями искусств. В этом смысле они явля­ются пред­те­чами, про­ро­ками и про­вид­цами, кото­рых в ряде слу­чаев мах­ро­вые обы­ва­тели поби­вают кам­нями. Слава Богу, в Смо­лен­ске до этого дело не дошло, однако про­ти­во­сто­я­ния и непо­ни­ма­ния с обеих сто­рон хва­тало. 

Кэп­но­совцы быстро поняли, что они не должны огра­ни­чи­ваться рам­ками только одного Смо­лен­ска. После­до­вали при­гла­ше­ния в ключ-город пред­ста­ви­те­лей аль­тер­на­тив­ной куль­туры из Москвы и Питера. Неко­то­рые члены КЭП­НОСа также начи­нают выез­жать с выступ­ле­ни­ями в близ­ле­жа­щие куль­тур­ные цен­тры — Москву, Питер, Ригу и Тал­лин. Их пуб­ли­ка­ции появ­ля­ются в сам­из­дат­ских куль­то­вых изда­ниях, таких, как «Тре­тья модер­ни­за­ция» (Рига), «Митин жур­нал» (Петер­бург), «Чер­но­вик» (Нью-Джерси). А худож­ник Лиси­нов на своём энту­зи­азме добрался аж до Лос-Анджелеса и поко­рил тамош­них гале­ри­стов сво­ими искрен­ними рабо­тами, впи­тав­шими в себя весь оте­че­ствен­ный и зару­беж­ный опыт. Кстати, в пер­вый же день его пре­бы­ва­ния в Эл-Эй про­изо­шёл неза­пла­ни­ро­ван­ный пер­фор­манс очень в духе КЭП­НОСа. Где-то в Беверли Хиллс в честь Лиси­нова мест­ным гале­ри­стом устра­и­ва­ется бан­кет, в раз­гар кото­рого в дом вры­ва­ются три негра-наркомана с вин­тов­ками напе­ре­вес — тре­буют деньги, изби­вают хозяев и гостей. Всё в луч­ших тра­ди­циях нового искус­ства. 

Круг чле­нов объ­еди­не­ния всё рас­ши­рялся. В начале девя­но­стых к нему при­со­еди­ни­лись новые авторы — Вла­ди­мир Мар­ков, Сер­гей Синя­ков, Вла­ди­мир Мар­тов и Юрий Щег­лов­ский. В этой пятёрке осо­бенно отме­тился Мар­ков. Он писал стихи (его зна­ме­ни­тый сбор­ник «Три­на­дцать сек­су­аль­ных манья­ков» до сих пор поль­зу­ется попу­ляр­но­стью в извест­ных кру­гах), сотруд­ни­чал с Осмо­лов­ским и дви­же­нием «Э.Т.И.», участ­во­вал в собы­тиях октября 1993 года на сто­роне вос­став­шего народа, общался с анар­хи­стами и левыми ради­ка­лами. Щег­лов­ский в какой-то сте­пени про­дол­жил дея­тель­ность смо­лен­ских поэтов-шестидесятников. Он читал свои корот­кие стишки в барах и кафе: 
Залёг он на крыше с вин­тов­кой, 
Явил моло­дец­кий задор; 
Со снай­пер­ской цеп­кой сно­ров­кой 
Устроил локаль­ный тер­рор. 

Поэт Мар­тов сде­лал ради­каль­ный жест под Рембо: резко оста­вил твор­че­ство и занялся биз­не­сом. Синя­ков подался на поиски луч­шей жизни в Москву и стал там хоро­шим жур­на­лю­гой. 

С начала 90‑х выступ­ле­ния кэп­но­сов­цев широко осве­ща­лось сред­ствами мас­со­вой инфор­ма­ции. Боль­шая пуб­ли­ка­ция их про­из­ве­де­ний появи­лась в жур­нале «Край Cмо­лен­ский». Мест­ные, рос­сий­ские и зару­беж­ные радио­стан­ции транс­ли­руют пере­дачи о необыч­ном для про­вин­ции сооб­ще­стве. 

В то же время КЭП­НОС был заме­чен мос­ков­ской орга­ни­за­цией, кури­ру­ю­щей новое искус­ство, — «Гума­ни­тар­ным фон­дом». Авторы из Смо­лен­ска печа­та­ются в газете с одно­имён­ным назва­нием. При содей­ствии талант­ли­вого орга­ни­за­тора Алек­сандра Голу­бева в ключ-городе про­хо­дят два меж­ду­на­род­ных фести­валя, в кото­рых при­ни­мают уча­стие все луч­шие аван­гард­ные силы страны. 
В сере­дине 90‑х КЭП­НОС в пред­две­рье при­езда в Смо­ленск Эду­арда Лимо­нова, Алек­сандра Дугина и группы «Бахыт ком­пот» про­во­дит акцию «Рус­ское чудо» в цен­тре города на Бло­нье возле брон­зо­вого Оленя, при­ве­зён­ного после войны совет­скими сол­да­тами с дачи Геринга в пода­рок детям. У Оленя (древ­него тотем­ного запад­ного живот­ного) лежала при­но­си­мая в жертву рус­ская девушка, а рядом стоял тазик с крас­ным вином (сим­вол крови и еди­не­ния), из кото­рого мог при­ча­ститься участ­ник акции или про­сто про­хо­жий. Уби­тая девушка потом счаст­ли­вым обра­зом вос­кре­сала и при­ни­мала уча­стие во все­об­щей вак­ха­на­лии. (Герб Смо­лен­ска, кстати, вечно воз­рож­да­ю­ща­яся из пепла птица Феникс). Тут же раз­да­ва­лись газеты «Лимонка» и «Зав­тра», про­да­ва­лись фут­болки с сим­во­ли­кой НБП и пла­стинки послед­него аль­бома группы «Граж­дан­ская обо­рона». 

