М. Арба­това: вос­по­ми­на­ния о фести­вале (из книги)

из авто­био­гра­фи­че­ской книги «Мне 40 лет»

Как-то на прав­ле­нии Гума­ни­тар­ного фонда ко мне подо­шёл лидер смо­лен­ских аван­гар­ди­стов, поэт Саша Голу­бев, и пред­ло­жил орга­ни­зо­вать фести­валь аван­гар­дист­ского искус­ства в Смо­лен­ске. До этого мы огра­ни­чи­ва­лись попыт­ками про­ник­нуть в меро­при­я­тия хозяев жизни, чтобы уста­но­вить там соб­ствен­ный поря­док, здесь резко пред­ла­га­лось стать боль­шими самим. Саша Голу­бев был из ком­со­моль­ских началь­ни­ков города, он выбил мест­ные деньги и задей­ство­вал инфра­струк­туру, осталь­ное было отдано нам на откуп.

Под­ни­мали это три чело­века: сам Голу­бев, пред­се­да­тель Гума­ни­тар­ного фонда Миша Ромм и ваша покор­ная слуга. Со всей страны на пару недель были собраны пред­ста­ви­тели нового искус­ства, рас­се­лены по гости­ни­цам, накорм­лены по ресто­ра­нам и орга­ни­зо­ваны в вечера, дис­кус­сии и семи­нары. На мне была теат­раль­ная мастер­ская, состо­я­щая из застоль­ных спек­так­лей новой дра­ма­тур­ги­че­ской ком­па­нии и ула­жи­ва­ния кон­флик­тов. А кон­фликты росли как грибы.

Пер­вый вечер в филар­мо­нии мы постро­или как парад звёзд. Покой­ная поэтесса Нина Искренко изоб­ра­жала хепе­нинг, читая стихи «к муж­чине» и кида­ясь в зал пустыми пив­ными бан­ками. Потом пере­шла к иллю­стри­ро­ва­нию сти­хов рас­стё­ги­ва­нием коф­точки, доведя про­цесс до демон­стра­ции живота и груди.

Вслед за ней Олег Хлеб­ни­ков читал жалоб­ные стихи про то, как рус­ские девки уез­жают в Изра­иль. Аван­гар­дистка Ры Нико­нова с голыми пле­чами в цве­та­стых кол­гот­ках и нару­кав­ни­ках диких цве­тов читала стихи из одних глас­ных и одних соглас­ных, дудела в кар­тон­ную воронку и извле­кала из гор­тани про­чие кос­ми­че­ские звуки.

Потом гос­по­дин При­гов заво­пил стихи деся­ти­лет­ней дав­но­сти, глав­ный полин­дром­щик страны Бони­фа­ций начал качаться на зана­веске, улич­ный пер­фо­ман­сист Тиль запры­гал по залу с ело­выми вет­ками в зубах. Сочув­ству­ю­щие виз­жали и сви­стели, шоки­ро­ван­ные крас­нели и хму­ри­лись, а филар­мо­ни­че­ские убор­щицы в ужасе кре­сти­лись на сто­лич­ных гостей, стоя в две­рях.

Вече­ром участ­ни­ков фести­валя ждало поме­ще­ние дан­синга с накры­тыми сто­лами. Быстро набрав­шись на халяву, гос­пода аван­гар­ди­сты бро­са­лись к мик­ро­фону с ненор­ма­тив­ными тек­стами, рус­скими народ­ными пес­нями и обли­чи­тель­ными моно­ло­гами к своим же анде­гра­унд­ным паха­нам. Тиль завис под потол­ком на метал­ли­че­ских кон­струк­циях, пози­руя теле­ви­де­нию. Нача­лось битьё буты­лок, и два аван­гар­ди­ста вынесли на эст­раду на стуле спя­щего тре­тьего. Тот не то чтобы проснулся, но начал обильно извер­гать из сво­его желудка выпи­тое и съе­ден­ное. Коре­шей это так воз­бу­дило, что они начали тан­це­вать вокруг на битых стек­лах и изверг­ну­том. Пожи­лые лите­ра­ту­ро­ведки тащили в номера наи­бо­лее при­год­ных поэтов, моло­дые тре­пет­ные аван­гар­дистки рас­пе­вали матер­ные частушки и гимн Совет­ского Союза.

