Искус­ство для города. Зачем смо­ля­нам изу­чать дру­гое кра­е­ве­де­ние

газета: «Аргу­менты и Факты» № 08. Смо­лен­ский выпуск 24/02/2021
автор: Фидан Усуб­ова

Зачем смо­ля­нам изу­чать дру­гое кра­е­ве­де­ние? Можно его любить, можно нена­ви­деть, но не заме­чать про­сто невоз­можно. Так гово­рят зна­токи про совре­мен­ное искус­ство. Воз­можно ли оно вда­леке от сто­лицы?

На этот вопрос отве­чает про­ект «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние».

Мы пооб­ща­лись с его созда­те­лями и кура­то­рами Яной Дво­енко и Анной Зими­ной и узнали, что пред­став­ляет собой искус­ство Смо­лен­ска сего­дня и чего ему не хва­тает.

Взгляд со сто­роны

Фидан Усуб­ова, «АиФ-Смоленск»: Как появи­лась идея создать архив совре­мен­ного искус­ства Смо­лен­ска?

Анна Зимина: У смо­лен­ских худож­ни­ков уже давно было тай­ное жела­ние — чтобы появился чело­век, кото­рый сам бы не был худож­ни­ком, но при этом очень любил искус­ство и инте­ре­со­вался им. Можно ска­зать, смот­рел на него со сто­роны. И этим чело­ве­ком стала Яна. Именно она смогла сло­жить все наши мысли в общую кар­тину и создать про­ект «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» под эги­дой Твор­че­ского союза худож­ни­ков Рос­сии.

- Твор­че­ский союз худож­ни­ков Рос­сии — не то же, что и Союз худож­ни­ков Рос­сии?

Анна: Так как у нас очень моло­дая организация- нам всего один год, мы пока скромно о себе заяв­ляем. Союз худож­ни­ков Рос­сии — это тра­ди­ци­он­ное объ­еди­не­ние, кото­рое всем хорошо известно, и в него вхо­дит огром­ное коли­че­ство дея­те­лей искус­ства. А Твор­че­ский союз худож­ни­ков в городе менее изве­стен, хоть и наши авторы мно­гим зна­комы. Дело в том, что он в своё время воз­ник из аль­тер­на­тив­ных тече­ний и явле­ний в искус­стве как некая оппо­зи­ция офи­ци­аль­ной орга­ни­за­ции. Но в итоге это выли­лось в офи­ци­аль­ное объ­еди­не­ние.

Яна Дво­енко: Да, наше реги­о­наль­ное отде­ле­ние появи­лось год назад, и это поз­во­лило нам объ­еди­ниться, дало основу для сов­мест­ной работы. Ещё очень важно то, что у исто­ков про­екта стоят не только тео­ре­тики, но и прак­тики, то есть сами худож­ники. Это пол­но­стью «гори­зон­таль­ная» ини­ци­а­тива, кото­рая, на мой взгляд, поз­во­лит объ­ек­тивно посмот­реть на то, что про­ис­хо­дило, про­ис­хо­дит и будет про­ис­хо­дить в нашем искус­стве. Кон­кретно в команду про­екта вхо­дят трое — мы с Анной и худож­ник Дмит­рий Зимин.

- Где вы берёте мате­ри­алы для архива?

Анна: Мы рабо­таем в этом направ­ле­нии уже давно: встре­ча­емся с авто­рами, худож­ни­ками, обща­емся, правда, в послед­нее время только дистан­ци­онно. Узнаём какие-то вещи у дру­гих дея­те­лей искус­ства, кото­рые уже собрали свои архивы, у кото­рых есть списки извест­ных смо­лен­ских авто­ров.

Пишем исто­рию

- Каких авто­ров и какие работы вы будете пуб­ли­ко­вать в архиве? Чем они при­ме­ча­тельны для Смо­лен­ска?

Анна: Пока что мы возь­мём какой-то опре­де­лён­ный вре­мен­ной отре­зок. Напри­мер, с 1980–2000‑х
до 2010‑х годов. Впо­след­ствии будем допол­нять его инфор­ма­цией о новых пред­ста­ви­те­лях совре­мен­ного искус­ства. Ведь боль­шая про­блема в том, что об этой эпохе сей­час в Смо­лен­ске знают только те, кто тогда жил и рабо­тал. А моло­дёжь, кото­рая зани­ма­ется совре­мен­ным искус­ством, не имеет воз­мож­но­сти узнать что-то о клю­че­вых име­нах и рабо­тах того вре­мени. Полу­ча­ется так, что мы лишены хоро­шей почвы, на кото­рой могли бы расти моло­дые худож­ники. Мы же хотим вос­пол­нить этот про­бел, и если нам это удастся, то у людей появится воз­мож­ность зна­ко­миться со сво­ими исто­ками. А кроме того, это помо­жет нала­жи­вать связи с худож­ни­ками из дру­гих реги­о­нов, они смо­гут узнать больше о нас, мы — о них.

- Где всё это можно будет почи­тать, посмот­реть?