Кстати, тема уми­ра­ния и вос­кре­се­ния весьма орга­нично про­сле­жи­ва­ется в твор­че­стве дея­те­лей сооб­ще­ства. Вио­лон­че­лист Мака­ров часто исполь­зует её в своих музы­каль­ных пер­фор­ман­сах. Лежа­щее на сцене тело посте­пенно ожи­вает под звуки экс­прес­сив­ной музыки. Насто­я­щее искус­ство может и мёрт­вого раз­бу­дить. Поэт и худож­ник Кулё­мин делал хэп­пи­нинг, рас­кру­чи­вая рулоны бумаги с повто­ря­ю­щейся над­пи­сью «ничего не про­ис­хо­дит». При этом вос­со­зда­ва­е­мая клад­би­щен­ская атмо­сфера тишины и покоя как бы сама взы­вает к про­буж­де­нию и взрыву. 

Насколько вся эта дея­тель­ность аван­гар­ди­стов была вос­при­нята и понята мест­ными жите­лями в массе, судить трудно. Но то, что обще­ство бур­лило и кипело на про­тя­же­нии всех девя­но­стых, оста­ётся непре­лож­ным фак­том. Пусть боль­шин­ство чле­нов твор­че­ского союза и не участ­во­вало напря­мую в соци­аль­ных изме­не­ниях, их вклад в дело рекон­струк­ции созна­ния, да и пове­де­ния граж­дан реги­она, несо­мне­нен, даже если рядо­вой обы­ва­тель нико­гда и не слы­шал о КЭП­НОСе. 

В 1999 году выхо­дит сбор­ник «Смо­лен­ская кре­пость», куда вхо­дят про­из­ве­де­ния луч­ших пред­ста­ви­те­лей твор­че­ского объ­еди­не­ния. Коли­че­ство авто­ров, пред­став­лен­ных там, крас­но­ре­чиво гово­рит о том, насколько выросло за десять лет число участ­ни­ков сооб­ще­ства. Инте­ресно, что аль­ма­нах спон­си­ро­вал Сер­гей Колес­ни­ков, дирек­тор лике­ро­во­доч­ного тре­ста «Бахус», кото­рого вскоре после этого застре­лили кил­леры на трассе Москва—Минск. Вре­мена сто­яли очень суро­вые, шёл пере­дел соб­ствен­но­сти. Раз­борки со смер­тель­ным исхо­дом имели место быть. Тре­бо­ва­лась желез­ная выдержка. В искус­стве, как и в дру­гих жиз­нен­ных сфе­рах, выжи­вали тогда силь­ней­шие. Само назва­ние сбор­ника весьма сим­во­лично. Оно трой­ственно по зна­че­нию — Смо­лен­ская кре­пость как тако­вая, кре­пость рус­ской водки и сила оте­че­ствен­ного твор­че­ства, впи­тав­шего в себя мно­же­ство вли­я­ний. Эта­кая сред­не­рус­ская гре­му­чая смесь, от кото­рой может и башню сне­сти. Объ­еди­не­ние КЭП­НОС в этом смысле равно укреп­лён­ному фор­по­сту. 

Поэ­ти­че­ские вечера, выставки, пер­фор­мансы, кон­церты, демон­стра­ции парал­лель­ных филь­мов и про­чая дея­тель­ность чле­нов КЭП­НОС про­дол­жа­лась, несмотря на эко­но­ми­че­ские труд­но­сти, на про­тя­же­нии всех 90‑х и пер­вых лет два­дцать пер­вого века. Появи­лись новые талант­ли­вые люди. Напри­мер, про­заик Вик­тор Ахма­нов, кото­рый с усер­дием древ­них лето­пис­цев реги­стри­рует и твор­че­ски ана­ли­зи­рует собы­тия поли­ти­че­ской и соци­аль­ной жизни города в кни­гах, изда­ва­е­мых за свой счёт. Уже само назва­ние его три­ло­гии «Пар­тия дура­ков» гово­рит о мно­гом. Дмит­рий Зимин — новый поэт и худож­ник, акту­ально про­яв­ля­ю­щий себя также в Интер­нете. Есть отлич­ные музы­каль­ные кол­лек­тивы — «С коле­нями как у Птицы» и «Кара­ма­зов драмс», хорошо заре­ко­мен­до­вав­шие себя не только в Смо­лен­ске, но и в куль­тур­ных сто­ли­цах Рос­сии. В городе создано Интернет-сообщество alt_smolensk.ru, где может отме­титься любой неор­ди­нарно мыс­ля­щий чело­век. 

Стран­ным обра­зом создан­ное почти два­дцать лет назад твор­че­ское объ­еди­не­ние про­дол­жает жить на фоне все­об­щей куль­тур­ной дегра­да­ции, заси­лья попсы и гла­мура. 

https://zavtra.ru/blogs/2008–03-2672

собы­тия