Как орга­ни­за­торы, мы с Голу­бе­вым больше всего боя­лись начала битья стё­кол, поскольку бюд­жет фести­валя не был на это рас­счи­тан, и стали аги­ти­ро­вать ещё дер­жа­щихся на ногах пред­ста­ви­те­лей твор­че­ской элиты воз­ло­жить цветы к памят­нику Пуш­кина. Горстка их таки была дове­дена до «солнца рус­ской поэ­зии», путь к кото­рому усе­ялся нетрез­выми телами, как Кули­ково поле тру­пами. Возле Пуш­кина, несмотря на уни­жен­ные просьбы теле­группы, аван­гар­ди­сты не сумели выда­вить из себя ничего, кроме уны­лых три­ви­аль­но­стей, вос­тор­жен­ного пья­ного скот­ства и глу­бо­кой неж­но­сти к самим себе.

Как чело­век, вырос­ший в атмо­сфере теат­раль­ного стёба, я была глу­боко разо­ча­ро­вана. А как мать Петра и Павла, рас­стро­ена — я при­везла сыно­вей на фести­валь за свой счёт, чтобы пока­зать им празд­ник нового искус­ства.

Ворвав­ша­яся ко мне в номер адми­ни­стра­торша долго орала, что они видели фар­цов­щи­ков, про­сти­ту­ток, парт­ра­бот­ни­ков, спортс­ме­нов, но такого… такого даже не пред­по­ла­гали.

В ноч­ной оргии не было ни меры, ни вкуса. Какую-то слу­жа­щую гости­ницы поэты зака­тали в ковёр, какую-то пыта­лись изна­си­ло­вать. Драк было не сосчи­тать. Крали и ломали всё, что плохо и хорошо лежало, одно­вре­менно искренне пред­став­ля­ясь наци­о­наль­ным куль­тур­ным досто­я­нием.

На вто­рой день пер­со­нажи очер­ти­лись ещё ярче. Кроме воз­ли­я­ний их инте­ре­со­вало, в доста­точно ли пре­стиж­ном месте про­зву­чат их бес­смерт­ные строки отно­си­тельно собу­тыль­ни­ков. Один, напри­мер, отка­зался читать свои стихи в музее, моти­ви­руя тем, что музей — в зда­нии церкви, стихи — похаб­ные, а он чело­век глу­боко рели­ги­оз­ный. Вто­рой, на чет­ве­рень­ках вполз­ший в поезд ещё в Москве, ехал с докла­дом «Мета­фи­зика аван­гарда», но по пьяни поте­рял сумку с тек­стом, и видел свою роль на фести­вале в попыт­ках вло­миться в гости­нич­ный номер спортс­ме­нок, откуда неиз­менно выле­тал с синя­ком и воп­лем «Суки, не дают рус­скому поэту!».

Тре­тий сут­ками обу­чал аме­ри­кан­ского поэта фразе «Поспо­соб­ствуйте тремя руб­чи­ками на опо­хмел!» Чет­вёр­тый в белой горячке твер­дил, что он под­поль­ный мил­ли­о­нер, тай­ный бро­кер фирмы «Алиса» и скоро ску­пит всю поэ­зию. Чет­вёр­тый добыл трёх­лит­ро­вую банку бор­мо­тухи и бегал по номе­рам, пред­ла­гая всем отхлё­бы­вать, сим­во­ли­зи­руя глу­бо­кое поэ­ти­че­ское брат­ство. Пятый, разув­шись, водил на верё­вочке шестого, читав­шего матер­ные стихи… Как мы шутили об этом к концу фести­валя, пере­фра­зи­руя тезис о некра­си­вых жен­щи­нах: не бывает пло­хой поэ­зии, бывает про­сто мало водки.

