В поис­ках сво­боды (про­рыв вось­ми­де­ся­тых)

Автор: Вла­ди­слав Мака­ров

Это было время до пере­мен. Тогда мы и пред­ста­вить себе не могли, что они наста­нут и какие они будут. Но в наших голо­вах они уже насту­пали. Они были выра­жены в зву­ках, в зву­ках про­рыва и слома, новой энер­гии и шеле­ста сво­боды. Не совсем пони­мал, откуда бра­лась эта беше­ная энер­гия моих вио­лон­чель­ных фан­тас­ма­го­рий, раз­ру­ша­ю­щих все мыс­ли­мые и немыс­ли­мые кон­вен­ци­о­наль­ные пре­грады. Услы­шав впер­вые пуле­мет­ные фор­те­пи­ан­ные пас­сажи Сер­гея Куре­хина в 80‑м году, понял, что ИСТИНА — здесь! И я не был в оди­но­че­стве. Чуть позд­нее Куре­хин писал мне в письме, что нужно опро­ки­нуть всё, и это должны сде­лать именно мы, деся­ток музы­кан­тов, не при­над­ле­жа­щих ни клану джа­зи­стов, ни роке­ров, ни ака­де­ми­че­ских клас­си­ков.

Из духа тра­ги­че­ского несо­от­вет­ствия (всему окру­жа­ю­щему) роди­лась ЭТА музыка. И у каж­дого осо­бен­ная. Родо­на­чаль­ники Г‑Т-Ч (Ганелин-Тарасов-Чекасин — трио) создали уни­каль­ный само­до­ста­точ­ный иро­ни­че­ский музы­каль­ный театр, Куре­хин родил идею колос­саль­ного абсурд­ного музы­каль­ного поли­гона (всех вре­мен и наро­дов). Дуэт Гай­во­рон­ского — Вол­кова погру­жал бахов­ские инто­на­ции в эзо­те­рику индий­ских раг. Вален­тина Поно­ма­рева озву­чи­вала шаман­ские инту­и­ции. Сер­гей Летов и его «Три О» мани­фе­сти­ро­вали демон­таж джазо-попсовых сте­рео­ти­пов. Я и мои после­до­ва­тели — Алек­сандр Кон­драш­кин, Михаил Юде­нич, Вале­рий Дуд­кин и др. выбрали самый рис­ко­ван­ный путь, путь чистой сво­боды, чистой музыки, искус­ства сво­бод­ной импро­ви­за­ции. Я упор­ство­вал в чистоте прин­ци­пов и отвер­гал любые ком­про­миссы. Позд­нее, позна­ко­мив­шись с кон­цеп­цией сво­бод­ной импро­ви­за­ции бри­тан­ской «КОМ­ПАНИ» (Дерека Бейли и Эвана Пар­кера), я утвер­дился в своей осо­бой мис­сии в музыке и пошел даже на раз­рыв отно­ше­ний с неко­то­рыми музы­кан­тами, отста­и­вая осо­бые экзи­стен­ци­аль­ные и транс­цен­дент­ные аспекты своей музыки. Тогда-то я впер­вые и ощу­тил неко­то­рую изо­ля­цию и отстра­не­ние, кото­рые сохра­ни­лись по отно­ше­нию ко мне и доныне. Тем не менее тогда, в 80‑х трио Макаров-Летов-Кондрашкин (позд­нее Макаров-Дудкин-Юденич) осва­и­вала свою нишу в Новой музыке. В При­бал­тике, в част­но­сти в Риге, тогда была под­хо­дя­щая «андер­гра­ун­до­вая» атмо­сфера, и чаще нас можно было слы­шать именно там. Бле­стя­щий риж­ский сак­со­фо­нист, духо­вик Алек­сандр Аксе­нов был нашим еди­но­мыш­лен­ни­ком, он создал некий музы­каль­ный поли­гон под назва­нием «Ато­наль­ный син­дром», что было подо­бием (но совер­шенно неза­ви­симо) куре­хин­ской “Поп-Механики», где экс­пе­ри­мен­ти­ро­вали музы­канты раз­лич­ных направ­ле­ний. И был даже свой Куре­хин — Олег Гор­ба­ренко (вскоре скон­чав­шийся, как бы мисти­че­ски пред­опре­де­лив судьбу и самого Куре­хина) — безум­ный пиа­нист, пора­жав­ший иде­ями и тех­ни­кой мно­го­чис­лен­ную пуб­лику и фанов «Син­дрома». Мы с Сер­геем Лето­вым часто участ­во­вали в этих акциях.

