40 квад­ра­тов: искус­ство без гра­ниц (интер­вью)

Газета: «Смо­лен­ская газета», 3 сен­тября 2009 

Сего­дня в Смо­лен­ске наблю­да­ется весьма отрад­ная тен­ден­ция. У людей, зани­ма­ю­щихся, так ска­зать, про­дви­же­нием искус­ства в массы, после про­дол­жи­тель­ного зати­шья как будто бы откры­лось вто­рое дыха­ние. Намного чаще стали про­хо­дить выставки, раз­лич­ные музы­каль­ные меро­при­я­тия, да и тра­ди­ци­он­ные для города празд­ники про­во­дятся на зна­чи­тельно более высо­ком уровне, чем ранее. Кроме того, несмотря на неиз­беж­ные сопут­ству­ю­щие про­блемы и труд­но­сти, откры­ва­ются и новые залы, где любой жела­ю­щий может при­об­щиться к искус­ству. Одно из таких мест – арт-галерея «40 квад­ра­тов», открыв­ша­яся этой вес­ной. Рас­по­ла­га­ется она в самом цен­тре города, на улице Туха­чев­ского. В интер­вью для нашей газеты вла­дельцы гале­реи Анна и Дмит­рий ЗИМИНЫ рас­ска­зали об исто­рии созда­ния, нынеш­нем её поло­же­нии и пла­нах на буду­щее:

- Ска­жите, Анна, когда откры­лась ваша гале­рея и кому из вас при­шла в голову эта сме­лая идея? Откуда такое назва­ние?
- Гале­рея откры­лась 7 марта этого года пер­со­наль­ной выстав­кой смо­лен­ского худож­ника Вла­ди­слава Мака­рова. Идея открыть свою гале­рею появи­лась у нас около года назад, хотя меч­тали об этом давно. Тогда же и начали искать под­хо­дя­щее поме­ще­ние, а когда нашли, поняли, что лучше и поже­лать нельзя. Неболь­шое поме­ще­ние вполне поз­во­ляет про­во­дить камер­ные выставки, уде­ляя вни­ма­ние каж­дому посе­ти­телю – рас­ска­зать об экс­по­зи­ции, авторе, о каж­дой пред­став­лен­ной работе. С назва­нием всё про­сто: «40 квад­ра­тов» – это 40 квад­рат­ных мет­ров выста­воч­ного про­стран­ства нашей гале­реи.

- Име­ете ли вы спе­ци­аль­ное худо­же­ствен­ное обра­зо­ва­ние? Про­во­ди­лись ли ваши соб­ствен­ные выставки?
- Я явля­юсь чле­ном Союза фото­ху­дож­ни­ков. Активно участ­во­вала в груп­по­вых выстав­ках. Работы выстав­ля­лись в Смо­лен­ске, Москве, Ниж­нем Нов­го­роде и Тольятти. Дмит­рий – дизай­нер по обра­зо­ва­нию, худож­ник, он живёт этим с самого дет­ства. Он тоже активно участ­во­вал в выстав­ках не только в Рос­сии, но и за рубе­жом, напри­мер в Ита­лии, Малай­зии, Бель­гии, Австра­лии. 

- Дмит­рий, на каких усло­виях про­во­дятся выставки в вашей гале­рее? Может ли каж­дый жела­ю­щий худож­ник выста­виться? Какие направ­ле­ния в искус­стве пред­по­чти­тель­ней для вас?
- Выста­виться может любой, чьи работы не только талант­ливы, неор­ди­нарны, но и будут соот­вет­ство­вать фор­мату нашей гале­реи, кото­рая ори­ен­ти­ро­вана на совре­мен­ное нова­тор­ское искус­ство. Такие работы часто не впи­сы­ва­ются в рас­про­стра­нен­ный сте­рео­тип вос­при­я­тия изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Мы предо­став­ляем воз­мож­ность уча­стия в выстав­ках худож­ни­кам, име­ю­щим свой ори­ги­наль­ный взгляд.

- Высока ли посе­ща­е­мость гале­реи? Какого воз­раста пуб­лика у вас бывает?
- Посе­ща­е­мость гале­реи в сред­нем около трид­цати чело­век в день. В зави­си­мо­сти от темы выставки при­хо­дит то больше моло­дёжи, то, наобо­рот, люди постарше. У нас нет ори­ен­та­ции на опре­де­лён­ную воз­раст­ную или соци­аль­ную кате­го­рию посе­ти­те­лей.

- Анна, кто про­во­дит отбор работ и делает экс­по­зи­цию? Можно ли при­об­ре­сти что-то с выставки?
- Как пра­вило, автор при­хо­дит к нам с кон­цеп­цией буду­щей выставки, мы вме­сте её обду­мы­ваем, под­би­раем работы, окон­ча­тельно фор­ми­руем идею, при­ду­мы­ваем назва­ние буду­щей выставки. При этом мне­ние автора для нас все­гда оста­ётся на пер­вом месте. Прак­ти­че­ски все работы, пред­став­ля­е­мые нашей гале­реей, про­да­ются, и их можно при­об­ре­сти как во время выставки, так и после неё.
Нам нра­вится этим зани­маться, это уже образ жизни, необ­хо­ди­мость, потреб­ность. Мы этим живём. Пла­ни­руем и далее про­дол­жать рабо­тать в этом же направ­ле­нии по мере воз­мож­но­стей и своих соб­ствен­ных сил. 

- Планы и пер­спек­тивы. Чьи работы смо­ляне смо­гут уви­деть у вас в бли­жай­шее время?
- В сентябре-октябре пла­ни­ру­ется груп­по­вая фото­вы­ставка. Потом выста­вим графику/живопись Елены Попо­вой (Нот­тин­гем, Англия). Также в пла­нах про­ве­сти пер­со­наль­ную выставку моло­дого фото­графа из Москвы Анны Блок, зани­ма­ю­щейся черно-белой фото­гра­фией. Хоте­лось бы пред­ста­вить смо­ля­нам и ретро­спек­тиву работ Эду­арда Кулё­мина. А ещё в пла­нах позна­ко­мить зри­те­лей с дру­гими талант­ли­выми и инте­рес­ными авто­рами как из Смо­лен­ска, так и из дру­гих горо­дов.