Когда всё это дей­ство на финале погру­жа­лось в вагоны, биле­тов ока­за­лось зна­чи­тельно больше, чем поэтов. Отча­яв­шись, Саша Голу­бев начал пере­счи­ты­вать пред­ста­ви­те­лей нового искус­ства. В этот момент в вагон вно­сили глу­боко алко­го­ли­зи­ро­ван­ного пред­ста­ви­теля «Эха Москвы», заво­пив­шего: «Поэтов счи­тать по голо­вам не поз­волю!», и тут же заснув­шего до Москвы.

Умом я пони­мала, что выздо­ров­ле­ние от соц­ре­а­лизма лежит через опе­ра­ци­он­ный про­рыв гной­ни­ков. Но именно в Смо­лен­ске резко поняла, что образ сестры мило­сер­дия в гной­ной хирур­гии совсем не то, к чему я всю жизнь себя гото­вила.

Стран­ный скан­дал про­изо­шёл после фести­валя. Моя близ­кая при­я­тель­ница заме­ча­тель­ный кри­тик Алёна Зло­бина, ино­гда печа­та­ю­ща­яся под псев­до­ни­мом Анге­ле­вич, напи­сала обо всём этом ста­тью. Среди опи­са­ний кар­на­вала был отме­чен и номер Нины Искренко, о кото­ром было ска­зано, что поэтесса пока­зы­вала «вялый живот и не луч­шую в мире грудь». Нина при­шла в неистов­ство и потре­бо­вала, чтобы все аван­гар­дист­ские гене­ралы, типа Ерё­менко и При­гова, заклей­мили позо­ром кри­тика, что и было сде­лано. И в газете «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец» появи­лось совер­шенно иди­от­ское письмо про то, чтобы кри­тик Анге­ле­вич не смела напа­дать на талант поэтессы Нины Искренко. Боль­шая часть под­пи­сан­тов не ездила на фести­валь, а поста­вила свои под­писи «по теле­фону», что омер­зи­тельно сильно напо­ми­нало «Пастер­нака не читал, но осуж­даю».

Мне позво­нили из газеты и попро­сили напи­сать, что думаю. Я напи­сала, что оди­на­ково ува­жаю твор­че­скую сво­боду Нины Искренко, жела­ю­щую устра­и­вать стрип­тиз во время чте­ния сти­хов, и твор­че­скую сво­боду Алёны Злобиной-Ангелевич, жела­ю­щую это ком­мен­ти­ро­вать. И что я про­тив созда­ния зоны новых непри­ка­са­е­мых для кри­тики, и непо­нятно, нужно ли было заво­ё­вы­вать глас­ность, чтобы заты­кать неугод­ные рецен­зии кол­лек­тив­ными пись­мами. И, как веду­щая вечера в смо­лен­ской филар­мо­нии, заве­рила, что Нина демон­стри­ро­вала не луч­шие, но и не худ­шие, на мой взгляд, грудь и живот.

Когда ста­тья уже была набрана, я слу­чайно встре­ти­лась с Ниной Искренко в ресто­ране ЦДЛ. Ска­зала о зав­траш­ней ста­тье, и вдруг она запла­кала и попро­сила, чтобы ста­тья не выхо­дила. Вид слёз сло­мал меня, я побе­жала зво­нить и как-то уго­во­рила снять мате­риал. А вскоре стало известно, что сразу после фести­валя у Нины обна­ру­жили рак груди. Потом она умерла.

Это была печаль­ная исто­рия о вели­ко­леп­ной поэтессе и недо­люб­лен­ной жен­щине, счи­тав­шейся в ком­па­нии своим пар­нем, почти не уме­ю­щей стро­ить отно­ше­ния с жен­щи­нами; так и не успев­шей тол­ком пожить «в рос­сий­ской сво­боде». Сти­ли­стика стрип­тиза совер­шенно не соот­вет­ство­вала Нини­ному спо­собу осва­и­вать ауди­то­рию. На фести­вале она ещё не знала диа­гноза. Это было пред­чув­ствие, вырвав­ше­еся пла­сти­че­ским кри­ком: «Ну, вы, кре­тины, я ведь кра­си­вая жен­щина! Хоть сей­час увидьте это!». Не уви­дели… Как все­гда опоз­дали.»

реги­о­наль­ные пер­соны

дру­гие пер­соны