Тогда-то и роди­лась леген­дар­ная андер­гра­ун­до­вая группа «ЗГА», где я чис­лился крест­ным отцом. Нико­лай Суд­ник и Вале­рий Дуд­кин создали нечто совер­шенно необыч­ное, пост­ин­ду­стри­аль­ные шумо­вые инстал­ля­ции, выпол­ня­е­мые на инстру­мен­тах соб­ствен­ного изго­тов­ле­ния. Я, Сер­гей Летов, Алек­сандр Аксе­нов, Вале­рий Дуд­кин, Нико­лай Суд­ник, Михаил Юде­нич, Вадим Пет­ренко и дру­гие музы­канты часто импро­ви­зи­ро­вали вме­сте и устра­и­вали домаш­ние сей­шены. И хотя все же та музыка была довольно эклек­тич­ной, все мы были заря­жены идеей созда­ния новой музыки. И даже музыка Г‑Т-Ч, Вапи­рова, Гай­во­рон­ского и самого Куре­хина каза­лась нам недо­ста­точно аван­гард­ной.
Мы по-партизански появ­ля­лись то здесь, то там (Питер, Москва, При­бал­тика, даже Смо­ленск, Яро­славль, Тверь) на пло­щад­ках офи­ци­аль­ных, неофи­ци­аль­ных и полу­офи­ци­аль­ных, остав­ляя после себя недо­уме­ние, вос­торг, а ино­гда и непри­я­тие. Так про­хо­дили 80‑е, в воз­духе висело ожи­да­ние боль­шого при­зна­ния и боль­ших пере­мен.

Вскоре каж­дый из нас эсте­ти­че­ски вызрел и само­опре­де­лился, и между нами стали воз­ни­кать серьез­ные раз­но­гла­сия. Летов играл с Куре­хи­ным и роке­рами типа «ДДТ” на боль­ших пло­щад­ках, сам Куре­хин ста­но­вился анти-поп-звездой бла­го­даря мас­штаб­ным скан­да­лам «Поп-Механики». Г‑Т-Ч с три­ум­фом блуж­дали по миру. Кое-кто эми­гри­ро­вал. Кто-то «опо­псел», кто-то канул в неиз­вест­ность. Риж­ский андер­гра­унд погру­зился в зло­ве­щий оккуль­тизм, а неисто­вая скри­пачка Валя Гон­ча­рова в Тал­лине в мисти­цизм и гипер-скрипичную инди­ви­ду­аль­ную мифо­ло­гию, и только на холод­ном Севере бодро несли аван­гард в массы зака­му­фли­ро­ван­ный под джаз музы­канты секты Вла­ди­мира Резиц­кого под про­све­ти­тель­ским лако­нич­ным назва­нием «Джаз-группа! — про­сто, Архан­гельск». Да еще в дале­кой Сибири песто­вал роб­кие побеги фри-джаза бес­по­доб­ный пер­со­наж Яша Айзен­берг и джа­зо­вый отступ­ник Сер­гей Бели­ченко.

Мака­ров неуклонно отта­чи­вал острие соб­ствен­ного смычка, ища под­держку в экзи­стен­ци­аль­ных дебрях модер­нист­ских пара­дигм. При­бли­жа­лись 90‑е с их реаль­ными пере­ме­нами, и наш «дранг нах вест» — про­рыв на Запад, но это уже дру­гая исто­рия, точ­нее, вто­рое дей­ствие музыкально-трагического фарса.

15.08.2002 Смо­ленск

Эссе, напи­санно для релиза-антологии Lео-records «Golden Years of the Soviet New Jazz» 2002, GY 409/412, (в бук­лете релиза пред­став­лено на англий­ском)