Яна: «Архив» с гре­че­ского пере­во­дится как при­сут­ствен­ное место. У мно­гих людей он ассо­ци­и­ру­ется с неким хра­ни­ли­щем, куда ски­ды­вают доку­менты. Но это не так. Пока это будет онлайн-площадка, где мы будем раз­ме­щать интер­вью, дру­гие мате­ри­алы, моло­дые авторы смо­гут чер­пать оттуда массу инфор­ма­ции. Как гово­рят извест­ные тео­ре­тики, исто­рия рос­сий­ского искус­ства ещё не напи­сана, и худож­ники об этом тоже знают. Почему не напи­сана? Потому что пере­смотр каких-то про­цес­сов, кото­рые были в совет­ское и пост­со­вет­ское время, только начался. Боль­шин­ство зани­ма­ются изу­че­нием 1980,1990 и 2000‑х годов. Потому что это время близко нам, оно доступно и открыто. Авторы тех вре­мён, к сча­стью, сей­час здрав­ствуют, мно­гие из них до сих пор активны. Поэтому эти пери­оды можно сего­дня начать изу­чать и опи­сы­вать, а позже на их основе углуб­ляться в исто­рию.

- Чем будет поле­зен ваш про­ект рядо­вому смо­ля­нину?

Яна: «Смо­лен­ский архив: дру­гое кра­е­ве­де­ние» — это не учеб­ник по исто­рии и не искус­ство­вед­че­ский трак­тат. Это про­сто откры­тый пор­тал, где не будет заум­ных речей. Вся инфор­ма­ция, кото­рую мы опуб­ли­куем, будет доступна каж­дому чело­веку, кото­рого заин­те­ре­сует совре­мен­ное искус­ство нашего города.

Под­го­то­вить зри­теля

- Кстати, какое оно, совре­мен­ное искус­ство Смо­лен­ска? Чего ему, на ваш взгляд, не хва­тает?

Анна: Оце­нить какое-то явле­ние мы можем, только дистан­ци­ру­ясь от него. Так как я тоже худож­ник, мне трудно бес­при­страстно оце­ни­вать совре­мен­ное искус­ство Смо­лен­ска. Но если гово­рить о том, чего ему не хва­тает, я бы выде­лила несколько основ­ных момен­тов. Не хва­тает выста­воч­ных пло­ща­док. Нет такого места, кото­рое бы спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лось на совре­мен­ном искус­стве.

Не хва­тает пло­ща­док обра­зо­ва­тель­ных, где бы моло­дые авторы могли встре­чаться, общаться с масти­тыми худож­ни­ками, с при­ез­жими тео­ре­ти­ками и практиками.«Мы мало знаем об искус­стве 1980–2010 годов и потому лишены хоро­шей почвы, на кото­рой могли бы расти моло­дые худож­ники».

Наш зри­тель часто не готов к встрече с совре­мен­ным искус­ством. Он не знает, как его смот­реть, как на него реа­ги­ро­вать, как о нём гово­рить. Не хва­тает каких-то попу­лист­ских вещей.

В то же время ска­зать, что инте­реса к совре­мен­ному искус­ству нет, я не могу. Люди инте­ре­су­ются, спра­ши­вают, узнают…

- Где в Смо­лен­ске можно позна­ко­миться с искус­ством реги­она? Что посо­ве­ту­ете?

Яна: Сове­тую начать с основ: Флё­ново, Худо­же­ствен­ная гале­рея, Музей Конён­кова. Это не вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие друг друга вещи. На всех этих выстав­ках исполь­зу­ются какие-то темы, свя­зан­ные с обще­куль­тур­ным кон­тек­стом реги­она: Кре­пост­ная стена, наше исто­ри­че­ское насле­дие. Поэтому какого-то кон­крет­ного места, на мой взгляд, нет. Про­сто услы­шите, что в городе где-то про­хо­дит выставка, напри­мер, Все­во­лода Лит­ви­нова — смело посе­щайте и изу­чайте.

Анна: Дей­стви­тельно, это одна из при­чин, почему мы зате­яли этот про­ект. Когда зада­ёшься вопро­сом, где искать инфор­ма­цию, напри­мер, про совре­мен­ное искус­ство Смо­лен­ска, куда пойти? Есть разве что какие-то еди­нич­ные блоги и авторы, кото­рые об этом пишут. Но это недо­ступно рядо­вому жителю. Про­сто так набрать в Интер­нете и найти что-то он не смо­жет. Поэтому мы и попро­бо­вали начать обоб­щать исто­рию, чтобы потом делиться этой инфор­ма­цией с дру­гими.

ДОСЬЕ
Яна Дво­енко роди­лась в Душанбе. При­е­хала с семей из Таджи­ки­стана в 1990‑х и дол­гое время жила в Почин­ков­ском рай­оне. Окон­чила фил­фак СмолГУ, защи­тила дис­сер­та­цию. Сей­час пре­по­даёт в СмолГУ и зани­ма­ется совре­мен­ным искус­ством Смо­лен­ска. Анна Зимина — худож­ник, член Союза худож­ни­ков, пред­се­да­тель Твор­че­ского союза худож­ни­ков Рос­сии по Смо­лен­ской обла­сти. Пре­по­даёт в СмолГУ и в част­ной фото­школе.